Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах"
(подготовлен Минтрудом России 06.11.2019 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" (далее - законопроект) подготовлен в целях защиты прав и законных интересов застрахованных лиц при формировании ими пенсионных накоплений, в частности, при выборе ими страховщиков по обязательному пенсионному страхованию.
При установлении в Федеральном законе от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (далее - Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах") нормы о праве застрахованного лица на досрочный переход (то есть на следующий год после года, в котором подано соответствующее заявление) к новому страховщику предполагалось, что реализовываться данное право застрахованными лицами будет в исключительных ситуациях. При этом для снижения необоснованно частых переходов застрахованных лиц к новым страховщикам и в целях обеспечения долгосрочной инвестиционной политики страховщиков положениями вышеуказанного Федерального закона было и в настоящее время предусмотрено, что в случае досрочной смены застрахованным лицом страховщика могут иметь место финансовые потери в виде удержания инвестиционного дохода или не восполнения убытков, полученных в результате инвестирования средств пенсионных накоплений у текущего страховщика.
На практике досрочные переходы, влекущие для застрахованных лиц финансовые потери, стали основной формой смены страховщика по обязательному пенсионному страхованию. Так, из общего числа подаваемых заявлений о переходе к новому страховщику доля заявлений застрахованных лиц о досрочном переходе составляет 98%.
Последние изменения, введённые в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах", предусматривающие обеспечение застрахованных лиц информацией о состоянии их пенсионных накоплений и возможных потерях при досрочной смене страховщика, не повлияли на процентное отношение заявлений о досрочном переходе от общего количества подаваемых заявлений. Доля таких заявлений по состоянию на 1 июля 2019 года составило 98%.
Одной из причин такого количества подаваемых заявлений о досрочном переходе является финансовая заинтересованность представителей (агентов), привлекаемых негосударственными пенсионными фондами на основании гражданско-правовых договоров. При этом, как следует в том числе из обращений (жалоб) граждан, допускаются случаи как введения в заблуждение граждан, так и фальсификации договоров и заявлений застрахованных лиц о досрочном переходе к другому страховщику.
Принимаемые меры по предотвращению случаев злоупотребления доверием граждан недостаточны. Недобросовестные представители (агенты) быстро адаптируются к изменению условий, регулирующих порядок перехода к новому страховщику, и разрабатывают новые технологии агрессивных продаж.
Исходя из изложенного, законопроектом предлагается ввести прямой запрет на участие представителей (агентов) в деятельности по заключению договоров об обязательном пенсионном страховании.
Кроме того, законопроектом предлагается при поступлении в Пенсионный фонд Российской Федерации заявления застрахованного лица о переходе (заявления застрахованного лица о досрочном переходе) через представителя, действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности, проводить проверку подлинности такой доверенности посредством обеспечения межведомственного электронного взаимодействия между Пенсионным фондом Российской Федерации и оператором единой информационной системы нотариата. При этом в случае не подтверждения оператором подлинности нотариально удостоверенной доверенности, заявление застрахованного лица о переходе (заявление застрахованного лица о досрочном переходе) предлагается оставлять без рассмотрения.
Также законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" положениями, позволяющими гражданам запретить рассмотрение Пенсионным фондом Российской Федерации заявлений о переходе (о досрочном переходе), поданных любыми иными способами подачи указанных заявлений, отличными от подачи таких заявлений в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично застрахованным лицом. После уведомления гражданином Пенсионного фонда Российской Федерации о таком запрете, последующие после такого уведомления заявления о переходе (о досрочном переходе) возможно будет подать только самим гражданином лично. В то же время предусматривается возможность, при желании застрахованных лиц, отозвать такое уведомление о запрете.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Предлагаемые в законопроекте решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.