Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект приказа Минфина России "Об утверждении перечня информации об основном технологическом оборудовании для производства биоэтанола, автоматических средствах измерения и учета концентрации денатурирующих веществ в биоэтаноле, автоматических средствах измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции и о коммуникациях, содержащейся в схеме оснащения основного технологического оборудования" (далее соответственно - проект акта, Перечень информации), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минфином России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) проект акта разработан на основании подпункта "а" пункта 9 статьи 1 Федерального закона N 448-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - закон N 448-ФЗ), пункта 12 плана-графика подготовки проектов актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, необходимых для реализации норм закона N 448-ФЗ, утвержденного Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Министром финансов Российской Федерации А.Г. Силуановым 24 января 2019 г. N 543п-П11.
На основании пункта 1.6 сводного отчета целью проекта акта является определение перечня информации об основном технологическом оборудовании (далее - ОТО) для производства биоэтанола, автоматических средствах измерения и учета концентрации денатурирующих веществ в биоэтаноле, автоматических средствах измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции и о коммуникациях, содержащейся в схеме оснащения ОТО, которая является одним из документов, проверяемых Росалкогольрегулированием при принятии решения о возможности выдачи лицензии на осуществление деятельности по производству, хранению и поставкам произведенного биоэтанола.
В соответствии с пунктом 7.1 сводного отчета предлагаемым проектом акта могут быть затронуты интересы Росалкогольрегулирования и 59 организаций, которые осуществляют или потенциально могут осуществлять производство, хранение и поставки биоэтанола.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 18 июля по 14 августа 2019 года посредством размещения указанных документов ?на официальном сайте в информационно-коммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта: 02/08/07- 19/00093257).
В соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России в период с 23 по 29 августа 2019 года проведены публичные консультации по проекту акта, по итогам которых в Минэкономразвития России поступили позиции АО "Аммоний",АО "ГК "Титан", ПАО "Газпром нефть", ПАО "Русснефть", ПАО "Сургутнефтегаз", ПАО "Газпром", не содержащие замечаний и предложений в отношении проекта акта, а также позиция АО "Татспиртпром", в которой предлагается изложить в подпункте "а" пункта 1 слова: "до и после мест установки автоматических средств измерения" в редакции: "начиная с выходного трубопровода колонны и заканчивая емкостью хранения суточной выработки". Минэкономразвития России рекомендует разработчику рассмотреть указанную позицию АО "Татспиртпром" на предмет возможности учета при доработке проекта акта.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
По результатам рассмотрения проекта акта Минэкономразвития России обращает внимание на наличие следующих рисков его принятия в представленной редакции.
1. В соответствии с пунктом 3 поручения Правительства Российской Федерации от 3 июня 2019 г. N ДМ-П36-4534 (пункт 3) федеральным органам исполнительной власти на период реализации механизма "регуляторной гильотины" предписывается не допускать установления новых требований, соблюдение которых подлежит проверке при осуществлении государственного контроля (надзора).
В соответствии с положением пункта 2 проекта акта предусмотрена дата его вступления в силу - 28 ноября 2019 года.
Следует отметить, что в соответствии с пунктом 10.1 части 1 статьи 19 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) для получения лицензии на осуществление одного из видов деятельности, связанных с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и указанных в пункте 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ видов деятельности, организацией представляются в лицензирующий орган схема оснащения ОТО для производства биоэтанола автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, содержащая информацию об указанных оборудовании, автоматических средствах и о коммуникациях в соответствии с Перечнем информации, что свидетельствует об установлении новых требований, в частности, предусмотренных проектом акта и подлежащих проверке.
2. Следует обратить внимание, что положения Перечня информации предполагают установление ряда следующих недостаточно определенных требований.
2.1. Положения проекта акта оперируют понятием "основное технологическое оборудование". Требуется обратить внимание, что положениями Закона N 171-ФЗ прямо не определено содержание указанного понятия, в рамках проекта акта или действующих нормативных правовых актов в соответствующей сфере регулирования также не устанавливается критериев отнесения оборудования к ОТО, не установлен перечень такого оборудования.
Таким образом, представляется неясным, каким образом лицензирующий орган будет принимать решение о надлежащем выполнении соискателем лицензии требований, предусмотренных подпунктом 10.1 пункта 1 статьи 19 Закона N 171-ФЗ.
В настоящее время Перечень видов основного технологического оборудования для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 января 2006 г. N 17-р. В соответствии с абзацем вторым статьи 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации, акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации. На основании этого распоряжение Правительства Российской Федерации не является нормативным правовым актом. Также из положений Закона N 171-ФЗ остается неясным, отличаются ли виды (перечень) ОТО для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции от видов (перечня) ОТО для производства биоэтанола.
2.2. В соответствии с пунктом 1 Перечня информации схема оснащения ОТО должна содержать установленную подпунктами указанного пункта информацию в графическом виде, при этом редакцией указанного пункта либо иными положениями Перечня информации или действующими нормативными правовыми актами не установлены требования к исполнению таких графических изображений, что несет риск установления избыточных требований и ограничений в отношении субъектов предпринимательской деятельности.
2.2.1. Положением подпункта "б" проектируется требование по наличию указания способа графического отображения размещения на оборудовании трубопроводной арматуры, трубопроводной запорной арматуры, пробоотборной арматуры в экспликации. Аналогичное требование проектируется подпунктами "в", "е" пункта 1 Перечня информации в отношении стационарных коммуникаций и местах установки устройств для прекращения производства биоэтанола при отключении средства измерения или для переключения на резервное средство измерения соответственно. Следует обратить внимание, что Перечнем информации не предусматривается установление требований к оформлению экспликации, а также не предусматривается отсылочных положений на такие требования, предусмотренные действующими нормативными правовыми актами.
2.2.2. Согласно подпункту "в" предлагается установить требования к графическому отображению стационарных коммуникаций. Из текста редакции Перечня информации остаются неясными критерии определения стационарности коммуникаций.
2.2.3. Подпунктом "д" предполагается установление требований к указанию номера точки контроля. Следует отметить, что остается не вполне ясным порядок нумерации точек контроля, что свидетельствует о неопределенности устанавливаемого регулирования.
2.3. Пунктом 2 Перечня информации устанавливается требование по содержанию информации в текстовом виде в соответствии с основной технологической операцией по каждому производственному помещению.
Отсутствие перечня основных технологических операцией при производстве биоэтанола приводит к выводу о недостаточной определенности указанного требования.
2.4. Подпунктом "а" пункта 2 Перечня информации предлагается установить требование в отношении установленного оборудовании с указанием вида, марки, заводского номера каждой единицы оборудования. Аналогичное требование устанавливается положением подпунктами "б", "в". Следует проработать вопрос о возможности указания соответствующих характеристик указанного оборудования только при наличии такой информации, поскольку в случае отсутствия информации о виде, марке, заводском номере оборудования по производству биоэтанола существует риск установления невыполнимого регулирования.
3. В соответствии с пунктом 15 Правил сводный отчет формируется разработчиком с использованием программных средств официального сайта. Сводный отчет о проекте акта, имеющего высокую степень регулирующего воздействия, должен содержать сведения, установленные положениями подпунктов указанного пункта.
Просим учесть изложенное при разработке и проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов.
Проект акта не устанавливает новых полномочий органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и не несет риска возложения дополнительных расходов на соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.
Наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, разработчиком обоснованы, в проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.