Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статьи 6.6 и 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(подготовлен Минюстом России 14.10.2019 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 6.6 и 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разработан во исполнение пункта 8 перечня поручений Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2019 г. N ДМ-П39-8148 (далее - законопроект).
Необходимо отметить, что в настоящее время Минюстом России во исполнение пунктов 3.1 и 3.2 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 4 июня 2019 г. N ДМ-П4-29пр ведется работа по подготовке проекта нового кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), которая осуществляется с учетом положений Концепции нового КоАП.
Пунктом 2.4.1.2 указанной Концепции предусмотрена проработка вопроса о возможности существенного сокращения предельного срока применения административного приостановления деятельности.
Таким образом, в новом КоАП установленный в настоящее время максимальный срок административного приостановления деятельности будет уменьшен. Вместе с тем работу по его подготовке планируется завершить в марте 2020 г.
Однако вопрос о снижении административно-деликтной нагрузки на лиц, осуществляющих деятельность по организации питания населения, включающую приготовление и хранение пищи и напитков и их реализацию населению в специально оборудованных местах, требует скорейшего разрешения.
Так, в действующем КоАП содержится несколько составов административных правонарушений, связанных с нарушением требований к приготовлению пищи и напитков и иным процессам, составляющим организацию питания населения.
Статьей 6.6 КоАП установлена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения, а статьей 14.43 КоАП - за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов (такие требования предусмотрены, в частности, техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (принят решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 880) и техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания" (принят решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15 июня 2012 г. N 34).
При этом за совершение указанных административных правонарушений установлены несоразмерные административные наказания.
Например, за нарушение санитарно-эпидемиологических требований (далее - СанПиН) к организации питания населения, которые не относятся к сфере обеспечения безопасности самой продукции, к юридическому лицу может быть применено либо административное наказание в виде административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (статья 6.6 КоАП).
В то же время в случае нарушения требований технических регламентов к безопасности реализуемой на предприятиях общественного питания продукции административное приостановление деятельности может быть применено только в случае повторного причинения либо создания угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан (часть 3 статьи 14.43 КоАП).
По данным Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам предпринимателей Б.Ю. Титова, несмотря на поставленные задачи по расширению применения методов профилактики и предупреждения правонарушений, частота назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности по делам об административных правонарушениях, составление протоколов по которым и их рассмотрение находятся в ведении Роспотребнадзора, остается стабильно высокой (например, по статьям 6.3 - 6.6 КоАП в 2014 году административное приостановление деятельности применялось в 5 261 случаях, в 2018 - в 5 544).
При этом следует учитывать, что приостановление деятельности предприятия на срок до девяноста суток означает несколько месяцев простоя и может повлечь нарушение сроков выплат по кредитным договорам, банкротство организации, сокращение рабочих мест, в то время как допущенные нарушения в рассматриваемой сфере могут быть устранены за меньший срок.
Необходимо также отметить, что судебная и административная практика применения статей 6.6 и 14.43 КоАП неоднозначна, что связано с конкуренцией требований, содержащихся в СанПиНах и технических регламентах, а также с отсутствием возможности учета степени вреда, причиняемого нарушениями санитарно-эпидемиологических требований и требований, содержащихся в технических регламентах.
Требования технических регламентов о безопасности пищевой продукции, соблюдение которых является обязательным при приготовлении пищи, различны по своей значимости с точки зрения последствий их несоблюдения. Наибольший вред для жизни и здоровья человека представляют нарушения микробиологических нормативов безопасности (патогенных). Кроме того, причинение вреда здоровью человека в связи с нарушением данных нормативов может быть доказано в ходе контрольно-надзорных мероприятий и производства по делу об административном правонарушении.
С учетом изложенного законопроектом предлагается:
- изложить статью 6.6 КоАП в новой редакции, установив в одной норме административную ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований и требований технических регламентов о безопасности пищевой продукции при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), предусмотрев при этом квалифицированные составы административных правонарушений, связанные с нарушением требований технических регламентов к безопасности пищевой продукции в части микробиологических нормативов безопасности (патогенных), в том числе повлекшим причинение вреда здоровью граждан;
- предусмотреть возможность применения административного наказания в виде административного приостановления деятельности только в случае причинения вреда здоровью человека в результате нарушения требований технических регламентов к безопасности пищевой продукции в части микробиологических нормативов безопасности (патогенных), установив максимальный срок, на который оно может быть назначено, равный десяти суткам;
- статью 14.43 КоАП дополнить оговоркой, исключающей из сферы ее действия вышеназванные правонарушения.
Принятие законопроекта позволит назначать за административные правонарушения в сфере организации общественного питания населения соразмерные и справедливые административные наказания в зависимости от вредных последствий данных правонарушений.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.