Проект Приказа Министерства просвещения РФ "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения"
(подготовлен Минпросвещения России 31.10.2019 г.)
В соответствии с подпунктом 4.2.30 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 N 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5343; 2019, N 12, ст. 1313), пунктом 27 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 434 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 127, ст. 1942), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (далее - стандарт).
2. Установить, что:
образовательная организация вправе осуществлять в соответствии со стандартом обучение лиц, зачисленных до вступления в силу настоящего приказа, с их согласия;
прием на обучение в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2014 г. N 508 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 июля 2014 г., регистрационный N 33324), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 июля 2015 г. N 754 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 августа 2015 г., регистрационный N 38582) и от 14 сентября 2016 г. N 1193 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 октября 2016 г., регистрационный N 43932), прекращается 1 сентября 2020 года.
Министр |
О. Ю. Васильева |
Приложение
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от "____"__________2019 г. N____
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию (далее - СПО) по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (далее - специальность).
1.2. Получение СПО по специальности допускается только в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования (далее вместе - образовательная организация).
1.3. Обучение по образовательной программе в образовательной организации осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах обучения.
1.4. Содержание СПО по специальности определяется образовательной программой, разрабатываемой и утверждаемой образовательной организацией самостоятельно в соответствии с настоящим ФГОС СПО и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (далее - ПООП).
1.5. При разработке образовательной программы образовательная организация формирует требования к результатам ее освоения в части профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов (приложение N 1 к настоящему ФГОС СПО).
1.6. Области профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие образовательную программу, могут осуществлять профессиональную деятельность: 09 Юриспруденция, 03 Социальное обслуживание *(1).
1.7. При реализации образовательной программы образовательная организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
При обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
1.8. Реализация образовательной программы осуществляется образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевой формы.
1.9. Образовательная программа реализуется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом образовательной организации*(2).
1.10. Срок получения образования по образовательной программе в очной форме обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий составляет:
на базе основного общего образования - 2 года 10 месяцев;
на базе среднего общего образования - 1 год 10 месяцев.
Срок получения образования по образовательной программе в очно-заочной и заочной формах, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, увеличивается по сравнению со сроком получения образования в очной форме обучения:
не более чем на 1,5 года при получении образования на базе основного общего образования;
не более чем на 1 год при получении образования на базе среднего общего образования.
При обучении по индивидуальному учебному плану срок получения образования по образовательной программе, вне зависимости от формы обучения, составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения. При обучении по индивидуальному учебному плану обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья срок получения образования может быть увеличен не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения.
Конкретный срок получения образования и объем образовательной программы, реализуемый за один учебный год, в очно-заочной и заочной формах обучения, по индивидуальному учебному плану, в том числе при ускоренном обучении, определяются образовательной организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.
1.11. Образовательная программа, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается образовательной организацией на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и ФГОС СПО с учетом получаемой специальности.
1.12. Образовательная организация разрабатывает образовательную программу в соответствии с квалификацией специалиста среднего звена, указанной в Перечне специальностей среднего профессионального образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 1199 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2013 г., регистрационный N 30861) и с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 мая 2014 г. N 518 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 мая 2014 г., регистрационный N 32461), от 18 ноября 2015 г. N 1350 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 декабря 2015 г., регистрационный N 39955) и от 25 ноября 2016 г. N 1477 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2016 г., регистрационный N 44662):
юрист.
II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
2.1. Структура образовательной программы включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную часть).
Обязательная часть образовательной программы направлена на формирование общих и профессиональных компетенций, предусмотренных главой III настоящего ФГОС СПО, и должна составлять не более 70 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение.
Вариативная часть образовательной программы (не менее 30 процентов) дает возможность расширения основного(ых) вида(ов) деятельности, к которым должен быть готов выпускник, освоивший образовательную программу, согласно выбранной квалификации, указанной в пункте 1.12 настоящего ФГОС СПО (далее - основные виды деятельности), углубления подготовки обучающегося, а также получения дополнительных компетенций, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда.
