Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей"
(подготовлен Минпросвещения России 13.11.2019 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей" (далее - законопроект) разработан во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации по вопросам опеки и попечительства над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, от 7 мая 2017 г. N Пр-913 (далее - поручение Президента) и направлен на совершенствование законодательства в части семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Законопроектом вносятся изменения в Семейный кодекс Российской Федерации (далее - СК РФ), Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (далее - Федеральный закон N 48-ФЗ).
Законопроектом в соответствии с поручением Президента предлагается установить:
социально-психологическое обследование лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, а также их супругов, в случае если граждане состоят в браке, и определение порядка его проведения;
социально-психологическое обследование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в семье опекуна или попечителя, а также в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и определение порядка его проведения;
подготовку близких родственников детей, оставшихся без попечения родителей, желающих принять ребенка в свою семью на воспитание, и определение порядка такой подготовки;
уточнение, что обязательность прохождения подготовки распространяется на лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) на основании акта о предварительной опеке и попечительстве;
утверждение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации отдельных (специальных) программ подготовки для близких родственников ребенка, отдельных (специальных) программ подготовки для иных лиц, которые совместно проживают с ребенком и принимают участие в его воспитании, а также отдельных (специальных) программ дополнительной подготовки лиц, воспитывающих детей, оставшихся без попечения родителей, и порядок организации такой подготовки;
требование об отсутствии судимости и уголовного преследования у лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, а также их супругов, в случае если граждане состоят в браке, за преступления, указанные в подпунктах 9 - 11 пункта 1 статьи 127, в абзацах третьем и четвертом пункта 1 статьи 146 СК РФ;
требования к площади жилых помещений лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (за исключением случаев усыновления и передачи ребенка под опеку (попечительство) его родственникам; усыновления ребенка из числа лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Российской Федерации, ведущих кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющих места, где они постоянно или преимущественно проживают; усыновления и передачи под опеку (попечительство) братьев и сестер, а также детей, которые ранее находились под опекой (попечительством) одного лица или супругов или были усыновлены одним лицом или супругами или воспитывались вместе одним лицом или супругами или находились под надзором в одной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и воспитывались не менее одного года вместе в одной воспитательной группе);
ограничение численности передаваемых на воспитание в семьи граждан детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением случаев усыновления и передачи под опеку (попечительство) братьев и сестер, а также детей, которые ранее находились под опекой (попечительством) одного лица или супругов или были усыновлены одним лицом или супругами или воспитывались вместе в одной семье в период их нахождения под опекой (попечительством) или находились под надзором в одной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и воспитывались не менее одного года вместе в одной воспитательной группе);
возможность последующих усыновления или передачи под опеку (попечительство) детей гражданину, в семье которого уже воспитывается усыновленный или подопечный ребенок (дети) по истечении года с момента вступления в силу решения суда о предыдущем усыновлении указанным гражданином ребенка или издания акта органа опеки и попечительства о назначении указанного гражданина опекуном (попечителем) (за исключением случаев усыновления и передачи под опеку братьев и сестер ребенка, в случае их не одновременного устройства в семью гражданина, а также усыновления или передачи под опеку детей, являющихся родственниками указанному гражданину);
преимущественное право бабушек и дедушек, совершеннолетних братьев и сестер несовершеннолетнего и других родственников быть опекунами или попечителями перед всеми другими лицами при установлении предварительной опеки (попечительстве);
наделение Правительства Российской Федерации полномочиями по определению формы акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя), а также порядка, сроков заключения и формы договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетних;
понятие сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, а также граждан, принявших на воспитание детей в свои семьи (усыновление, опека, попечительство), наделение органов власти и организаций полномочием по организации сопровождения и определение порядка его предоставления, уточнения наименований субъектов Российской Федерации и типов муниципальных образований;
возможность привлечения органами опеки и попечительства к деятельности по осуществлению контроля за условиями жизни и воспитания детей, находящихся под опекой (попечительством), психологов (педагогов-психологов), специалистов в области воспитания, педагогов, юристов, а также иных специалистов организаций, осуществляющих отдельные полномочия органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, организаций, оказывающих социальные услуги, и определение порядка их привлечения;
наделение органов опеки и попечительства полномочием по проверке условий жизни подопечных при перемене места жительства несовершеннолетнего подопечного опекуном или попечителем и определение порядка проведения органом опеки и попечительства оценки последствий перемены места жительства подопечного и выявления условий, препятствующих проживанию несовершеннолетнего подопечного по новому месту жительства, а также порядок дачи органом опеки и попечительства согласия на перемену места жительства подопечного, постановки подопечного на учет по новому месту жительства подопечного;
уточнение требований, которые орган опеки и попечительства может указать в акте о назначении опекуна или попечителя либо в договоре об осуществлении опеки или попечительства, касающихся прохождении дополнительной подготовки, предусмотренной пунктом 6 статьи 127 СК РФ, сопровождении, предусмотренном частью 6 статьи 2 Федерального закона N 48-ФЗ, уведомления органа опеки и попечительства об изменении состава семьи опекуна или попечителя, лиц, проживающих совместно с ними, а также такие требований, которые определяют конкретные условия воспитания, образования, лечения, несовершеннолетнего подопечного, в том числе его общения со своими братьями (сестрами), в случае если они не воспитываются в одной семье, а также иными родственниками (при их наличии).
