Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации"
(подготовлен Минфином России 16.10.2019 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на реализацию положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) в части бюджетных правоотношений.
В соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2019 г. N 87-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 87-ФЗ) в систему местного самоуправления введен новый вид муниципального образования - муниципальный округ, с установлением до 1 января 2025 года переходного периода по реализации положений данного закона.
Муниципальный округ представляет собой несколько объединенных общей территорией населенных пунктов (за исключением случая, предусмотренного Законом N 131-ФЗ), не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Со дня вступления в силу Закона N 87-ФЗ до 1 января 2025 года устанавливается переходный период, в течение которого федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации и уставы муниципальных образований приводятся в соответствие с положениями Закона N 131-ФЗ.
Со дня вступления в силу Закона N 87-ФЗ до окончания переходного периода муниципальные округа участвуют в бюджетных, налоговых, гражданских и иных правоотношениях, органы местного самоуправления муниципальных округов решают вопросы местного значения, осуществляют установленные полномочия и права, соблюдают требования и исполняют предписания федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации наравне с городскими округами и органами местного самоуправления городских округов, если иное не предусмотрено указанными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также переходными положениями или нормами о вступлении в силу законов субъектов Российской Федерации, в соответствии с которыми муниципальные образования наделяются статусом муниципального округа.
Наделение муниципального образования статусом муниципального округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации.
При этом Законом N 87-ФЗ внесены изменения в статьи 16, 16.1 и 17 Закона N 131-ФЗ в части установления вопросов местного значения муниципального округа, прав органов местного самоуправления муниципального округа на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения муниципального округа, а также полномочий органов местного самоуправления муниципального округа по решению вопросов местного значения муниципального округа, идентичных городскому округу.
Таким образом, необходима подготовка и внесение соответствующих изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) в части включения с 2021 года в бюджетную систему Российской Федерации бюджета муниципального округа, установления перечня бюджетных полномочий, доходных источников муниципального округа и определения подходов к выравниванию его бюджетной обеспеченности по аналогии с бюджетом городского округа в целях создания условий для стабильного финансового обеспечения выполнения органами местного самоуправления муниципального округа полномочий по решению вопросов местного значения и осуществления переданных отдельных государственных полномочий.
В этой связи законопроект предусматривает:
1) возможность формирования в качестве составной части бюджетов муниципальных образований, в том числе бюджета муниципального округа, сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями, а также возможность осуществления органами местного самоуправления муниципальных образований бюджетных полномочий по установлению порядка составления, утверждения и исполнения смет доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями, входящих в состав территории муниципального образования, в том числе муниципального округа - статьи 6, 9, 15 Кодекса (в редакции пунктов 1, 2, 4 статьи 1 законопроекта);
2) изменение системы бюджетного устройства на муниципальном уровне (введение нового вида местного бюджета - бюджета муниципального округа, элементов доходов классификации доходов бюджетов, бюджетной отчетности об исполнении бюджета муниципального округа) - статьи 10, 15, 20, 264.3 Кодекса (в редакции пунктов 3, 4, 5, 16 статьи 1 законопроекта);
3) установление перечня налоговых и неналоговых доходов бюджетов муниципальных округов - статьи 46, 50, 61.1, 61.6, 62 Кодекса (в редакции пунктов 6, 7, 9, 10, 11 статьи 1 законопроекта);
4) расширение бюджетных полномочий субъектов Российской Федерации по установлению единых нормативов отчислений от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, в бюджеты муниципальных округов - статья 58 Кодекса (пункт 8 статьи 1 законопроекта);
5) установление форм межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам муниципальных округов и из бюджетов муниципальных округов, а также установление подходов к выравниванию бюджетной обеспеченности муниципальных округов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и определению размера дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных округов - статьи 138 и 142.2 Кодекса (пункты 12 и 13 статьи 1 законопроекта);
6) установление сроков составления проекта местного бюджета и прогноза социально-экономического развития муниципального образования - статьи 169 и 173 Кодекса (пункты 14 и 15 статьи 1 законопроекта).
Согласно статье 2 законопроекта предлагаемый федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 6 статьи 1 законопроекта, вступающего в силу с 1 января 2021 года, что связано с вступлением в силу с 1 января 2020 года новой редакции статьи 46 Кодекса (в редакции Федерального закона от 15 апреля 2019 г. N 62-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации")
Положения Кодекса (в редакции законопроекта) применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2021 год (на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов).
При подготовке законопроекта учтены изменения, предусмотренные Федеральным законом от 2 августа 2019 г. N 307-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования межбюджетных отношений", направленным на уточнение подходов в сфере межбюджетных отношений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.