Конкретное соотношение объемов обязательной части и вариативной части образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно в соответствии с требованиями настоящего пункта, а также с учетом примерной основной образовательной программы (далее - ПООП).
2.2. Образовательная программа имеет следующую структуру:
общий гуманитарный и социально-экономический цикл;
математический и общий естественнонаучный цикл;
общепрофессиональный цикл;
профессиональный цикл;
государственная итоговая аттестация, которая завершается присвоением квалификации специалиста среднего звена, указанной в пункте 1.12 настоящего ФГОС СПО.
Таблица N 1
Структура и объем образовательной программы
Структура образовательной программы |
Объем образовательной программы в академических часах |
Общий гуманитарный и социально-экономический цикл |
не менее 324
|
Математический и общий естественнонаучный цикл |
не менее 108
|
Общепрофессиональный цикл |
не менее 468 |
Профессиональный цикл |
не менее 1008 |
Государственная итоговая аттестация |
216 |
Общий объем образовательной программы: | |
на базе среднего общего образования |
2952 |
на базе основного общего образования, включая получение среднего общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования |
4428 |
2.3. Перечень, содержание, объем и порядок реализации дисциплин (модулей) образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно с учетом ПООП по соответствующей специальности.
Для определения объема образовательной программы образовательной организацией может быть применена система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 32 -36 академическим часам.
2.4. В общем гуманитарном и социально-экономическом, математическом и общем естественнонаучном, общепрофессиональном и профессиональном циклах (далее - учебные циклы) образовательной программы выделяется объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем по видам учебных занятий (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар и др.), практики (в профессиональном цикле) и самостоятельной работы обучающихся.
На проведение учебных занятий и практик при освоении учебных циклов образовательной программы в очной форме обучения должно быть выделено не менее 70 процентов от объема учебных циклов образовательной программы, предусмотренного Таблицей N1 настоящего ФГОС СПО, в очно-заочной форме обучения - не менее 25 процентов, в заочной форме - не менее 10 процентов.
В учебные циклы включается промежуточная аттестация обучающихся, которая осуществляется в рамках освоения указанных циклов в соответствии с разработанными образовательной организацией фондами оценочных средств, позволяющими оценить достижение запланированных по отдельным дисциплинам (модулям) и практикам результатов обучения.
2.5. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла образовательной программы должна предусматривать изучение следующих дисциплин: "Основы философии", "История", "Иностранный язык в профессиональной деятельности", "Физическая культура".
Общий объем дисциплины "Физическая культура" не может быть менее 108 академических часов. Для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья образовательная организация устанавливает особый порядок освоения дисциплины "Физическая культура" с учетом состояния их здоровья.
2.6. Образовательная организация должна предоставлять инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья возможность обучения по образовательной программе, учитывающей особенности их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
2.7. Освоение общепрофессионального цикла образовательной программы в очной форме обучения должно предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" в объеме 68 академических часов, из них на освоение основ военной службы (для юношей) - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
Образовательной программой для подгрупп девушек может быть предусмотрено использование 70 процентов от общего объема времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", предусмотренного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
2.8. Профессиональный цикл образовательной программы включает профессиональные модули, которые формируются в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными настоящим ФГОС СПО.
В профессиональный цикл образовательной программы входят следующие виды практик: учебная практика и производственная практика.
Учебная и производственная практики проводятся при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессионального цикла и реализуются как в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями.
Часть профессионального цикла образовательной программы, выделяемого на проведение практик, определяется образовательной организацией в объеме не менее 25 процентов от профессионального цикла образовательной программы.
2.9. Государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы, которая выполняется в виде дипломной работы (дипломного проекта) и демонстрационного экзамена.
III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
3.1. В результате освоения образовательной программы у выпускника должны быть сформированы общие и профессиональные компетенции.
3.2. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими общими компетенциями (далее - ОК):
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
3.3. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен быть готов к выполнению основных видов деятельности, предусмотренных настоящим ФГОС СПО, согласно выбранной квалификации специалиста среднего звена, указанных в пункте 1.12 настоящего ФГОС СПО:
обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты;
организационное обеспечение деятельности организаций социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации.
