Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о лицензировании разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники"
(подготовлен Минпромторгом России 22.08.2019 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о лицензировании разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники" (далее - проект постановления) подготовлен:
в целях приведения подзаконного акта в области лицензирования (постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 240 "О лицензировании разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники") в соответствие с требованиями подпунктов "2" и "2.1" пункта 1 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации;
в соответствии с пунктом 11 Плана мероприятий ("Дорожная карта") по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях совершенствования реализации плана мероприятий ("дорожной карты") Национальной технологической инициативы по направлению "Аэронет", утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2018 г. N 576;
а также на основании опыта правоприменительной практики в области лицензирования авиационных организаций и предприятий.
В настоящее время согласно подпунктам "2" и "2.1" пункта 1 статьи 8 Воздушного кодекса из числа объектов, подлежащих обязательной сертификации в гражданской авиации, исключены сверхлегкие пилотируемые воздушные суда с массой конструкции 115 кг и менее, а также беспилотные авиационные системы и (или) их элементы, включающие беспилотные воздушные суда с максимальной взлетной массой 30 кг и менее.
При этом на основании пункта 3 статьи 9 Воздушного кодекса "Выдача соответствующих лицензий индивидуальным предпринимателям и указанным в статье 8 настоящего Кодекса юридическим лицам при отсутствии сертификатов запрещается".
Введение пункта 11 направлено на устранение указанного несоответствия.
В целях упорядочения процедур оформления лицензий проектом Положения предусматривается дополнение перечня документов, представляемых соискателем лицензии и лицензиатом для получения лицензии сведениями о номенклатуре авиационной техники, в отношении которой будут выполняться заявленные работы (услуги) в соответствии Рекомендациями по каталогизации Р 50.5.002-2001 "Каталогизация продукции для федеральных государственных нужд. Единый кодификатор предметов снабжения и порядок разработки и ведения разделов федерального каталога продукции для федеральных государственных нужд", утвержденными постановлением Госстандарта России от 29.08.2001 N 362-ст.
Наличие сведений о номенклатуре авиационной техники упростит определение соответствия лицензионным требованиям соискателя лицензии и лицензиата при выполнении работ в части выпуска видов авиационной техники, определение исполнителей и соисполнителей заказов, определение участников поставок, в том числе поставок инозаказчикам и в других случаях.
Данное изменение позволит также решить вопрос о разграничении понятий военная техника и авиационная техника при осуществлении лицензирования деятельности по разработке, производству, испытанию и ремонту авиационной техники, а также деятельности по разработке, производству, испытанию, установке, монтажу, техническому обслуживанию, ремонту, утилизации и реализации вооружения и военной техники. Существующие в настоящее время легальные дефиниции не позволяют однозначно разграничить содержания понятий "авиационная техника" и "военная техника".
Федеральным законом от 08.01.1998 N 10-ФЗ "О государственном регулировании развития авиации" определены правовые основы государственного регулирования развития авиации в Российской Федерации. Авиация в соответствии с указанным Федеральным законом определяется как государственная авиация (государственная военная авиация и государственная авиация специального назначения), гражданская авиация, экспериментальная авиация, авиационная промышленность, авиационная инфраструктура, единая система организации воздушного движения и авиационная техника.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О государственном регулировании развития авиации" под авиационной техникой понимаются летательные аппараты, их бортовое оборудование и агрегаты, двигатели, авиационное вооружение, авиационные средства спасания, тренажеры, наземные средства управления воздушным движением, навигации, посадки и связи, а также средства наземного обслуживания летательных аппаратов. Под авиационной техникой двойного назначения - авиационная техника, которая используется как в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, так и в интересах обороны и безопасности Российской Федерации. При этом летательные аппараты - это самолеты, вертолеты, авиационные, авиационно-космические ракеты, аэростаты, дирижабли, планеры, автожиры, дельтапланы и другие летательные аппараты. Летательные аппараты могут быть военными, специальными, гражданскими и экспериментальными.
Федеральный закон "О государственном регулировании развития авиации" не предусматривает деления авиационной техники в зависимости от вида авиации, в котором она используется.
На основании пункта 7 Положения о лицензировании разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2012 N 581, для получения лицензии соискатель лицензии или лицензиат направляет или представляет в том числе номенклатуру вооружения и военной техники, в отношении которой будут выполняться заявленные работы (услуги) в соответствии с Единым кодификатором предметов снабжения. Перечень номенклатуры вооружения и военной техники ежегодно согласовывается лицензирующим органом с Минобороны России.
Данное требование отсутствует в Положении о лицензировании разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники.
Разграничение перечня групп и классов предметов снабжения при осуществлении лицензирования деятельности по разработке, производству, испытанию и ремонту авиационной техники, а также деятельности по разработке, производству, испытанию, установке, монтажу, техническому обслуживанию, ремонту, утилизации и реализации вооружения и военной техники упростит разделение понятий при осуществлении лицензирования в области вооружения и военной техники и в области авиационной техники.
Проект постановления не повлечет за собой расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Реализация предусмотренных проектом постановления полномочий будет осуществляться уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата и в пределах ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.