Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части совершенствования административной ответственности в области защиты прав и законных интересов физических лиц при совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности)" (подготовлен Минюстом России 29.08.2019) (не действует)

Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части совершенствования административной ответственности в области защиты прав и законных интересов физических лиц при совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности)"
(подготовлен Минюстом России 29.08.2019 г.)

 

Текст проекта

 

Досье на проект

 

Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части совершенствования административной ответственности в области защиты прав и законных интересов физических лиц при совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности)" (далее - законопроект) разработан в целях реализации подпункта "а" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по вопросам контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности, утвержденного Президентом Российской Федерации 17.05.2019 N Пр-853.

Федеральным законом от 03.07.2016 N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Федеральный закон N 230-ФЗ) установлены правовые основы деятельности и правила совершения действий по возврату просроченной задолженности физических лиц, возникшей из денежных обязательств.

Установленные Федеральным законом N 230-ФЗ правила распространяются в том числе на кредитные организации.

Частью 1 статьи 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) предусмотрено, что совершение кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах (за исключением кредитных организаций), действий, направленных на возврат просроченной задолженности и нарушающих законодательство Российской Федерации о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей.

Исходя из буквального толкования диспозиции части 1 статьи 14.57 КоАП, исключение кредитных организаций из сферы действия данной нормы касается только лиц, действующих от имени и (или) в интересах кредитора.

Вместе с тем данное исключение привело к формированию противоречивой судебной практики.

Так, в 2017 - 2018 годах и за 5 месяцев 2019 году судами в отношении кредитных организаций рассмотрено 61 дело об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.57 КоАП. Вынесены постановления о привлечении к административной ответственности по 18 делам, отказано в привлечении к административной ответственности по 43 делам.

При отказе в привлечении к административной ответственности суды отмечают, что кредитные организации во всех случаях не являются субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.57 КоАП, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП исключает производство по делу.

При этом в территориальные органы ФССП России регулярно поступают обращения о нарушении кредитными организациями норм Федерального закона N 230-ФЗ (в 2017 году поступило 2 451 обращение, в 2018 году - 2 635 обращений; за 5 месяцев 2019 года - 1 177 обращений).

В целях исключения неравенства условий для лиц, совершающих действия по возврату просроченной задолженности физических лиц, учитывая, что кредитные организации являются полноценными субъектами правоотношений, регулируемых Федеральным законом N 230-ФЗ, законопроектом предлагается уточнить диспозицию части 1 статьи 14.57 КоАП в целях безусловного включения кредитных организаций в число субъектов административного правонарушения, предусмотренного данной нормой.

Кроме того, предусмотренные частью 1 статьи 14.57 КоАП санкции значительно меньше санкций, установленных в части 2 данной статьи, предусматривающей административную ответственность включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности (далее - государственный реестр).

Вместе с тем количество принятых в ФССП России к рассмотрению обращений о нарушении Федерального закона N 230-ФЗ в отношении юридических лиц, не осуществляющих возврат просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, почти в два раза превышает количество обращений, в отношении юридических лиц, включенных в государственный реестр (в 2017 году - 10 118 и 5 820 обращений соответственно, в 2018 году - 14 735 и 7 089 обращений, за 5 месяцев 2019 года - 7 816 и 4 074 обращений).

Также в 2017 году по части 1 статьи 14.57 КоАП возбуждено 438 дел об административных правонарушениях, в 2018 году - 840 дел, за 5 месяцев 2019 года - 635 дел, что составляет соответственно 50,5%, 46,8% и 55,6% от общего количества дел, возбужденных по статье 14.57 КоАП.

Приведенные статистические данные свидетельствуют в том числе о тенденции роста совершения вышеуказанных административных правонарушений и, как следствие, неэффективности действующих санкций.

В связи с вышеизложенным законопроектом предусматривается усиление административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 14.57 КоАП, при этом санкции в данной норме предлагается установить аналогичные предусмотренным в части 2 данной статьи.

Также законопроектом предлагается передать полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.57 КоАП, должностным лицам ФССП России.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 22.1 КоАП дела об административных правонарушениях, предусмотренных данным кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 КоАП, в том числе федеральными органами исполнительной власти, их структурными подразделениями, территориальными органами и структурными подразделениями территориальных органов, в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

В связи с этим предлагаемые изменения полностью согласуются с используемым в КоАП подходом при определении компетенции по рассмотрению дел об административных правонарушениях.

Принятие законопроекта позволит усовершенствовать механизмы защиты прав граждан от недобросовестных действий при осуществлении возврата просроченной задолженности и создаст условия, при которых будет достигаться цель административного наказания - предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Кроме того, предлагаемое законопроектом изменение компетенции рассмотрения правонарушений, предусмотренных статьей 14.57 КоАП, снизит нагрузку на судебные органы.

Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.