В целях оказания гражданам, желающим усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), создать приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, стать патронатным воспитателем (далее - гражданин, выразивший желание стать опекуном), помощи в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в осознании реальных проблем, трудностей и рисков, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания ребенка, выявления и формирования у граждан воспитательных компетенций, а также родительских навыков и возможностей семьи для содержания и воспитания ребенка, в том числе для охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития в 2012 году было введено обязательное требование для указанных граждан проходить подготовку для получения заключения о возможности быть опекуном или усыновителем несовершеннолетнего ребенка.
По данным федерального статистического наблюдения по форме N 103-РИК "Выявление и устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - форма N 103-РИК), в конце 2018 года 861 организации осуществляли полномочие органа опеки и попечительства по подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами (в конце 2017 года 842 организации, в конце 2016 года 887 организаций, 2015 года - 861 организация), 3860 - предоставляли медицинскую, психологическую, педагогическую, юридическую, социальную помощь, не относящуюся к социальным услугам (социальное сопровождение) (в 2017 году - 2896, в 2016 году - 2785, в 2015 году - 2791, в 2014 году - 1477).
Вместе с тем, по данным федерального статистического наблюдения по форме N 103-РИК ежегодно отменяется примерно 1% решений о передаче ребенка в семью на воспитание от общей численности детей-сирот, находящихся на воспитании в семьях. В 2013 г. отменено 5 521 решение, в 2014 г. - 5 198, в 2015 г. - 5 713, в 2016 г. - 5227, в 2017 году - 4757, в 2018 году - 5207. Из них отменено решений по инициативе усыновителей, опекунов, попечителей, приемных или патронатных родителей в 2013 г. - 3 921 (71% от общего количества решений), в 2014 г. - 3 543 (68% от общего количества решений), в 2015 г. - 3 646 (64% от общего количества решений), в 2016 г. - 3909 (71% от общего количества решений), в 2017 году - 3134 (66% от общего количества решений), в 2018 году - 3490 (67% от общего количества решений).
К обстоятельствам, послужившим причиной отмены решения о передаче ребенка в семью, в том числе относятся некачественная подготовка граждан, выразивших желание стать опекуном, а также отсутствие мотивации у семей, принявших в семью на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, к сопровождению и оказанию помощи.
По данным Следственного комитета Российской Федерации в 2015 году возбуждено 146 уголовных о преступлениях против жизни, здоровья и половой неприкосновенности усыновленных детей и детей, находящихся под опекой (попечительством), в 2016 году - 189 уголовных дела. В 2015 году потерпевшими были признаны 142 ребенка, оставшихся без попечения родителей (95 из которых находились на воспитании в семьях усыновителей или опекунов (попечителей), в 2016 году численность потерпевших детей составила 130 (82 из которых находились на воспитании в семьях усыновителей или опекунов (попечителей). Проведенный анализ материалов проверок уголовных дел показал, что преступления в отношении детей совершаются как непосредственно усыновителями, опекунами или попечителями, так и близким лицом или членом семьи, в которую ребенок передан на воспитание.