3.4. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать профессиональными компетенциями (далее - ПК), соответствующими основным видам деятельности настоящего ФГОС СПО:
3.4.1. Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты:
ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ПК 1.2. Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ПК 1.3. Рассматривать пакет документов для назначения пенсий, пособий, компенсаций, других выплат, а также мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите.
ПК 1.4. Осуществлять подготовку проектов решений об установлении (перерасчете), индексации и корректировке пенсий, назначении пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя информационно-компьютерные технологии.
ПК 1.5. Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат.
ПК 1.6. Консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.
3.4.2. Организационное обеспечение деятельности организаций социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации:
ПК 2.1. Поддерживать базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также услуг и льгот в актуальном состоянии.
ПК 2.2. Выявлять по базе данных лиц, нуждающихся в социальной защите, и осуществлять их учет, используя информационно-компьютерные технологии.
ПК 2.3. Организовывать предоставление социального обеспечения отдельным лицам, категориям граждан и семьям, нуждающимся в социальной поддержке и защите.
ПК 2.4 Осуществлять делопроизводство в системе государственного внебюджетного фонда и органов социальной защиты населения.
3.5. Минимальные требования к результатам освоения основных видов деятельности образовательной программы представлены в приложении N 2 к настоящему ФГОС СПО.
3.6. Образовательная организация самостоятельно планирует результаты обучения по отдельным дисциплинам, модулям и практикам, которые должны быть соотнесены с требуемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускников). Совокупность запланированных результатов обучения должна обеспечивать выпускнику освоение всех ОК и ПК, установленных настоящим ФГОС СПО, по осваиваемой квалификации.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
4.1. Требования к условиям реализации образовательной программы включают в себя общесистемные требования, требования к материально-техническому, учебно-методическому обеспечению, кадровым и финансовым условиям реализации образовательной программы.
4.2. Общесистемные требования к условиям реализации образовательной программы.
4.2.1. Образовательная организация должна располагать на праве собственности или ином законном основании материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов учебной деятельности обучающихся, предусмотренных учебным планом, с учетом ПООП.
4.2.2. В случае реализации образовательной программы с использованием сетевой формы требования к реализации образовательной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации образовательной программы с использованием сетевой формы.
4.2.3. В случае реализации образовательной программы на созданных образовательной организацией в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях требования к реализации образовательной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.
4.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы.
4.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой, в том числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы, мастерские и лаборатории, оснащенные оборудованием, техническими средствами обучения и материалами, учитывающими требования международных стандартов.
4.3.2. Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду образовательной организации (при наличии).
В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается применение специально оборудованных помещений, их виртуальных аналогов, позволяющих обучающимся осваивать ОК и ПК.
4.3.3. Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
4.3.4. Библиотечный фонд образовательной организации должен быть укомплектован печатными изданиями и (или) электронными изданиями по каждой дисциплине (модулю) из расчета одно печатное издание и (или) электронное издание по каждой дисциплине (модулю) на одного обучающегося.
В качестве основной литературы образовательная организация использует учебники, учебные пособия, предусмотренные ПООП.
В случае наличия электронной информационно-образовательной среды допускается замена печатного библиотечного фонда предоставлением права одновременного доступа не менее 25 процентов обучающихся к электронно-библиотечной системе (электронной библиотеке).
4.3.5. Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами, адаптированными к ограничениям их здоровья.
4.3.6. Образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем учебным дисциплинам (модулям).
4.3.7. Рекомендации по иному материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы определяются ПООП.
4.4. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы.
4.4.1. Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на иных условиях, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.6 настоящего ФГОС СПО (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет).
4.4.2. Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах (при наличии).
Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.6 настоящего ФГОС СПО, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.
Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих опыт деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.6 настоящего ФГОС СПО, в общем числе педагогических работников, обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей образовательной программы, должна быть не менее 25 процентов.
