Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об актах гражданского состояния"
(подготовлен Минюстом России 27.11.2019 г.)
В соответствии с пунктом 88 Плана законопроектной деятельности Минюста России, утвержденного распоряжением Минюста России от 01.03.2019 N 233-р, а также в целях совершенствования порядка государственной регистрации актов гражданского состояния, установленного Федеральным законом от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (далее - Федеральный закон N 143-ФЗ), разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об актах гражданского состояния" (далее - законопроект, проект федерального закона).
1. В Федеральном законе N 143-ФЗ закреплен традиционный территориальный принцип государственной регистрации актов гражданского состояния и совершения органами записи актов гражданского состояния Российской Федерации (далее - органы ЗАГС).
Так, рождение ребенка может быть зарегистрировано в органе ЗАГС по месту его рождения либо по месту жительства родителей, усыновление - по месту вынесения решения суда об усыновлении ребенка или по месту жительства усыновителей (усыновителя), расторжение брака - по месту жительства супругов (одного из супругов) или по месту государственной регистрации заключения брака, а для внесения изменений в запись акта гражданского состояния следует обращаться в орган ЗАГС по месту его жительства или по месту хранения записи акта гражданского состояния, подлежащей исправлению или изменению (пункт 1 статьи 15, статьи 32, 40 и пункт 1 статьи 71 Федерального закона N 143-ФЗ).
В качестве основных критериев определения места государственной регистрации акта гражданского состояния (в широком смысле) Федеральный закон N 143-ФЗ рассматривает место жительства лица, место наступления события или совершения действия, подлежащего регистрации, а также место хранения записи акта гражданского состояния, с которой необходимо провести необходимые манипуляции. Экстерриториальный принцип применяется пока только в отношении заключения брака: брак может быть заключен в любом органе ЗАГС страны по выбору лиц, вступающих в брак (статья 25 Федерального закона N 143-ФЗ).
Законопроектом закрепляется распространение экстерриториального принципа для регистрации иных актов гражданского состояния.
Проектом федерального закона предлагается дополнить статью 6 Федерального закона N 143-ФЗ положением, закрепляющим право заявителя на обращение в любой орган ЗАГС или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ), независимо от места жительства заявителя и места наступления юридического факта, а также признаются утратившими силу все нормы Федерального закона N143-ФЗ, которые не соответствуют экстерриториальному принципу предоставления государственных услуг по государственной регистрации актов гражданского состояния.
2. В соответствии с пунктом 6 статьи 6 Федерального закона N 143-ФЗ работник органа ЗАГС или МФЦ не вправе производить государственную регистрацию актов гражданского состояния в отношении себя, своего супруга, своих и его родственников (родителей, детей, внуков, дедушек, бабушек, родных братьев и сестер).
Законопроектом предлагается расширить сферу действия указанного запрета, распространив его на совершение иных юридически значимых действий, предусмотренных Федеральным законом N 143-ФЗ.
3. В статье 7 Федерального закона N 143-ФЗ установлено общее требование к перечню документов, предъявляемых заявителями для государственной регистрации актов гражданского состояния. Согласно указанной норме для составления записи акта гражданского состояния должны быть представлены документы, являющиеся основанием для государственной регистрации акта гражданского состояния, и документ, удостоверяющий личность заявителя.
При этом иными положениями Федерального закона N 143-ФЗ определяются отдельные перечни документов, необходимых для государственной регистрации акта гражданского состояния и совершения иного юридически значимого действия.
Так, например, согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона N 143-ФЗ одновременно с подачей совместного заявления о заключении брака необходимо предъявить документы, удостоверяющие личности вступающих в брак, документ, подтверждающий прекращение предыдущего брака, в случае, если лицо (лица) состояло в браке ранее, разрешение на вступление в брак до достижения брачного в случае, если лицо (лица), вступающее в брак, является несовершеннолетним.
Также одновременно с подачей заявления о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния должны быть представлены свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния, которое подлежит обмену в связи с внесением исправления или изменения в запись акта гражданского состояния, и документы, подтверждающие наличие основания для внесения исправления или изменения в запись акта гражданского состояния (пункт 2 статьи 71 Федерального закона N 143-ФЗ).