В связи с этим система подбора и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами, требует совершенствования, в том числе в части исследования мотивации гражданина, наличия в семье ресурсов для воспитания ребенка, наличия возможных ограничений для приема ребенка в семью, возможности обеспечения потребностей ребенка в семье, наличия у гражданина опыта воспитания и иных компетенций, необходимых для приема ребенка в семью на воспитание.
В этих целях законопроектом определены цели социально-психологического обследования граждан, выразивших желание стать опекунами, вводится понятие "сопровождение" в отношении категорий детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, а также граждан, принявших на воспитание детей в свои семьи (усыновление, опека, попечительство). В связи с этим расширяется сфера применения Федерального закона N 48-ФЗ в части регулирования деятельности по сопровождению отдельных категорий граждан.
Законопроектом фиксируется, что к полномочиям органов опеки и попечительства относится оказание помощи опекунам и попечителям несовершеннолетних граждан в реализации и защите прав подопечных, в том числе с помощью сопровождения. При этом деятельность по сопровождению будет осуществляться уполномоченными субъектами Российской Федерации органами и организациями, требования к которым, а также к их отбору будет определяться федеральным органом исполнительной власти.
Законопроектом дополнятся пункт 6 статьи 148.1 СК РФ, регулирующий права и обязанности опекуна, положением, о том что опекун или попечитель ребенка имеет право и обязан воспитывать ребенка, находящегося под их опекой или попечительством, заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии ребенка, в том числе с помощью сопровождения в соответствии с частью 7 статьи 15 Федерального законаN 48-ФЗ в редакции законопроекта.
В проектируемом в законопроекте определении сопровождения, которое осуществляется в том числе органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, добавляется город федерального значения Севастополь.
В этой связи следует отметить, что проектом федерального закона N 571152-7 "О внесении изменения в статью 12 Закона Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" и статью 6 Федерального закона "Об опеке и попечительстве", внесенным в Государственную Думу депутатами Государственной Думы И.В. Лебедевым, Я.Е. Ниловым, В.И. Мельником, О.И. Павловой и рассмотренному Советом Государственной Думы 19 ноября 2018 г., предусмотрена возможность наделения полномочиями по опеке и попечительству органов местного самоуправления города федерального значения Севастополя.
Федеральным законом от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" введены два новых вида муниципальных образований: городской округ с внутригородским делением и внутригородской район. В соответствии с пунктом 4 части 1 и пунктом 2 части 11 статьи 161 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и органы местного самоуправления внутригородского района имеют право на участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству. В связи с изложенным в Федеральный закон "Об опеке и попечительстве" вносятся дополнения в части его приведения в соответствие с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Также законопроектом уточнены категории граждан, которые должны проходить социально-психологическое обследование в обязательном порядке, и требования проходить подготовку. Порядок организации и осуществления деятельности по социально-психологическому обследованию указанных лиц, включая содержание, сроки проведения социально-психологического обследования, способы и формы его проведения, форму заключения о результатах его проведения, порядок пересмотра результатов социально-психологического обследования, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению социально-психологического обследования, а также порядок отбора и требования к организациям, проводящим социально-психологическое обследование, предлагается утверждать уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В настоящее время в соответствии с пунктом 17 Порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденного приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 13 марта 2015 г. N 235, психологическое обследование граждан, выразивших желание стать опекунами, проводится только с их письменного согласия. Результаты психологического обследования передаются гражданину лично. Результаты психологического обследования направляются в орган опеки и попечительства только с письменного согласия гражданина.
Проведенный Министерством образования и науки Российской Федерации мониторинг показал, что 92 % школ приемных родителей уже проводят психологическое обследование кандидатов.
Необходимость обязательного прохождения гражданами, выразившими желание стать опекунами, психологического обследования поддерживает Совет семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, созданный приказом Минобрнауки России от 2 апреля 2015 г. N 354, члены Некоммерческой организации "Союз приемных родителей, усыновителей, опекунов и попечителей", созданной в июле 2016 г. в целях выработки предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в сфере развития семейных форм устройства детей-сирот и поддержки замещающих семей.
