Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Минтрансом России 23.10.2019 г.)
Основанием для реализации задачи внедрения в 2019 году общедоступной информационной Системы контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов всех уровней (далее - СКДФ) является национальный проект "Безопасные и качественные автомобильные дороги", паспорт которого утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16).
В рамках реализации федерального проекта "Общесистемные меры развития дорожного хозяйства" поставлена задача создания цифровой модели автомобильных дорог (участков автомобильных дорог) общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, содержащую, в том числе, информацию о диагностике и оценке состояния 100 % автомобильных дорог Российской Федерации.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" СКДФ является государственной информационной системой.
СКДФ должна выполнять определенные функции для различных категорий пользователей автомобильных дорог, а именно:
- для владельцев дорог - обеспечение ведения и поддержания в актуальном состоянии сведений об автомобильных дорогах и их участках в цифровой форме, планирование дорожных работ, формирование программ расходования дорожных фондов, учет и контроль фактического выполнения работ;
- для органов власти - обеспечение возможности комплексного и детального анализа информации об автомобильных дорогах и истории проведенных работ с учетом гарантийных обязательств, проведение анализа статей формирования и расходования средств дорожных фондов, оперативных и статистических показателей о деятельности отрасли, формирование плановой и управленческой отчетности в электронном виде с использованием системы, предоставление инструментов поддержки принятия решений на различных уровнях государственного управления дорожной отраслью;
- для коммерческих организаций - обеспечение доступа к актуальной и достоверной информации об автомобильных дорогах, об участках проведения дорожных работ и планируемых дорожных работах, об аварийно-опасных участках, а также предоставление доступа к публичным данным, обрабатываемым СКДФ посредством открытых сервисов информационного обмена;
- для пользователи дорожной инфраструктуры - предоставление актуальной информации об автомобильной дороге в привязке к месту проживания пользователя (город, улица, район, субъект Российской Федерации), возможность отправки сообщения о качестве автомобильных дорог, либо предложений в части развития дорожного хозяйства, получение обратной связи от владельцев автомобильных дорог, доступ к информации об участках проведения и планирования дорожных работ, фактическом их выполнении, сведений о формировании и расходовании средств дорожных фондов с различной детализацией;
- для общественных организаций - предоставление актуальной и достоверной информации об автомобильных дорогах и участках дорог с учетом истории проведенных на них дорожных работ, а также о планируемых, выполняемых и выполненных дорожных работах, и их результатах, о программах расходования дорожных фондов, о формировании дорожных фондов всех уровней, о сообщениях граждан о качестве дорог;
- для участников проектной деятельности - обеспечение формирования портфеля проектов, ведение паспортов проектов, постановка задач и формирование отчета о выполнении задач, формирование оперативной отчетности о ходе реализации проекта, мониторинг эффективности проектных офисов и контроль исполнительской дисциплины участников проектных офисов и проектов.
В СКДФ будет содержаться информация:
- об объектах дорожной инфраструктуры;
- о дорожной деятельности, осуществляемой в отношении автомобильных дорог и мероприятиях, планируемых и выполняемых в рамках действующих программных документов субъектов Российской Федерации (в привязке к объектам дорожной инфраструктуры);
- о контрактах и планах-графиках закупок в сфере дорожного хозяйства;
- о дорожно-транспортных происшествиях, аварийно-опасных участках на дорожной сети;
- о дорожных фондах;
- информация общественного контроля;
- сведения паспортов проектов и программ в сфере дорожного хозяйства федерального и регионального уровня;
- сведения и результаты проектной деятельности, осуществляемой в сфере дорожного хозяйства.
По результатам выполнения работ по внедрению СКДФ база данных указанной системы будет содержать сведения о 100% автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения к количеству дорог, указанному в действующих нормативно-правовых документах федерального и регионального уровней, и сведения об автомобильных дорогах общего пользования местного значения.
Для обеспечения актуализации, содержащихся в СКДФ сведений об автомобильных дорогах общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения необходимо принять предлагаемый законопроект, обязывающий владельцев автомобильных дорог производить актуализацию данных в СКДФ.
Порядок контроля за формированием СКДФ, а также порядок ведения СКДФ будет установлен правовым актом Минтранса России или отдельным нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации. Ответственной организацией за ведение СКДФ, внесение информации в СКДФ информации о 100 % автомобильных дорог общего пользования Российский Федерации и проведение обучения работе в СКДФ не менее, чем 2 представителей от каждого организации-владельца автомобильной дороги является ФАУ "РОСДОРНИИ".
Следует отметить, что СКДФ не наделена контрольно-надзорными функциями за формированием дорожных фондов всех уровней, а является системой, осуществляющей мониторинг за внесением данных в СКДФ, указанных законопроекте.
Также законопроектом предусмотрено признание статьи 10 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" о Едином государственном реестре автомобильных дорог (далее - ЕГРАД) утратившей силу с момента официального опубликования федерального закона, так как:
- ЕГРАД не отвечает функциям формирования и поддержания единой цифровой базы данных в сфере дорожного хозяйства, предусмотренной паспортом национального проектом "Безопасные и качественные автомобильные дороги";
- наличие двух систем, одна из которых (ЕГРАД) будет частично дублировать часть функционала другой (СКДФ), но являться устаревшей нецелесообразно.
Следует отметить, что в целях выполнения задач национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" и федерального проекта "Общесистемные меры развития дорожного хозяйства" СКДФ должна быть введена в промышленную эксплуатацию до 1 января 2020 г. Без внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации внедрение СКДФ не представляется возможным.
Предлагаемый проект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениями иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.