Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (о предоставлении гарантий при прохождении диспансеризации работникам в возрасте 40 лет и старше)"
(подготовлен Минтрудом России 27.08.2019 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (о предоставлении гарантий при прохождении диспансеризации работникам в возрасте 40 лет и старше)" (далее - законопроект) разработан в соответствии с пунктом 4 перечня поручений по итогам выступления в Государственной Думе 17 апреля 2019 г. с отчетом Правительства Российской Федерации о результатах деятельности за 2018 г. Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева N ДМ-П14-3355 о подготовке согласованных с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предложений по внесению изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс), предусматривающих право работника в возрасте 40 лет и старше при прохождении диспансеризации на освобождение от работы на один рабочий день один раз в год с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка.
Целью законопроекта является повышение доступности диспансеризации, сохранение здоровья работающего населения путем выявления заболеваний на наиболее ранних стадиях и их предупреждение на основе систематического медицинского наблюдения за здоровьем работающего населения.
Статьей 185.1 Кодекса в действующей редакции предусмотрено освобождение работников для прохождения диспансеризации на один оплачиваемый день раз в три года, для лиц предпенсионного и пенсионного возраста - на два рабочих дня один раз в год с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка.
Законопроектом предлагается дополнение статьи 185.1 Кодекса частью второй, которой устанавливаются гарантии работникам в возрасте 40 лет и старше за исключением работающих граждан, являющихся получателями пенсии по старости или пенсии за выслугу лет, при прохождении диспансеризации на освобождение от работы на один рабочий день один раз в год с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка.
Кроме того, вводится новая часть пятая, в которой предоставляется право работодателю предусмотреть в коллективном договоре или локальном нормативном акте обязанность работника подтверждать использование предоставленного освобождения от работы справкой медицинской организации.
В Указе Президента Российской Федерации от 6 июня 2019 г. N 254 "О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года" (далее - Стратегия) отмечается, что профилактика заболеваний является одной из основных задач развития здравоохранения в Российской Федерации.
Согласно подпункту "а" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ N 204) Правительству Российской Федерации поручено обеспечить в 2024 году охват всех граждан профилактическими медицинскими осмотрами не реже одного раза в год.
В соответствии с пунктом 4 статьи 46 Федерального закона N 323-ФЗ диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, включающий в себя профилактический медицинский осмотр и дополнительные методы обследований, проводимых в целях оценки состояния здоровья (включая определение группы здоровья и группы диспансерного наблюдения) и осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 24 Федерального закона N 323-ФЗ установлена обязанность работодателей обеспечить условия для прохождения работниками медицинских осмотров и диспансеризации, а также беспрепятственно отпускать работников для их прохождения.
Вместе с тем в подпункте 2 пункта 3 Стратегии обозначена недостаточная заинтересованность работодателей в сохранении здоровья работников, в том числе в прохождении ими профилактических медицинских осмотров и диспансеризации. Также в Стратегии отмечается, что в 2013-2017 гг. прошли диспансеризацию 213,6 млн. граждан, из которых почти 30 процентов нуждаются в лечении. При этом часть граждан проходит диспансеризацию ежегодно, а другая - не проходит ее более трех лет, что зачастую приводит к формированию тяжелых форм заболевания.
В этой связи с учетом целей и задач Указа N 204, мероприятий, предусмотренных национальными проектами "Здравоохранение" и "Демография", Минздравом России актуализирован порядок проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения, которым предусмотрено ежегодное прохождение профилактического медицинского осмотра гражданами в возрасте 18 лет и старше, а также прохождение диспансеризации с установленной периодичностью, в том числе ежегодно гражданами в возрасте 40 лет и старше, включая работающих граждан, не достигших возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, в том числе досрочно, в течение пяти лет до наступления такого возраста и работающих граждан, являющихся получателями пенсии по старости или пенсии за выслугу лет.
Кроме того, во исполнение пункта 2 перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 23 апреля 2019 г. N ДМ-П14-3355 подготовлен проект распоряжения Правительства Российской Федерации об объявлении проведения в 2019-2020 г. Всероссийской диспансеризации взрослого населения Российской Федерации.
Указанные меры, направленные на упрощение процедуры прохождения гражданами диспансеризации, позволят достичь целей и задач Стратегии и Указа N 204, целевых показателей, предусмотренных национальными проектами "Здравоохранение" и "Демография", а также улучшить демографические показатели, в том числе среди граждан трудоспособного возраста.
Законопроект не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (о предоставлении гарантий работникам в возрасте 40 лет и старше при прохождении диспансеризации) "
Вступление в силу Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (о предоставлении гарантий работникам в возрасте 40 лет и старше при прохождении диспансеризации) " не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (о предоставлении гарантий работникам в возрасте 40 лет и старше при прохождении диспансеризации)"
Вступление в силу Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (о предоставлении гарантий работникам в возрасте 40 лет и старше при прохождении диспансеризации) " не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (о предоставлении гарантий работникам в возрасте 40 лет и старше при прохождении диспансеризации)"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (о предоставлении гарантий работникам в возрасте 40 лет и старше при прохождении диспансеризации)" не потребует дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета, иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и работодателей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.