В соответствии со статьями 127 и 146 СК РФ граждане, выразившие желание стать опекунами, должны проходить психолого-педагогическую и правовую подготовку. Исключение предусматривается для близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей. Законопроектом предлагается обязательное прохождение подготовки близкими родственниками, выразившими желание стать опекунами.
Требование статьи 127 и статьи 146 СК РФ о невозможности быть усыновителями, опекунами или попечителями к гражданам, имеющим или имевшими судимость, подвергающимся или подвергавшихся уголовному преследованию за преступления, указанные в подпунктах 9 - 11 пункта 1 статьи 127, в абзацах третьем и четвертом пункта 1 статьи 146 СК РФ, законопроектом распространяется также на супругов таких граждан, если они состоят в браке.
Одновременно законопроектом предлагается установить требование к площади жилого помещения в предполагаемом месте жительства ребенка, передаваемого под опеку (попечительство) или усыновление, а именно общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в нем, не должно быть менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной муниципальными органами власти в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Предлагаемые законопроектом требования к площади жилого помещения также не распространяются на отчима (мачеху) усыновляемого ребенка. Кроме того, законопроектом устанавливается, что при вынесении решения об усыновлении ребенка суд вправе отступить от требования к площади жилого помещения с учетом интересов усыновляемого ребенка и заслуживающих внимания обстоятельств.
Законопроектом устанавливается, что допускается одномоментное усыновление только одного ребенка, за исключением случаев усыновления братьев и сестер, а также детей, которые ранее находились под опекой (попечительством) одного лица или супругов или были усыновлены одним лицом или супругами или воспитывались вместе в одной семье в период их нахождения под опекой (попечительством) или находились под надзором в одной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и воспитывались не менее одного года вместе в одной воспитательной группе.
В целях успешной адаптации усыновленных детей последующее усыновление детей гражданами, в семье которых уже воспитывается усыновленный или подопечный ребенок (дети), допускается по истечении года с момента вступления в силу решения суда о предыдущем усыновлении указанными гражданами ребенка или издания акта органа опеки и попечительства о назначении указанных граждан опекунами (попечителями) (за исключением случаев усыновления детей, находящихся у них под опекой (попечительством), усыновления братьев и сестер ребенка, в случае их неодновременного усыновления, а также усыновления детей, являющихся родственниками указанных граждан).
Аналогичный порядок предусматривается и при передаче детей под опеку (попечительство). В настоящее время согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" количество детей в приемной семье, включая родных и усыновленных детей, не превышает, как правило, 8 человек. Данная норма имеет рекомендательный характер. По состоянию на конец 2017 года в 21 246 семьях находилось под опекой 3 и более детей (без родных). В совокупности с допускаемым исключением, предлагаемое законопроектом ограничение численности передаваемых в семью на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, является необходимой мерой.
Одновременное устройство в семью более одного ребенка, если это не дети, ранее воспитывавшиеся вместе, может повлечь серьезные сложности с их адаптацией в семье. Предлагаемое законопроектом ограничение обусловлено особенностями адаптационного процесса для ребенка в первый год его проживания в семье. Это сложный процесс, зачастую сопровождаемый несовпадениями ожиданий и реальности, негативными реакциями ребенка, ухудшением семейной атмосферы. Основными задачами семьи в этот период являются перераспределение ролей, учет индивидуальных особенностей ребенка, знакомство ребенка с правилами и традициями новой семьи, организация быта, учебы, отдыха, охраны здоровья, контакта с родными и сверстниками и др. Усыновление или передача под опеку (попечительство) более одного ребенка (за исключением установленных законопроектом случаев) обычно затрудняет указанный процесс и зачастую приводит к возвратам детей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, ограничение численности одновременно усыновляемых или передаваемых под опеку (попечительство) детей будет способствовать более успешной адаптации ребенка в семье, его воспитанию и образованию, защите прав и социализации в обществе, позволит снизить риски возврата детей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Большая часть субъектов Российской Федерации (51) поддерживает предлагаемое правило.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Федерального закона N 48-ФЗ орган опеки и попечительства обязан осуществлять проверку условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей. Законопроектом предусматривается возможность привлечения (в порядке, установленном Правительством Российской Федерации) к проведению таких проверок специалистов в сфере воспитания, иных специалистов, а также специалистов организаций, осуществляющих отдельные полномочия органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, организаций, оказывающих социальные услуги. Привлечение специалистов к проверке обусловлено в целях определения деятельности опекунов (попечителей) по обеспечению интересов и потребностей ребенка, выявления, в том числе случаев жестокого обращения с ребенком.
