Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статьи 264 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в целях мотивации организаций к участию в подготовке высококвалифицированных кадров"
(подготовлен Минэкономразвития России 05.11.2019 г.)
Целью разработанного проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 264 и 270 Налогового кодекса Российской Федерации в целях мотивации организаций к участию в подготовке высококвалифицированных кадров" (далее - законопроект) является подготовка востребованных экономикой квалифицированных кадров с использованием современной материально- технической базы образовательных организаций за счет привлечения в сферу образования внебюджетных источников финансирования, а также поддержка системы независимой оценки квалификации выпускников образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций (далее соответственно - образовательные организации, Вузы, профессиональные образовательные организации).
Принятие законопроекта будет способствовать достижению целевого показателя эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти по привлечению инвестиций крупных и средних предприятий по виду экономической деятельности "Образование" к плану действий по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению до 25 процентов их доли в валовом внутреннем продукте, утвержденному Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым от 13 февраля 2019 г. N 1315п-П13.
Законопроектом предусматривается предоставление налоговых льгот хозяйствующим субъектам экономической деятельности, участвующим в совершенствовании материальной и учебно-лабораторной базы образовательных организаций и формировании фондов целевого капитала указанных организаций, а также участвующим в поддержке системы независимой оценки квалификации.
В частности законопроектом предусмотрено отнесение к расходам налогоплательщика на обучение расходов на формирование или пополнение фонда целевого капитала, расходов в размере стоимости передаваемого образовательным организациям оборудования, техники и иного движимого имущества, а также другие передаваемые средства обучения и воспитания необходимые для реализации соответствующих образовательных программ, и расходы в виде средств, выделяемых на развитие материальной и учебно-лабораторной базы образовательных организаций, а также расходы, необходимые на содержание оборудования и техники, в том числе расходные материалы.
При этом учтена необходимость в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации экономической выгоды для налогоплательщика. Так, в случае с пожертвованием в фонд целевого капитала в соответствующем договоре пожертвования должны быть определены конкретное назначение и (или) цели использования дохода от целевого капитала, что согласно статье 582 Гражданского кодекса Российской Федерации не считается обычным дарением.
Кроме того, основным условием применения положений законопроекта является необходимость трудоустройства обучающихся, окончивших обучение в указанных образовательных организациях, и заключение трудового договора с налогоплательщиком на срок не менее одного года. При это следует отметить, что данное условие, по информации Деловой России, снижает заинтересованность бизнеса, работодателей в инвестировании в систему профессионального образования. Однако его учет целесообразен, так как будет условием определения экономической выгоды в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Кроме того, эффективным механизмом развития кадровых ресурсов работодателей является независимая оценка квалификации работников. В этой связи в налоговом законодательстве в настоящее время учтена возможность отнесения расходов работодателя на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие требованиям к квалификации его работников. Вместе с тем представляется целесообразным предоставить налогоплательщикам возможность отнесения к расходам на независимую оценку квалификации своих работников в виде имущества, передаваемого безвозмездно центрам оценки квалификации, наделенным полномочиями на проведение независимой оценки квалификации, при условии, что в соответствующем налоговом периоде указанный центр оценки квалификации проводил независимую оценку квалификации хотя бы одного из работников налогоплательщика.
Налогоплательщик в соответствии с законопроектом сможет самостоятельно определить приоритетные направления расходов в рамках сотрудничества с образовательной организацией и (или) центром оценки квалификации, и в отношении которых использовать соответствующий налоговый режим.
В дополнение обоснования принятия законопроекта следует отметить, что экономическое стимулирование перечисления средств жертвователей, передающих денежные средства или имущество на формирование фондов целевого капитала, является общепринятой мировой практикой и реализуется как в виде программ софинансирования пожертвований в фонды целевого капитала вузов (Великобритания, Норвегия, Гонконг), так и в виде разнообразных налоговых льгот: льгота на налог на прибыль, благотворительные взносы вычитаются из сумм, подлежащих налогообложению (США, Канада, Великобритании, Франция, Германия, Швейцарии, Японии, Испания, Италия, Польша, Голландия, Австрия и другие).
В свою очередь, в Российской Федерации в настоящее время указанные льготы не применяются. По данным Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" (далее - Деловая Россия) и Общероссийского объединения работодателей "Российский союз промышленников и предпринимателей" почти у всех компаний, принявших участие в опросе, приблизительная доля средств, выделяемая на поддержку организаций профессионального образования, не превышает 1% от прибыли.
Вместе с тем в случае принятия законопроекта - 73,3% организаций готовы увеличить объём выделяемых средств на поддержку материально-технической базы учреждений профессионального образования.
При этом, в целях недопущения значительного сокращения налоговых поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации законопроектом предусматривается ограничительный барьер в отношении возможного объема расходов налогоплательщика, учтенных на основании положений законопроекта, в размере 1,5 процента от общих доходов от реализации налогоплательщика.
Например, во Франции вычеты не превышали 0,5% налогов, которые платит компания, в Италии - 2% налогооблагаемой прибыли, в Бразилии - 4%, в Мексике - 7%, в Индии, Голландии, Южной Корее, Испании и США - 10%, в Китае - 12%, в Германии и Швейцарии - 20%, в Японии - 40 %, в Канаде - 75%, а в Великобритании ограничений нет.
Таким образом, законопроектом формируются налоговые стимулы для привлечения в сферу образования внебюджетных источников финансирования, которые будут направлены на развитие инфраструктуры образовательных организаций, обновление материальной и учебно-лабораторной базы, что повлечет за собой повышение качества предоставляемых образовательных услуг в соответствии с требованиями их потребителей, а также позволит создать условия для подготовки востребованных экономикой высококвалифицированных кадров, повысить конкурентоспособность системы образования в целом.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация мер, предусмотренных законопроектом, не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.