4.5. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы.
4.5.1. Финансовое обеспечение реализации образовательной программы должно осуществляться в объеме не ниже базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего профессионального образования по специальности с учетом корректирующих коэффициентов.
4.6. Требования к применяемым механизмам оценки качества образовательной программы.
4.6.1. Качество образовательной программы определяется в рамках системы внутренней оценки, а также системы внешней оценки на добровольной основе.
4.6.2. В целях совершенствования образовательной программы образовательная организация при проведении регулярной внутренней оценки качества образовательной программы привлекает работодателей и их объединения, иных юридических и (или) физических лиц, включая педагогических работников образовательной организации.
4.6.3. Внешняя оценка качества образовательной программы может осуществляться в рамках профессионально-общественной аккредитации, проводимой работодателями, их объединениями, а также уполномоченными ими организациями, в том числе иностранными организациями, либо авторизованными национальными профессионально-общественными организациями, входящими в международные структуры, с целью признания качества и уровня подготовки выпускников, освоивших образовательную программу, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам соответствующего профиля.
ПриложениеN 1
к федеральному государственному
образовательному стандарту
среднего профессионального образования
по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Перечень профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Код профессионального стандарта |
Наименование профессионального стандарта |
1 |
2 |
08.031 |
Профессиональный стандарт "Специалист по организации назначения и выплаты пенсии", утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 октября 2015 г. N 785н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 ноября 2015 г., регистрационный N 39652), с изменениями, внесенными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 16 декабря 2016 г. N 746н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 января 2017 г., регистрационный N 45155) |
08.032 |
Профессиональный стандарт "Специалист по организации и установлению выплат социального характера", утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 октября 2015 г. N 787н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 ноября 2015 г., регистрационный N 39650), с изменениями, внесенными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 16 декабря 2016 г. N 747н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 января 2017 г., регистрационный N 45163) |
Приложение N 2
к федеральному государственному
образовательному стандарту
среднего профессионального образования
по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Минимальные требования к результатам освоения основных видов деятельности образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Основной вид деятельности |
Требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты |
знать: содержание нормативных правовых актов федерального, регионального и муниципального уровней, регулирующих вопросы установления пенсий, пособий, других выплат социального характера и предоставления услуг в сфере социального обеспечения; теоретические и практические аспекты пенсионного страхования; понятие и виды пенсий, пособий, других выплат социального характера, предоставления услуг в сфере социального обеспечения, а также условия их назначения, размеры и сроки назначения; основные понятия и категории медико-социальной экспертизы; основные функции учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы; юридическое значение экспертных заключений медико-социальной экспертизы; понятие и виды социального обслуживания и помощи нуждающимся гражданам; государственные стандарты социального обслуживания; порядок предоставления пенсий, пособий, других выплат социального характера и предоставления услуг в сфере социального обеспечения; порядок формирования выплатных дел получателей пенсий, пособий и других выплат социального характера; алгоритм работы в программно-технических комплексах, применяемых в органах Пенсионного фонда Российской Федерации и социальной защиты населения в целях предоставления пенсий, других социальных выплат, социальной помощи, учета и рассмотрения обращений граждан; способы информирования граждан и должностных лиц об изменениях в области пенсионного обеспечения и социальной защиты; основные понятия общей психологии, сущность психических процессов; основы психологии личности; современные представления о личности, ее структуре и возрастных изменениях; особенности психологии инвалидов и лиц пожилого возраста; основы этики делового общения и межкультурной коммуникации; уметь: анализировать действующее законодательство в области пенсионного обеспечения и страхования, реализации прав граждан в сфере социальной защиты и социального обслуживания, в том числе с использованием информационных справочно-правовых систем; принимать и регистрировать документы, необходимые для проведения заблаговременной работы, в отношении граждан, выходящих