В связи с тем, что участились случаи ухудшения опекунами условий проживания подопечных детей при перемене места жительства законопроектом предлагается допускать перемену места жительства подопечного после проведения органом опеки и попечительства по его новому месту жительства оценки последствий перемены места жительства подопечного и выявления условий, препятствующих проживанию несовершеннолетнего подопечного по новому месту жительства. Перемена места жительства подопечного не допускается, если в результате проведенной оценки установлено, что при изменении места жительства будут ухудшены условия проживания подопечных. Порядок проведения органом опеки и попечительства оценки последствий и порядок дачи органом опеки и попечительства согласия на перемену места жительства подопечного предлагается определять уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Также предлагается в статью 36 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) внести изменение, предусматривающее, что опекуны и попечители вопрос о перемене места жительства подопечных обязаны согласовывать с органами опеки и попечительства. С учетом нормы пункта 2.1 статьи 3 ГК РФ, согласно которой внесение изменений в ГК РФ осуществляется отдельным законом, разработан самостоятельный проект федерального закона "О внесении изменений в статью 36 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Предлагаемое законопроектом регулирование согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой право гражданина Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации не является абсолютным, поскольку в соответствии со статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации оно может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты, в том числе прав и законных интересов других лиц (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. N 4-П).
Статьей 8 Федерального закона N 48-ФЗ определены полномочия органов опеки и попечительства, в числе которых проверка исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона N 48-ФЗ, в том числе в части установленного органами опеки и попечительства запрета опекуну или попечителю изменять место жительства подопечного.
Таким образом, в настоящее время федеральным законодателем установлено ограничение права опекуна (попечителя) на свободу передвижения и выбор места жительства.
Поскольку полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган опеки и попечительства, который установил опеку или попечительство, предлагаемые законопроектом положения, регламентирующие вопрос о перемене места жительства подопечного, в полной мере согласуется с задачей органов опеки и попечительства по защите прав и интересов подопечного.
Законопроектом предусматривается, что порядок проведения органом опеки и попечительства проверки жилищно-бытовых условий при перемене места жительства несовершеннолетнего подопечного и выявления условий, препятствующих проживанию несовершеннолетнего подопечного по новому месту жительства, определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Предполагается, что в рамках проверки жилищно-бытовых условий органы опеки и попечительства должны оценить, в том числе:
обустройство жилого помещения с точки зрения безопасности передвижения внутри и около жилого помещения, чтобы предупредить риск получения травм;
наличие в жилом помещении естественного освещения;
благоустройство и санитарно-гигиеническое состояние;
наличие отдельного оборудованного для ребенка места (комнаты, уголка) для сна, игр, занятий;
достаточное количество спальных мест;
обстоятельства, которые могут создать угрозу жизни и здоровью ребенка, его физическому и нравственному развитию.
В случае невыполнения обязанности по согласованию с органами опеки и попечительства вопроса о перемене места жительства подопечного в соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона N 48-ФЗ опекуны и попечители несут уголовную ответственность, административную ответственность за свои действия или бездействие в порядке, установленном соответственно законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации. Кроме того, статьей 29 Федерального закона N 48-ФЗ предусмотрено, что орган опеки и попечительства может освободить опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей, в том числе временно, в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя. Также орган опеки и попечительства вправе отстранить опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей, в частности, в случае ненадлежащего исполнения возложенных на них обязанностей.
Согласно абзацу третьему части 2 статьи 9 Федерального закона N 48-ФЗ при перемене места жительства подопечного орган опеки и попечительства, установивший опеку или попечительство, обязан направить дело подопечного в орган опеки и попечительства по его новому месту жительства.
