Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статьи 35 и 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"
(подготовлен Минобороны России 20.11.2019 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 35 и 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее - законопроект) подготовлен в целях совершенствования порядка прохождения военной службы.
1. Пунктом 1 статьи 1 законопроекта вносится дополнение в абзац первый пункта 7 статьи 35 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ), которым расширяется перечень оснований досрочного увольнения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (далее - военнослужащие), с военной службы, устанавливающих обязательное возмещение расходов, затраченных на их военную или специальную подготовку.
Пунктом 7 статьи 35 Закона N 53-ФЗ, внесенным Федеральным законом от 6 июля 2006 года N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" и вступившим в силу с 1 июля 2007 г., определяется возмещение средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования или учебных военных центров при федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшихся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждан, окончивших указанные образовательные учреждения и уволенных с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным подпунктами "д", "е", "е.1" и "з" пункта 1, подпунктами "в" и "д" пункта 2 статьи 51 Закона N 53-ФЗ.
Перечень оснований досрочного увольнения военнослужащего с военной службы по "негативным" основаниям не является исчерпывающим. При увольнении военнослужащего с военной службы по основаниям, не предусмотренным пунктом 7 статьи 35 Закона N 53-ФЗ, он не обязан возмещать средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку.
Учитывая изложенное, законопроектом предлагается дополнить пункт 7 статьи 35 Закона N 53-ФЗ подпунктами "д.1" (в связи с утратой доверия к военнослужащему со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении) и "д.2" (в связи с утратой доверия к военнослужащему, являющемуся командиром (начальником), со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении) пункта 1, подпунктами "е.1" (в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы), "е.2" (в связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, установленных законодательством Российской Федерации и связанных с прохождением военной службы в органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны), "к" (в связи с непрохождением в установленном порядке обязательных химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов) и "л" (в связи с совершением административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ) пункта 2 статьи 51 Закона N 53-ФЗ.
2. Пунктом 2 статьи 1 законопроекта вносится дополнение в подпункт "ж" пункта 1 статьи 37 Закона N 53-ФЗ, которым определено, что одним из случаев исполнения военнослужащим обязанностей военной службы является его нахождение в служебной командировке.
Однако законодательство о военной службе не содержит положений, предоставляющих Министру обороны Российской Федерации, руководителю иного федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых законом предусмотрена военная служба, полномочий по определению условий и порядка командирования военнослужащего.
При этом нормативными правовыми актами, изданными на основании законодательных актов об иных видах государственной службы, данный вопрос урегулирован, например:
в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" порядок и условия командирования государственных гражданских служащих устанавливаются Президентом Российской Федерации*(1);
согласно Федеральному закону от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" порядок и условия командирования сотрудников органов внутренних дел определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел*(2).
Таким образом, предлагается законодательно закрепить, что порядок и условия командирования военнослужащего будут определяться Министром обороны Российской Федерации, руководителем иного федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых законом предусмотрена военная служба.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и иных международных договоров Российской Федерации, а предполагаемые в нем решения не окажут влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Принятие данного законопроекта не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета.
-------------------------------------------
*(1) Указ Президента Российской Федерации от 18 июля 2005 г. N 813 "О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих".
*(2) Приказ МВД России от 14 февраля 2017 г. N 65 "Об утверждении Порядка и условий командирования сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на территории Российской Федерации"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.