Доработанный текст проекта Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Минэкономразвития России от 15.08.2019)
Вносится Правительством Российской Федерации
Проект
Федеральный закон
О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации", направленных на совершенствование порядка привлечения к трудовой деятельности и закрепления на постоянное место жительства в Российской Федерации иностранных высококвалифицированных специалистов
Статья 1
Внести в статью 13.2. Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3032; 2010, N21, ст. 2524, N 52, ст. 7000; 2011, N 13, ст. 1689, N 27, ст. 3880, N 49, ст. 7043, ст. 7061; 2012, N 53, ст. 7645; 2013, N 19, ст.2309, N 27, ст. 3477, N 30, ст. 4036, ст. 4081; 2014, N 19, ст. 2311, N 26, ст. 3370, N 48, ст. 6659, ст. 6638 ; 2015, N 1, ст. 61, N 10, ст. 1426, N 27, ст. 3951, ст. 3993, ; 2017, N 31, ст. 4765; 2018, N 53, ст. 8454) следующие изменения:
1) в подпункте 3 пункта 1 слова "шестидесяти семи" исключить;
2) пункт 1.4 изложить в следующей редакции:
"1.4. Выплата заработной платы высококвалифицированному специалисту, указанному в подпунктах 1, 1.1, 1.2, 2.1 или 3 пункта 1 настоящей статью, полностью отработавшему норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности) осуществляется в соответствии с нормами трудового законодательства Российской Федерации. В случае, если иностранный гражданин-высококвалифицированный специалист не полностью отработал норму рабочего времени и/или не выполнил нормы труда расчет размера заработной платы, осуществляется пропорционально отработанному времени или выполненной нормы труда.";
3) пункт 13 дополнить абзацем третьим следующего содержания:
"Размер заработной платы высококвалифицированному специалисту в соответствующий период выплачивается и, соответственно, указывается в уведомлении согласно нормам трудового законодательства Российской Федерации с предоставлением обоснования наличия перерыва в осуществлении трудовой деятельности в связи с его болезнью, пребыванием в отпуске без сохранения заработной платы или другим обстоятельством, вследствие которого за период указанного перерыва выплата ему заработной платы не производилась либо производилась не в полном объеме.";
4) дополнить пунктом 13.1 следующего содержания:
"13.1 Работодатели и заказчики работ (услуг), указанные в пункте 5 настоящей статьи, обязаны ежеквартально не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом, уведомлять федеральный орган исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, или его уполномоченный территориальный орган направлять уведомление о начисленных и об уплаченных суммах налога на доходы физических лиц в отношении высококвалифицированных специалистов. Форма и порядок предоставления указанного уведомления устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной и налоговой деятельности.
Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг), привлекающими высококвалифицированных специалистов, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов или его уполномоченный территориальный орган на бумажном носителе, а также подано в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг."
5) пункт 26 дополнить подпунктом 3) следующего содержания:
"3) не представил либо представил в налоговые органы поддельное или подложное уведомление о начисленных и об уплаченных суммах налога на доходы физических лиц в отношении высококвалифицированных специалистов."
Статья 2
Внести в статью 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации 2002, N 22, ст. 2031; 2003, N 46, ст. 4447; 2006, N 2, ст. 170; 2007, N 49, ст. 6057; 2009, N 1, ст. 9, N 26, ст. 3125; 2014, N16, ст. 1829, N 26, ст. 3363; 2016, N 18, ст. 2500; 2017, N 31, ст. 4792; 2018, N 53, ст. 8470) следующие изменения:
1) в части первой статьи 13 пункт "г" признать утратившим силу;
2) в статье 14:
а) в части пятой слово "г" исключить;
б) в части восьмой слово "г" исключить;
в) дополнить частью девятой следующего содержания:
"Иностранные граждане и лица без гражданства вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а", "в" и "д" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица без гражданства являются высококвалифицированными специалистами и привлекаются к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 13.2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" постоянно проживают на территории Российской Федерации и осуществляют трудовую деятельность на территории Российской Федерации в качестве высококвалифицированного специалиста не менее трех лет. При этом в указанный период в отношении таких иностранных граждан и лиц без гражданства работодателем должны быть уплачены налоги на доходы физических лиц в отношении высококвалифицированных специалистов в соответствии с законодательством о налогах и сборах."