на пенсию, полученных от страхователя, в том числе в электронной форме, в программно-техническом комплексе; принимать и регистрировать документы, необходимые для установления пенсий, пособий, и иных выплат социального характера, полученных, в том числе, в электронной форме в программно-техническом комплексе; определять перечень документов, необходимых для установления пенсий, пособий и иных выплат социального характера, а также осуществлять оценку полноты комплекта и правильности оформления представленных документов; разъяснять порядок получения недостающих документов и сроки их предоставления; определять право, размер и сроки назначения пенсий, пособий и иных выплат социального характера с использованием программно-технических комплексов, применяемых в органах Пенсионного фонда Российской Федерации и социальной защиты населения; формировать макеты выплатных дел получателей пенсий, пособий и иных выплат социального характера, в том числе в программно-техническом комплексе; составлять проекты ответов на письменные обращения граждан с использованием информационных справочно-правовых систем, вести учет обращений; консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты; запрашивать информацию о содержании индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц и анализировать полученные сведения о стаже работы, заработной плате и страховых взносах; составлять проекты решений о назначении, об отказе в назначении пенсий, пособий, других выплат социального характера и услуг в сфере социального обеспечения; разъяснять причины отказа в установлении пенсии, других социальных выплат и порядок обжалования данного решения; осуществлять оценку пенсионных прав застрахованных лиц, в том числе с учетом стажа на соответствующих видах работ; использовать периодические и специальные издания, справочную литературу в профессиональной деятельности; оказывать учреждениям, организациям и гражданам методическую помощь в оформлении и истребовании документов для назначения и перерасчета пенсий, пособий и иных выплат социального характера; информировать граждан и должностных лиц об изменениях в области пенсионного обеспечения и социальной защиты населения; объяснять сущность психических процессов и их изменений у инвалидов и лиц пожилого возраста; правильно организовать психологический контакт с клиентами (получателями услуг); давать психологическую характеристику личности, применять приемы делового общения и правила культуры поведения; применять способы и методы разрешения конфликтов; следовать этическим правилам, нормам и принципам в профессиональной деятельности; адаптироваться к новым условиям, применять новые подходы к решению возникающих проблем, прогнозировать позитивные и негативные последствия своих действий и нести за них ответственность; иметь практический опыт в: анализе действующего законодательства в области пенсионного обеспечения и социальной защиты; проведении заблаговременной работы в отношении граждан, выходящих на пенсию; приеме и консультировании граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты; определении в соответствии с законодательством на основании представленных документов права, размера и сроков назначения пенсий, пособий и других выплат социального характера; формировании выплатных дел получателей пенсий и пособий, других социальных выплат и их хранении; использовании программно-технических комплексов, применяемых в органах Пенсионного фонда Российской Федерации и социальной защиты населения в целях предоставления пенсий и других социальных выплат и социальной помощи, учете и рассмотрении обращений граждан; определении права на перерасчет, корректировку, перевод с одного вида пенсий на другой, индексацию пенсий, пособий, компенсаций и других выплат социального характера; определении права на предоставление государственных и муниципальных услуг и мер социальной поддержки отдельным категориям граждан; информировании граждан и должностных лиц об изменениях в области пенсионного обеспечения и социальной защиты населения; общении с лицами пожилого возраста и инвалидами; публичных выступлениях и речевой аргументации позиции. |
Организационное обеспечение деятельности организаций социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации |
знать: нормативные правовые акты федерального, регионального уровней, локальные нормативные акты, регулирующие организацию работы органов Пенсионного фонда Российской Федерации и социальной защиты населения; систему государственных органов Пенсионного фонда Российской Федерации и органов социальной защиты населения; порядок взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями; организационно-управленческие функции работников органов Пенсионного фонда Российской Федерации и органов социальной защиты населения; процедуру направления сложных или спорных дел о реализации прав граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты вышестоящим в порядке подчиненности лицам; порядок ведения базы данных получателей пенсий, пособий, других выплат социального характера и предоставления услуг в сфере социального обеспечения; правила ведения делопроизводства в системе государственного внебюджетного