Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 128 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минюстом России 10.10.2019 г.)
Законопроектом предлагается установить возможность размещения осужденных, перечисленных в пунктах "а", "б" и "в", "г" части первой статьи 128 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ), в пределах одного исправительного учреждения при условии обеспечения раздельного их проживания и трудоустройства.
В соответствии с частью второй статьи 128 УИК РФ в колониях-поселениях лица, осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, и ранее не отбывавшие лишение свободы, и лица, впервые осужденные за совершение умышленных преступлений небольшой или средней тяжести отбывают лишение свободы отдельно от лиц, осужденных за преступления, совершенные по неосторожности, и ранее отбывавших лишение свободы, и положительно характеризующихся осужденных, переведенных из колоний общего и строгого режима в порядке, предусмотренном статьей 78 УИК РФ.
Согласно статье 73 УИК РФ осужденные к лишению свободы, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены.
При отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.
Направление осужденных для отбывания наказания в исправительные учреждения за пределы субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены, приводит к дополнительным финансовым расходам на их конвоирование к месту отбывания наказания.
По состоянию на 01.08.2019 в уголовно-исполнительной системе имеется 122 колонии-поселения и 344 изолированных участков, функционирующих как колония-поселение при исправительных учреждениях, с общим лимитом наполнения 54525 мест, в которых содержалось 31980 человек (наполнение составляло 58,6 %).
В ряде субъектов Российской Федерации располагается по одной колонии-поселении либо изолированному участку, функционирующему как колония-поселение при исправительной колонии, что обуславливает направление осужденных в исправительные учреждения других субъектов Российской Федерации за пределы места жительства или места осуждения.
Кроме того, при наличии свободных мест в колониях-поселениях, предназначенных для содержания одной категории лиц, осужденные иной категории на основании части второй статьи 73 УИК РФ направляются в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.
Например, в Воронежской области при наличии 366 свободных мест в ФКУ КП-2 УФСИН России по Воронежской области для осужденных, перечисленных в пунктах "а", "б" части первой статьи 128 УИК РФ, осужденные, указанные в пунктах "в", "г" части первой данной статьи, направляются в ФКУ КП-3 УФСИН России по Орловской области.
Также в Республике Крым и г. Севастополе при наличии 15 свободных мест в изолированном участке, функционирующем как колония-поселение при исправительной колонии N 2 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю для осужденных, перечисленных в пунктах "в", "г" части первой статьи 128 УИК Российской Федерации, осужденные, указанные в пунктах "а", "б" части первой данной статьи, направляются в ФКУ КП-3 и ФКУ КП-27 УФСИН России по Волгоградской области.
Вместе с тем перевод осужденных из колоний общего и строгого режимов в соответствии с частью второй статьи 78 УИК РФ осуществляется в отношении положительно характеризующихся осужденных, которые не оказывают негативного влияния на других осужденных.
По данным ФСИН России, исполнение требований части второй статьи 80 УИК РФ о раздельном содержании осужденных к лишению свободы достигается архитектурно-планировочным решением зданий и помещений, в том числе коммунального бытового назначения.
В целях исключения возможности пересечения различных категорий осужденных при посещении ими коммунально-бытовых объектов в учреждении утверждаются соответствующие графики их работы. Для отдельного содержания водворенных в штрафной изолятор впервые осужденных от ранее отбывавших лишение свободы приказом начальника учреждения закрепляются отдельные камеры или, по возможности, отдельные блоки. При отсутствии отдельных прогулочных дворов их прогулка проводится в разные периоды времени.
В связи с этим принятие соответствующего законодательного акта будет способствовать сохранению социально-полезных связей осужденных с родственниками, а также сокращению финансовых расходов на конвоирование осужденных к месту отбывания наказания.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, будет осуществляться за счет средств, выделенных ФСИН России в установленной сфере деятельности, и не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.