В целях приведения в соответствие между собой соответствующих норм Федерального закона N 143-ФЗ предлагается в абзаце первом пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 143-ФЗ предусмотреть необходимость представления и иных документов, предусмотренных Федеральным законом N 143-ФЗ.
4. Согласно статье 35 Федерального закона N 143-ФЗ государственная регистрация расторжения брака на основании решения суда производится в органах ЗАГС по месту государственной регистрации заключения брака либо по месту жительства бывших супругов (любого из них) на основании выписки из решения суда и заявления бывших супругов (одного из них).
Если один из бывших супругов зарегистрировал расторжение брака в органе ЗАГС, а другой бывший супруг обращается в тот же орган ЗАГС позже,сведения об этом бывшем супруге вносятся в ранее произведенную запись акта о расторжении брака. Выписка из решения суда о расторжении брака в данном случае может не представляться.
Таким образом, действующее регулирование допускает составление двух записей актов о расторжении брака в отношении одного и того же ранее заключенного брака.
В целях реализации экстерриториального принципа государственной регистрации актов гражданского состояния, предлагаемого законопроектом,также закрепляется дополнение ранее составленной записи акта о расторжении брака сведениями о бывшем супруге, обратившимся в орган ЗАГС позже, вместо составления второй записи акта.
Аналогичное правило внесения сведений о бывшем супруге в ранее составленную запись акта о расторжении брака предполагается включить и в статью 34 Федерального закона N 143-ФЗ, регламентирующую порядок государственной регистрации расторжения брака по заявлению одного из супругов в случае, если другой супруг признан судом безвестно отсутствующим, признан судом недееспособным или осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет.
5. Пунктом 2 статьи 35 Федерального закона N 143-ФЗ предусматривается право бывших супругов или опекуна недееспособного супруга уполномочить в письменной форме других лиц сделать заявление о государственной регистрации расторжения брака.
С учетом пункта 1 указанной статьи Федерального закона N 143-ФЗ должны быть предъявлены документы, удостоверяющие личности бывших супругов (одного из супругов). При этом передача бывшим супругом принадлежащего ему паспорта гражданина Российской Федерации доверенному лицу в целях обращения в орган ЗАГС может вызвать затруднения у бывшего супруга в различных жизненных ситуациях, когда может потребоваться документ, удостоверяющий личность.
В связи с этим предлагается установить, что в случае, если подлинность подписи такого уполномочивания бывшим супругом удостоверена нотариально,то документ, удостоверяющий его личность, при государственной регистрации расторжения брака может не предъявляться. В соответствующих случаях сведения о бывшем супруге (в части паспортных данных) будут вноситься в запись акта о расторжении брака согласно представленной доверенности.
6. Особенности функционирования Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния (далее - ЕГР ЗАГС) повлекли за собой необходимость нормативного закрепления составления новой записи о рождении в случае изменения даты рождения ребенка после усыновления, особенно в случаях, когда новая дата рождения позже даты регистрации записи акта гражданского состояния о рождении.
В связи с этим законопроектом предлагается внести изменения в пункт 2 статьи 44 Федерального закона N 143-ФЗ и установить правило, согласно которому в случае изменения на основании решения суда об усыновлении ребенка даты и (или) места рождения ребенка по желанию усыновителей (усыновителя) составляется новая запись акта о рождении.
7. Федеральное законодательство предоставляет лицу, достигшему возраста 14 лет, право переменить свое имя, включающее в себя фамилию, собственно имя и (или) отчество в порядке, установленном Федеральным законом N 143-ФЗ.
Порядок выбора имени, включающее в себя фамилию, собственно имя и (или) отчество при перемене имени федеральным законодательством не установлен, что приводит к появлению на практике спорных ситуаций.
Ранее аналогичная ситуация имела место в части выбора родителями имени своего ребенка, поскольку родители не были ограничены в выборе имени ребенка и законодательно исходили из презумпции их разумности и добросовестности в данном вопросе. Федеральным законом от 01.05.2017 N 94-ФЗ "О внесении изменений в статью 58 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 18 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" были внесены изменения в Семейный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон N 143-ФЗ, ограничивающие права родителей в выборе имени ребенка с целью защиты прав и интересов самого ребенка.