фонда и органов социальной защиты населения, согласования выпускаемых нормативных документов; порядок и сроки представления отчетности в системе государственного внебюджетного фонда; способы информирования граждан и должностных лиц об изменениях в области пенсионного обеспечения и социальной защиты; документооборот в системе органов Пенсионного фонда Российской Федерации и органов социальной защиты населения; федеральные, региональные, муниципальные программы в сфере социальной защиты населения и их ресурсное обеспечение; Кодекс профессиональной этики специалиста органов Пенсионного фонда Российской Федерации и органов социальной защиты населения. уметь: поддерживать в актуальном состоянии базы данных получателей пенсий, пособий, других выплат социального характера и предоставления услуг в сфере социального обеспечения с применением компьютерных технологий; составлять проекты решений об установлении/отказе в установлении (перерасчете, индексации и корректировке) пенсий, назначении/отказе в назначении пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя информационно-компьютерные технологии; выявлять по базе данных и осуществлять учет лиц, нуждающихся в социальной защите, а также в мерах государственной социальной поддержки и помощи; вести учет обращений заявителей; применять положения нормативно-правовых актов, методических материалов, непосредственно относящихся к содержанию обращения заявителя; применять методологию регистрации и перерегистрации документов; участвовать в организационно-управленческой работе структурных подразделений органов Пенсионного фонда Российской Федерации и органов социальной защиты населения; взаимодействовать в процессе работы с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями; собирать и анализировать информацию для статистической и другой отчетности; направлять сложные или спорные дела по пенсионным и иным вопросам вышестоящим в порядке подчиненности лицам; разграничивать компетенцию органов Пенсионного фонда Российской Федерации и органов социальной защиты населения, определять их подчиненность, порядок функционирования; консультировать заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) внебюджетных фондов, органов социальной защиты населения, их должностных лиц; применять приемы делового общения и правила культуры поведения в профессиональной деятельности; следовать этическим правилам, нормам и принципам в профессиональной деятельности; иметь практический опыт в: подготовке проектов решений об установлении/отказе в установлении (перерасчете, индексации и корректировке) пенсий, назначении/отказе в назначении пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя информационно-компьютерные технологии; поддержании в актуальном состоянии базы данных получателей пенсий, пособий, других выплат социального характера и предоставлении услуг в сфере социального обеспечения с применением компьютерных технологий; выявлении и осуществлении учета лиц, нуждающихся в социальной защите; организации и координировании предоставления социального обеспечения отдельным лицам, категориям граждан и семьям, нуждающимся в социальной поддержке и защите; консультировании граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты населения, в том числе с применением компьютерных и телекоммуникационных технологий; регистрации обращений по вопросам выдачи документов по выплатам социального характера; регистрации факта выдачи документов по выплатам социального характера; участии в организационно-управленческой работе структурных подразделений органов Пенсионного фонда Российской Федерации и социальной защиты населения и во взаимодействии с другими структурными подразделениями; составлении и направлении запросов в рамках взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями о предоставлении сведений и документов, необходимых для предоставления социального обеспечения; обмене со структурными подразделениями организации документами, необходимыми для установления и выплаты пенсий, пособий и других выплат социального характера. |
-------------------------------------------
*(1) Таблица приложения к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. N 667н "О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 ноября 2014 г., регистрационный N 34779) с изменениями, внесенными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 марта 2017 г. N 254н "О внесении изменения в приложение к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. N 667н "О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 марта 2017 г., регистрационный N 46168).
*(2) Статья 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; N 14, ст. 2008; N 18, ст. 2625; N 27, ст. 3951, ст. 3989; N 29, ст. 4339, ст. 4364; N 51, ст. 7241; 2016, N 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 72, ст. 78; N 10, ст. 1320; N 23, ст. 3289, ст. 3290; N 27, ст. 4160, ст. 4219, ст. 4223, ст. 4238, ст. 4239, ст. 4245, ст. 4246, ст. 4292; 2017, N 18, ст. 2670; N 31, ст. 4765, N 50, ст. 7563; 2018, N 1, ст. 57; N 9, ст. 1282; N 32 (часть I), ст. 5110; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 7 марта 2018 г.)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.