Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
(подготовлен Минтрансом России 12.09.2019 г.)
1. Общие характеристики правового акта
Проект постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации (далее - проект постановления) подготовлен в целях исключения рисков, возникающих при реализации инвестиционных проектов ОАО "РЖД", в связи с присвоением предоставляемым обществу бюджетным инвестициям кода вида расходов бюджета "451 Бюджетные инвестиции иным юридическим лицам в объекты капитального строительства".
2. Описание проблемы, на решение которой направлен проект акта. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации
Проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" в отношении мероприятий по развитию инфраструктуры железнодорожного транспорта установлен код вида расходов 451 "Бюджетные инвестиции иным юридическим лицам в объекты капитального строительства".
Изменение порядка бюджетного финансирования вследствие изменения кода вида расходов вместо действующего в 2019 году кода вида расходов 452 "Бюджетные инвестиции юридическим лицам, за исключением бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства" (далее - код ВР 452) полностью изменит условия получения ОАО "РЖД" средств федерального бюджета для их направления на реализацию проектов развития инфраструктуры железнодорожного транспорта, что, в свою очередь, окажет влияние на сроки и стоимость реализации включенных в них мероприятий, повлечет возникновение дополнительных расходов в виде выплаты процентов по привлеченным денежным средствам, а также изменит показатели экономической эффективности данных проектов и ухудшит финансовые показатели ОАО "РЖД" в целом.
В соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации условия получения ОАО "РЖД" средств федерального бюджета регулируются постановлениями Правительства Российской Федерации от 24 октября 2013 г. N 941 "Об утверждении правил принятия решения о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства за счет средств федерального бюджета" и от 15 февраля 2017 г. N 190 "О требованиях к договорам о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, за счет средств федерального бюджета и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление N 941 и постановление N 190).
В случае изменения кода вида расходов для бюджетных инвестиций на ОАО "РЖД" будут распространены дополнительные требования и ограничения по использованию соответствующих средств федерального бюджета, установленные указанными актами Правительства Российской Федерации, а именно:
1) обязанность обеспечить разработку проектной документации, приобретение земельных участков, проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, технологического и ценового аудита за счет собственных средств;
2) обязанность осуществлять закупки в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), что окажет негативное влияние на реализацию проектов развития инфраструктуры железнодорожного транспорта ввиду уменьшения количества способов выбора подрядчика и исключения возможности установления к нему дополнительных требований, учитывающих специфику проектов развития железнодорожной инфраструктуры.
Кроме того, изменение порядка бюджетного финансирования вследствие изменения кода вида расходов вместо действующего в 2019 году кода ВР 452 влечет необходимость включения вновь начинаемых проектов развития инфраструктуры железнодорожного транспорта в федеральную адресную инвестиционную программу (далее - ФАИП), как это предусмотрено статьей 179.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2010 г. N 716 "Об утверждении Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы".
Вместе с тем механизм предоставления бюджетных инвестиций с применением ФАИП недостаточно адаптирован к крупномасштабным долгосрочным инвестиционным проектам.
Так, ФАИП действует с 1 января по 31 декабря финансового года, на который она утверждена. В случае отсутствия по состоянию на 1 апреля текущего финансового года утвержденной проектной документации Минфин России перераспределяет лимиты бюджетных обязательств, предусмотренные ФАИП по проектам без проектной документации, в доход федерального бюджета.
Кроме того, по итогам года, в случае неосвоения средств федерального бюджета, лимиты бюджетных обязательств по незаконтрактованным объектам, неиспользованные в текущем финансовом году, будут возвращены в доход федерального бюджета без права восстановления. После чего получение бюджетных инвестиций в течение года становится невозможным.
Также условием включения проекта в ФАИП является разработка проектно-сметной документации и проведение технологического и ценового аудита без привлечения средств федерального бюджета, что также создает серьезный риск несоблюдения сроков реализации инвестиционных проектов, увеличения их стоимости, возникновения необходимости привлечения заемных ресурсов для покрытия кассовых разрывов, что приведет к ухудшению финансового результата ОАО "РЖД".
Учитывая масштаб проектов, реализуемых ОАО "РЖД", выполнение всех формальных требований, предъявляемых к процессу реализации ФАИП может существенно увеличить сроки их реализации, при этом лишив ОАО "РЖД" возможности оперативного управления проектами, что скажется на эффективности их реализации.
До настоящего времени порядок бюджетного финансирования мероприятий по развитию инфраструктуры железнодорожного транспорта в части сохранения порядка предоставления средств федерального бюджета в виде взносов в уставный капитал ОАО "РЖД" оставался неизменным ввиду их специфики, масштабов, стоимости и сроков реализации.
Во избежание негативных последствий от изменения кода вида расходов для реализации мероприятий по развитию железнодорожной инфраструктуры необходимо внесение изменений в постановления N 190, N 941, предусматривающее нераспространение ограничений, установленных указанными постановлениями, на бюджетные инвестиции и субсидии, предоставляемые организациям железнодорожного транспорта в части разработки проектной документации, приобретения земельных участков, проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, технологического и ценового аудита, а также условий применения Федерального закона N 44-ФЗ, а также необходимо внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. N 1596 с целью не учитывать в федеральной адресной инвестиционной программе средства, предоставляемые из федерального бюджета в форме субсидий и бюджетных инвестиций ОАО "РЖД" в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы".
3. Оценка соответствия проекта акта Основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденным Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 29 сентября 2018 г.
Принятие проекта постановления не противоречит Основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденным Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 29 сентября 2018 г.
4. Оценка эффективности предлагаемых решений
Предлагаемые решения направлены на увеличение провозной и пропускной способности сети железных дорог и обеспечение бесперебойного осуществления грузовых и пассажирских перевозок.
5. Оценка регулирующего воздействия
Заключения Минэкономразвития России об оценке регулирующего воздействия, предусмотренного пунктом 601 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260, не требуется.
6. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления
Предлагаемые решения не влекут за собой изменения объема полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов; сокращения доходной части соответствующих бюджетов.
7. Соответствие предлагаемых решений положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.