Президент |
В.В. Путин |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации", направленных на совершенствование порядка привлечения к трудовой деятельности и закрепления на постоянное место жительства в Российской Федерации иностранных высококвалифицированных специалистов"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации", направленных на совершенствование порядка привлечения к трудовой деятельности и закрепления на постоянное место жительства в Российской Федерации иностранных высококвалифицированных специалистов" (далее - законопроект) разработан во исполнение Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 622, и Плана мероприятий по реализации в 2019 - 2021 годах Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2019 г. N 265-р (пункты 1, 9), в целях совершенствования законодательства, регулирующего порядок привлечения к трудовой деятельности на территории Российской Федерации иностранных граждан в качестве высококвалифицированных специалистов (далее - ВКС), и упрощения порядка приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих компетенции, востребованные экономикой.
В среднесрочной перспективе российская экономика будет функционировать в условиях сокращения численности населения трудоспособного возраста и сохранения естественной убыли населения. Миграция останется одним из важных факторов стабилизации и роста численности населения.
При этом Российская Федерация продолжает оставаться донором высококвалицированной рабочей силы для экономически развитых стран. Миграционные потоки, идущие в Российскую Федерацию, не в полной мере способны восполнить потребности экономики, в том числе и перспективные, в квалифицированных и высококвалифицированных работниках.
Неблагоприятные демографические тенденции и изменение структурных потребностей в рабочей силе под влиянием новых технологий и современных стандартов организации производства в перспективе будут обуславливать усиление качественного и количественного дисбаланса спроса и предложения на рынке труда и стимулировать развитие и внедрение новых механизмов для восполнения потребностей рынка труда в квалифицированных кадрах как за счет собственных ресурсов, так и за счет привлечения отдельных категорий иностранных граждан в Российскую Федерацию, в том числе на постоянной основе.
Кроме того, создание дополнительных благоприятных условий ведения бизнеса и привлечения инвестиций в Российской Федерации, способствующих ускоренному технологическому обновлению и развитию российской экономики, созданию высокопроизводительных рабочих мест с достойной заработной платой, обуславливает необходимость совершенствования миграционного законодательства Российской Федерации в части привлечения в страну иностранных специалистов высокой квалификации и закрепления их на постоянной основе.
В Российской Федерации созданы условия для привлечения и осуществления трудовой деятельности ВКС с целью обеспечения потребностей в иностранной рабочей силе работодателей, осуществляющих деятельность в Российской Федерации.
В соответствии со статьей 13.2 Федерального закона от 25 июля 2002 г.N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) ВКС признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности в Российской Федерации предполагают получение им заработной платы (вознаграждения) по общему порядку в размере не менее 167 тыс. рублей из расчета за один календарный месяц (2 млн. рублей в год).
В целях создания благоприятных условий для привлечения в Российскую Федерацию специалистов высокого уровня квалификации и снижения риска злоупотребления работодателями права на привлечение и использование иностранных работников в качестве ВКС законопроектом предлагается снизить размер ежемесячной заработной платы (вознаграждения), как критерия статуса ВКС.
Следует отметить, что данный вопрос неоднократно обсуждался и был концептуально поддержан на площадках Администрации Президента Российской Федерации в рамках рабочей группы по реализации Концепции государственной миграционной Российской Федерации на 2019-2025 годы, а также на совещаниях у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Министра финансов Российской Федерации А.Г. Силуанова.
В этой связи Минэкономразвития России разработан проект федерального закона, направленный на совершенствование законодательства, регулирующего порядок привлечения к трудовой деятельности на территории Российской Федерации иностранных граждан в качестве ВКС, и предусматривающий:
пересмотр размера минимального порога ежемесячной заработной платы (вознаграждения) в сторону уменьшения как критерия статуса ВКС со 167 до 100 тыс. рублей и установление ее выплаты пропорционально отработанному времени;
совершенствование механизма контроля исполнения работодателями обязательств по выплате ВКС размера заработной платы (вознаграждения), установленного законодательством Российской Федерации.
При определении минимального уровня ежемесячной заработной платы (вознаграждения) ВКС в размере 100 тыс. рублей принимались во внимание текущие данных о фактически начисленной среднемесячной заработной плате в Российской Федерации при одновременном учете данного показателя в городах-миллиониках (средняя заработная плата по Российской Федерации составила 43,5 тыс. руб., среди городов - миллионников - максимальная средняя заработная плата - в г. Москва - 83,7тыс. руб. Итого - 100 тыс. руб.).
Предлагаемая законопроектом норма по установлению выплаты заработной платы ВКС пропорционально отработанному времени направлена на снижение случаев необоснованного привлечения работодателей к ответственности за-за имеющихся противоречий между миграционным законодательством и трудовым законодательством (в случае временного отсутствия работника).
