Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статьи 14 и 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(подготовлен Минздравом России 15.11.2019 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 14 и 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в соответствии с подпунктом "е" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам модернизации первичного звена здравоохранения 20 августа 2019 г., утвержденного 2 сентября 2019 г. N Пр-1755, и поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой от 6 сентября 2019 г. N ТГ-П12-7589 в целях обеспечения внесения в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих обязательное согласование с Минздравом России кандидатуры на должность руководителя органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации.
Законопроект направлен на формирование современной, адекватной требованиям времени, эффективной системы регулирования отрасли здравоохранения.
В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья исчерпывающим образом разграничены нормами Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ), Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Министерство здравоохранения Российской Федерации законодательно наделено полномочиями по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, а также по координации деятельности в сфере охраны здоровья всех участников национальной системы здравоохранения, включая органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 14 Федерального закона N 323-ФЗ).
Вместе с тем без согласованной деятельности органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья всех уровней, входящих в единую систему государственной власти, а также обеспечения соответствия нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации федеральному законодательству и применения единых принципов реализации федеральных актов на региональном уровне цели развития здравоохранения не могут быть надлежащим образом достигнуты.
В настоящее время приоритетные направления развития здравоохранения в Российской Федерации определены Стратегией развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2019 г. N 254, базовым принципом реализации которой выступает формирование и реализация на федеральном, региональном и муниципальном уровнях скоординированной политики в сфере охраны здоровья граждан.
Каскадирование целей национального проекта "Здравоохранение" имеет вертикальную структуру ("сверху вниз"), а показатели национальных, федеральных и региональных проектов взаимоувязаны между собой.
Так, изначальная подготовка региональных проектов осуществлялась с учетом принципов обеспечения достижения целей, показателей и результатов федерального проекта.
В рамках реализации национального проекта "Здравоохранение" и входящих в его состав федеральных проектов, Минздравом России осуществляется методическое сопровождение, координация действий и мониторинг проводимых мероприятий на уровне субъектов Российской Федерации в части реализации региональных проектов. Одним из основополагающих принципов реализации национального проекта "Здравоохранение" является взаимосвязанность и взаимозависимость достижения целей и результатов федеральных проектов с их реализацией на региональном уровне.
Следовательно, реализация вышеуказанной Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации и национального проекта "Здравоохранение" может быть обеспечена только согласованными действиями федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Роль регионов в реализации федеральных проектов требует последовательной кадровой политики, особой подготовки руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, к которым предъявляется определенный набор знаний, навыков и компетенций, что обусловлено сложностью достигаемых задач в сфере охраны здоровья граждан.
В этой связи, а также в свете новых вызовов обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан и реализации национальных проектов вопрос согласования назначения на должность (освобождения от должности) руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации приобретает особую актуальность.
Предлагаемое законопроектом решение не является новым, поскольку в редакции Федерального закона N 323-ФЗ, действующей до 24 июля 2015 г., действовал механизм назначения на должность (освобождения от должности) руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные им полномочия, по согласованию с Минздравом России.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Наступление негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, не прогнозируется.
Законопроект не повлечёт за собой финансово-экономических последствий и не потребует выделения дополнительных средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Предлагаемые законопроектом решения не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и иным международным договорам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.