Поскольку, орган опеки и попечительства по предыдущему месту жительства несовершеннолетнего не всегда является органом опеки и попечительства, установившим опеку (попечительство), законопроектом предлагается слова "орган опеки и попечительства, установивший опеку или попечительства" заменить словами "орган опеки и попечительства по прежнему месту жительства".
Также законопроектом предлагается внести изменения в статью 271 Гражданского-процессуального кодекса Российской Федерации в части дополнения перечня документов, прилагаемых к заявлению об усыновлении, заключением органа опеки и попечительства о возможности принятия лицом на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Постановлением Европейского суда от 18 апреля 2013 г. "Дело "Агеевы (Ageyevy) против Российской Федерации" установлено, что заявители были лишены возможности ходатайствовать (в связи с изменением обстоятельств) о восстановлении прав усыновителей. СК РФ не содержит правовой нормы, позволяющей обращаться в суд с заявлением о восстановлении в правах усыновителей, даже не смотря на то, что усыновление в конкретном случае было отменено по причине жестокого обращения с ребенком, которое в последствии доказано не было.
Законопроектом предусматривается возможность в судебном порядке восстановить усыновителей в возложенных на них обязанностях родителей по заявлению бывших усыновителей, в случаях, если они изменили поведение, образ жизни и (или) отношение к воспитанию ребенка и (или) изменились обстоятельства, послужившие основанием к отмене усыновления.
На практике имеются примеры отстранения опекунов от исполнения возложенных на них обязанностей по причинам, которые в последствии не находят подтверждения. При этом механизма восстановления в таких случаях опекунов СК РФ не предусмотрено. Такие решения могут быть оспорены только в судебном порядке.
В связи с этим, законопроектом предлагается возможность восстановления опеки или попечительства в отношении ребенка в случае, если граждане, которые были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей опекуна или попечителя, изменили поведение, образ жизни и (или) отношения к воспитанию ребенка и (или) изменились обстоятельства, послужившие основанием прекращения опеки или попечительства. Восстановление опеки или попечительства в отношении ребенка, достигшего возраста десяти лет, возможно только с его согласия.
Восстановление опеки или попечительства в случае, если ребенок был усыновлен или передан под опеку или попечительство другим лицам, предлагается не допускать.
Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) были внесены изменения в часть 5 статьи 6 Федерального закона N 48-ФЗ, предусматривающие, что уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти утверждает требования к профессиональным знаниям и навыкам работников органов опеки и попечительства, необходимым для исполнения ими должностных обязанностей, примерные дополнительные профессиональные программы для работников органов опеки и попечительства.
В целях реализации Федерального закона N 167-ФЗ Министерство образования и науки Российской Федерации было наделено полномочиями по утверждению требований к профессиональным знаниям и навыкам работников органов опеки и попечительства, необходимым для исполнения ими должностных обязанностей (по согласованию с Минтрудом России) (постановление Правительства Российской Федерации от 20 октября 2015 г. N 1117).
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданский служащий), являются предметом и соответственно регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ).
В связи с изменениями подходов к установлению квалификационных требований для замещения должностей государственной службы, в Федеральный закон N 79-ФЗ внесены изменения Федеральным законом от 30 июня 2016 г. N 224-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации".
В соответствии с положениями статьи 12 Федерального закона N 79-ФЗ для замещения должности гражданской службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя - к специальности, направлению подготовки.
Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы, областью и видом профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
Квалификационные требования к знаниям и умениям, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности гражданского служащего его должностным регламентом. Должностным регламентом гражданского служащего (далее - должностной регламент) могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки, которые необходимы для замещения должности гражданской службы.
Федеральным государственным органом по управлению государственной службой в целях оказания государственным органам методологической помощи формируется справочник квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности гражданских служащих.
В 2018 году Минтрудом России сформирован справочник квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей государственной гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих (далее - справочник, квалификационные требования, область и вид деятельности соответственно).
В справочник включены квалификационные требования по виду деятельности "Регулирование в сфере опеки и попечительства" в рамках области деятельности "Регулирование в сфере труда и социальной защиты", сформулированные на основе предложений Министерства образования и науки Российской Федерации (письмо от 8 февраля 2018 г. N 12-161).