В целях снижения рисков злоупотребления работодателями механизма ВКС при снижении уровня заработной платы (вознаграждения) ВКС в законопроекте предусматривается установление обязанности работодателя ежеквартально уведомлять налоговые органы о начисленных и об уплаченных суммах налога на доходы физических лиц в отношении ВКС. Форма и порядок такого уведомления устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной и налоговой деятельности.
Также законопроектом устанавливается ответственность работодателя за непредставление либо представление в налоговые органы поддельного или подложного указанного выше уведомления. Отсутствие либо предоставление ложной указанной выше информации влечет лишение работодателей права в течение двух лет привлекать иностранных граждан в качестве ВКС.
Согласно пункту "г" части первой статьи 13 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве в Российской Федерации" (далее -Закон о гражданстве) одним из условий приобретения иностранными гражданами российского гражданства, в том числе в упрощенном порядке, является обращение в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у них иного гражданства.
Действующая норма является барьером для иностранных граждан для получения гражданства Российской Федерации вследствие, в том числе, невозможности реального выхода из иностранного гражданства.
В этой связи законопроектом предлагается исключить требование об обращении соискателя российского гражданства в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у него иного гражданства.
Также в целях привлечения на постоянное место жительства в Российскую Федерацию наиболее востребованных российской экономикой иностранных граждан и создания дополнительных условий ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности законопроектом предлагается предоставить право получения гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке ВКС и членам их семей при условии, что ВКС постоянно проживают на территории Российской Федерации и осуществляют трудовую деятельность на территории Российской Федерации в качестве высококвалифицированного специалиста не менее трех лет. При этом При этом в указанный период в отношении таких иностранных граждан и лиц без гражданства работодателем должны быть уплачены налоги на доходы физических лиц в отношении высококвалифицированных специалистов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союз от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации", направленных на совершенствование порядка привлечения к трудовой деятельности и закрепления на постоянное место жительства в Российской Федерации иностранных высококвалифицированных специалистов"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации", направленных на совершенствование порядка привлечения к трудовой деятельности и закрепления на постоянное место жительства в Российской Федерации иностранных высококвалифицированных специалистов"" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации", направленных на совершенствование порядка привлечения к трудовой деятельности и закрепления на постоянное место жительства в Российской Федерации иностранных высококвалифицированных специалистов"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации", направленных на совершенствование порядка привлечения к трудовой деятельности и закрепления на постоянное место жительства в Российской Федерации иностранных высококвалифицированных специалистов"" (далее - законопроект) потребует:
1. Внесение изменений в приказ Минфина России от 12 ноября 2013 г. N 107н "Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за разработку проекта указа Президента Российской Федерации, - Минфин России.
Соисполнители: ФНС России.
Срок подготовки проекта приказа Минфина России - 180 дней после дня официального опубликования Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации", направленных на совершенствование порядка привлечения к трудовой деятельности и закрепления на постоянное место жительства в Российской Федерации иностранных высококвалифицированных специалистов".
2. Заключение соглашения о взаимодействии между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной налоговой службой по вопросам обмена информацией об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за разработку проекта указа Президента Российской Федерации, - ФНС России, МВД России.
Срок подготовки проекта соглашения - 180 дней после дня официального опубликования Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации", направленных на совершенствование порядка привлечения к трудовой деятельности и закрепления на постоянное место жительства в Российской Федерации иностранных высококвалифицированных специалистов".
3. Внесение изменений в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за разработку проекта указа Президента Российской Федерации, - МВД России.
Соисполнители: ФСБ России, МИД России.
Срок подготовки проекта указа Президента Российской Федерации - 180 дней после дня официального опубликования Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации", направленных на совершенствование порядка привлечения к трудовой деятельности и закрепления на постоянное место жительства в Российской Федерации иностранных высококвалифицированных специалистов".
4. Внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. N 733 "Об утверждении Правил осуществления Министерством внутренних дел Российской Федерации и его территориальными органами учета письменных уведомлений о наличии у граждан Российской Федерации гражданства иного государства".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за разработку проекта указа Президента Российской Федерации, - МВД России.
Срок подготовки проекта постановления Правительства Российской Федерации - 180 дней после дня официального опубликования Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации", направленных на совершенствование порядка привлечения к трудовой деятельности и закрепления на постоянное место жительства в Российской Федерации иностранных высококвалифицированных специалистов".
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации", направленных на совершенствование порядка привлечения к трудовой деятельности и закрепления на постоянное место жительства в Российской Федерации иностранных высококвалифицированных специалистов"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации", направленных на совершенствование порядка привлечения к трудовой деятельности и закрепления на постоянное место жительства в Российской Федерации иностранных высококвалифицированных специалистов" не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.