При этом изменения в порядок государственной регистрации перемены имени, изменения не были внесены. Законопроектом предлагается ввести в статью 58 Федерального закона N 143-ФЗ ограничения в выборе лицом нового имени аналогичные тем, которые содержаться в статье 58 Семейного кодекса Российской Федерации и статье 18 Федерального закона N 143-ФЗ.
8. Согласно абзацу 2 статьи 72 Федерального закона N 143-ФЗ внесение исправления или изменения в запись акта гражданского состояния либо отказ во внесении такого исправления или изменения производится на основании заключения органа ЗАГС в случаях, предусмотренных статьей 70 Федерального закона N 143-ФЗ.
Пунктом 1 статьи 73 Федерального закона N 143-ФЗ предусмотрено, что внесение исправления или изменения в запись акта гражданского состояния производится органом ЗАГС по месту хранения записи акта гражданского состояния на бумажном носителе, подлежащей исправлению или изменению
Таким образом, действующее регулирование допускает внесение исправления или изменения в запись акта гражданского состояния органом ЗАГС по месту хранения записи акта гражданского состояния на бумажном носителе, подлежащей исправлению или изменению на основании подготовленного заключения органа ЗАГС, принявшего заявление о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния, без предварительного согласования проекта заключения с органами ЗАГС по месту хранения записи акта гражданского состояния на бумажном носителе, подлежащей исправлению или изменению.
В настоящее время имеют место случаи, когда орган ЗАГС по месту хранения записи акта гражданского состояния на бумажном носителе, подлежащей исправлению или изменению, отказывает во внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния на основании поступившего заключения органа ЗАГС. В результате у заявителя имеются документы, в которых имеются разночтения в сведениях о гражданине.
В целях недопущения нарушения прав граждан, а также имеющихся разночтений в части указания сведений о гражданине, содержащихся в записях актов гражданского состояния, хранящихся в ЕГР ЗАГС, законопроектом закрепляется необходимость направления на согласование проекта заключения органа ЗАГС, принявшего заявление о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния, в органы ЗАГС по месту хранения записей актов гражданского состояния на бумажном носителе, подлежащих исправлению или изменению. Исправления или изменения в записи актов гражданского состояния будут вноситься только после получения согласия на внесение исправления или изменения в запись акта гражданского состояния от всех органов ЗАГС по месту хранения записи акта гражданского состояния на бумажном носителе, подлежащей исправлению или изменению.
9. Федеральным законом от 29.12.2017 N 438-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации некоторых актов гражданского состояния в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 438-ФЗ) Федеральный закон N 143-ФЗ дополнен положениями, предусматривающими возможность наделения МФЦ полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 4 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (в редакции Федерального закона от 29.12.2017 N 438-ФЗ) полномочия на государственную регистрацию рождения (за исключением рождения, государственная регистрация которого производится одновременно с государственной регистрацией установления отцовства) и смерти могут быть возложены законом субъекта Российской Федерации также на МФЦ.
При этом в случае если в соответствии с нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения полномочия (функции) органов ЗАГС по предоставлению государственных услуг по государственной регистрации отдельных актов гражданского состояния возложены на МФЦ и указанные МФЦ включены в перечень органов, предоставляющих государственную услугу по государственной регистрации актов гражданского состояния, утвержденный высшим исполнительным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, к деятельности указанных МФЦ применяются положения Федерального закона "Об актах гражданского состояния", регулирующие порядок осуществления органами ЗАГС государственной регистрации актов гражданского состояния (подпункт 2.3 статьи 4 Федерального закона N 143-ФЗ).
В связи с этим проектом федерального закона предлагаются технические корректировки в отдельные положения Федерального закона N 143-ФЗ, содержащие ссылки только на пункт 2.2 статьи 4 Федерального закона N 143-ФЗ.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Положения проекта федерального закона не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.