Кроме того, справочник содержит квалификационные требования по областям и видам деятельности, которые соответствуют отраслям государственного управления, разработанные и представленные в Минтруд России для обобщения и включения в справочник всеми федеральными органами исполнительной власти и большинством иных федеральных государственных органов.
Частью 8 статьи 12 Федерального закона N 79-ФЗ установлено, что справочник формируется в целях оказания государственным органам методологической помощи, в связи с чем его положения являются рекомендательными и используются при составлении должностных регламентов государственных гражданских служащих.
Вместе с тем положения части 5 статьи 6 Федерального закона N 48-ФЗ предусматривают императивный характер требований, утверждаемых уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный орган). Согласно пунктам 4.2.42 и 4.2.46 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884, Минпросвещения России помимо требований к профессиональным знаниям и навыкам работников органов опеки и попечительства, необходимым для исполнения ими должностных обязанностей (по согласованию с Минтрудом России), также утверждает примерные дополнительные профессиональные программы для работников органов опеки и попечительства.
Кроме того, с 1 января 2015 года работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда применяется профессиональный стандарт "Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних", утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 680н (Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2013 г., регистрационный N 30850).
В этой связи законопроектом предлагается исключить из части 5 статьи 6 Федерального закона N 48-ФЗ положения, касающегося наделения уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти утверждать требования к профессиональным знаниям и навыкам работников органов опеки и попечительства, необходимым для исполнения ими должностных обязанностей.
Кроме того, законопроектом предлагается включить в число случаев, когда опекун вправе заключить кредитный договор и договор займа от имени подопечного, а попечитель вправе давать согласие на заключение таких договоров, случай получения займа в целях обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В настоящее время согласно статье 104 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" гражданам, поступившим в организации, осуществляющие образовательную деятельность, для обучения по соответствующим образовательным программам, банками и иными кредитными организациями предоставляются образовательные кредиты.
Исходя из требований ГК РФ (статья 26, пункт 2 статьи 37), СК РФ (статья 60), Федерального закона N 48-ФЗ (часть 1 статьи 21), для заключения кредитного договора необходимо согласие законных представителей несовершеннолетнего и предварительное разрешение органов опеки и попечительства, поскольку заключение кредитного договора является сделкой, влекущей за собой уменьшение стоимости имущества подопечного (заемщик отвечает по обязательствам, вытекающим из кредитного договора, всем своим имуществом).
Однако в соответствии с действующей редакцией части 4 статьи 19 Федерального закона N 48-ФЗ опекун не вправе заключать кредитный договор и договор займа от имени подопечного, выступающего заемщиком, а попечитель не вправе давать согласие на заключение таких договоров, за исключением случаев, если получение займа требуется в целях содержания подопечного или обеспечения его жилым помещением.
В целях распространения образовательного кредитования на детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся по основным профессиональным образовательным программам в организации, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, законопроектом в часть 4 статьи 19 Федерального закона N 48-ФЗ вносятся соответствующие изменения.
Одновременно с законопроектом, с учетом нормы части 6 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) согласно которой внесение изменений в ТК РФ осуществляется отдельным законом, разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", направленный на совершенствование законодательства в части защиты прав воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указанным проектом федерального закона предлагается установить психологическое обследование лиц при трудоустройстве в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также после трудоустройства, и определить порядка его проведения.
В силу статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) психологическое обследование лиц, трудоустраивающихся в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время не относится к вопросам, решение которых осуществляется самостоятельно органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счёт средств своего бюджета. В этой связи законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон N 184-ФЗ, предусматривающие отнесение полномочий по проведению психологического обследования лиц, трудоустраивающихся в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к полномочиям, решение которых осуществляется самостоятельно органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счёт средств своего бюджета.
Статьей 4 законопроекта устанавливается срок вступления в силу федерального закона с 1 января 2021 года, поскольку для его реализации потребуется внесение изменений в отдельные нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, приказы министерств, а также нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законопроект не содержит положений, противоречащих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Заместитель Министра просвещения Российской Федерации |
Т.Ю. Синюгина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.