Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О создании и эксплуатации федеральной государственной информационной системы мониторинга качества атмосферного воздуха в городских округах Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минприроды России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта разработан во исполнение подпункта 2 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 26 июля 2019 г. N 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха".
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 24 сентября 2019 года по 14 октября 2019 года. Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта акта 02/07/09-19/00095222). Замечания и предложения, поступившие в ходе публичных обсуждений, прокомментированы разработчиком в сводке предложений.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения повторно.
Ранее проект акта направлялся для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия письмом Минприроды России от 25 сентября 2019 г. N 06-13-31/23181. Минэкономразвития России уведомило разработчика о нарушении процедуры оценки регулирующего воздействия проекта акта (письмо от 4 октября 2019 г. N 33702-СШ/Д26и). На рассмотрение представлена редакция проекта акта, в отношении которой публичное обсуждение на официальном сайте завершено, а также сводный отчет и сводка предложений.
С учетом информации, представленной разработчиком по проекту акта, Минэкономразвития России обращает внимание на необходимость доработки проекта акта по следующим замечаниям.
1. Проектом акта определен перечень информации, включаемой в информационную систему, а также источники такой информации. Вместе с тем проектом акта не определена периодичность и сроки предоставления указанной информации.
В отсутствие указанных положений вероятен риск несвоевременности обновления информации в информационной системе, отсутствия необходимых данных, что существенным образом отразится на итогах проводимого эксперимента. Поскольку пунктом 20 проекта акта на поставщиков информации возложена обязанность по обеспечению достоверности, полноты и актуальности информации, считаем необходимым предусмотреть периодичность и сроки ее предоставления в информационную систему.
2. В проекте акта употребляются различные термины, однако их содержание не определено. Так, в проекте акта применяются термины "пользователи информации", "портал информационной системы", при этом определение данных понятий не сформулировано. Кроме того, пункты 4 и 10 проекта акта посвящены одному вопросу, в связи с чем целесообразно их объединить и указать сведения об операторе информационной системы в пункте 4 проекта акта.
Считаем необходимым рекомендовать разработчику сформулировать необходимые определения используемых понятий и обеспечить их единообразное применение в проекте акта.
3. Также могут быть сформулированы замечания относительно структуры и содержания каждого раздела проекта акта. В частности, пункты 10-12 раздела III определяют не порядок и условия предоставления информации, а дают определения основным понятиям проекта акта.
В разделе III проекта акта предполагается описание порядка и условий предоставления информации. При этом про предоставление информации речь идет только в пункте 13 проекта акта. Остальная информация, имеющая отношение к порядку и условиям предоставления информации, отражена в разделе IV проекта акта.
4. Раздел IV проекта акта описывает порядок обмена информацией между участниками информационного взаимодействия, при этом:
- не предусмотрена разработка регламента информационного взаимодействия, предусматривающего сроки и порядок подключения и предоставления доступа к информации для поставщиков и потребителей информации, порядок взаимодействия с оператором системы и иные вопросы, относящиеся к сфере организации информационного взаимодействия и не урегулированные проектом акта;
- не определено, кто является ответственным за обеспечение взаимодействия с иными государственными информационными системами и инфраструктурой, обеспечивающей взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг (пункт 17 проекта акта).
5. В пункте 18 проекта акта определено, что в отдельных случаях порядок направления информационных запросов, сроки и периодичность получения ответных сообщений в рамках взаимодействия информационной системы с иными государственными системами определяются соглашениями о взаимодействии. Однако пункты 17 и 19 проекта акта не определяют каких-либо исключений при организации взаимодействия с иными государственными информационными системами, кроме как с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг. При этом по тексту документа не дается описания какого-либо порядка направления запросов и сроков и периодичности получения ответных сообщений в рамках организуемого взаимодействия. Также не регламентирован порядок заключения соглашений о взаимодействии, которые упоминаются в пункте 18 проекта акта.
6. Кроме того, проектом акта не предусмотрен порядок модернизации информационной системы, хотя в пункте 28 упоминается "развитие информационной системы" в рамках мероприятий по обеспечению защиты информации.
7. Пунктом 2 части 1 статьи 4 Федерального закона N 195-ФЗ предусмотрено, что Правительство Российской Федерации устанавливает порядок создания и эксплуатации федеральной государственной информационной системы мониторинга качества атмосферного воздуха на территориях эксперимента (далее - информационная система), перечень включаемой в нее информации, порядок и условия представления информации, а также порядок обмена информацией.
Проект акта также устанавливает перечень включаемой в информационную систему информации, порядок и условия представления информации, а также порядок обмена информацией, однако в наименовании проекта акта указанные положения отсутствуют.
Считаем необходимым доработать наименование проекта акта согласно пункту 2 части 1 статьи 4 Федерального закона N 195-ФЗ.
8. Согласно пункту 7 сводного отчета к основным группам субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, включая органы государственной власти, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием, относятся индивидуальные предприниматели и юридические лица (около 20), а также Росприроднадзор, Росгидромет, Роспотребнадзор, их территориальные управления и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом в пункте 8 сводного отчета указано, что новые функции и полномочия у Росприроднадзора не возникают, а в пункте 9 сводного отчета не представлена оценка возможных затрат бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Стоит отметить, что в соответствии с проектом акта Росприроднадзор является оператором информационной системы, а остальные уполномоченные органы - поставщиками информации в информационную систему. Однако указанные функции в пункте 8 сводного отчета не отражены. Также в пункте 9 сводного отчета отсутствует оценка расходов, необходимых для создания информационной системы.
Считаем необходимым рекомендовать разработчику доработать сводный отчет и пояснительную записку к проекту акта в части указания полномочий уполномоченных органов и определения расходных обязательства на создание информационной системы.
Кроме того, обращаем внимание разработчика на замечания юридико-технического характера, которые целесообразно учесть при доработке проекта акта.
Так, в пунктах 14-24 раздела IV "Порядок обмена информацией" фактически объединены несколько видов положений: собственно порядок обмена информацией, порядок предоставления доступа к этой информации и права и обязанности участников информационного взаимодействия. Следует изменить наименование раздела IV проекта акта или выделить соответствующие положения в отдельные разделы.
Кроме того, пункты 25-30 проекта акта следует выделить в отдельный раздел, поскольку они описывают собственно структуру создаваемой информационной системы и меры по защите информации, а не порядок обмена информацией.
С учетом изложенного на основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод о наличии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования. Вместе с тем сделан вывод о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.