Проект Приказа Министерства финансов РФ "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Планирование внутреннего финансового аудита"
(подготовлен Минфином России 28.11.2019 г.)
В соответствии с пунктом 5 статьи 160.2-1 и абзацем сорок пятым статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2019, N 31, ст. 4466) приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Планирование внутреннего финансового аудита".
2. Настоящий приказ вступает в силу с "___"__________ 2020 года.
Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации |
А.Г. Силуанов |
Утвержден
приказом Министерства финансов Российской Федерации
от "___" ______________г. N ___
Федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Планирование внутреннего финансового аудита"
I. Общие положения
1. Настоящий федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Планирование внутреннего финансового аудита" (далее - Стандарт) разработан в соответствии со статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2019, N 30, ст. 4101) и применяется должностными лицами (работниками) главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов доходов бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета (далее - главные администраторы бюджетных средств), распорядителей бюджетных средств, получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджета, администраторов источников финансирования дефицита бюджета (далее - администраторы бюджетных средств) при составлении и ведении субъектом внутреннего финансового аудита плана проведения аудиторских мероприятий и формировании программ аудиторских мероприятий.
2. В целях настоящего Стандарта применяются термины в значениях, определенных федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита".
II. Планирование внутреннего финансового аудита
3. Планирование внутреннего финансового аудита включает составление (ведение) и утверждение плана проведения аудиторских мероприятий и составление и утверждение программы аудиторского мероприятия.
4. В целях планирования внутреннего финансового аудита учитываются:
а) бюджетные полномочия главного администратора (администратора) бюджетных средств и осуществляемые главным администратором (администратором) бюджетных средств бюджетные процедуры, операции (действия) по выполнению бюджетных процедур, влияющих на значения показателей качества финансового менеджмента, определяемых в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренным пунктом 6 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
б) результаты оценки бюджетных рисков;
в) обеспеченность субъекта внутреннего финансового аудита ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);
г) необходимость резервирования времени на проведение внеплановых аудиторских мероприятий;
д) требования руководителя главного администратора (администратора) бюджетных средств.
5. При планировании внутреннего финансового аудита субъект внутреннего финансового аудита проводит предварительный анализ сведений о результатах:
а) мониторинга качества финансового менеджмента главного администратора (администратора) бюджетных средств, включая результаты мониторинга качества исполнения бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств, а также качества управления активами, осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;
б) контрольных мероприятий органов государственного (муниципального) финансового контроля;
в) мониторинга реализации субъектами бюджетных процедур мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля, в том числе по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков;
г) реализации предложений и рекомендаций субъекта внутреннего финансового аудита по результатам аудиторских мероприятий.
III. Оценка бюджетных рисков
6. Для сбора и анализа информации о бюджетных рисках и их оценки ведется реестр бюджетных рисков главного администратора (администратора) бюджетных средств, который должен включать следующую информацию в отношении каждого идентифицированного бюджетного риска:
а) наименование операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, являющейся объектом бюджетного риска;
б) описание бюджетного риска;
в) наименование владельца бюджетного риска;
г) оценка значимости (уровня) бюджетного риска;
д) оценка вероятности бюджетного риска;
е) оценка степени влияния бюджетного риска;
ж) описание последствий бюджетного риска;
з) описание причин бюджетного риска;
и) меры по предупреждению и (или) минимизации (устранению) бюджетного риска.
Информация, указанная в подпункте и) настоящего пункта, включается в реестр бюджетных рисков только в случае возможности и целесообразности принятия главным администратором (администратором) бюджетных средств мер по предупреждению и (или) минимизации (устранению) соответствующего бюджетного риска.
7. При формировании и ведении реестра бюджетных рисков необходимо обеспечить возможность ранжирования бюджетных рисков по значимости (уровню) от наиболее значимого к наименее значимому бюджетному риску.
8. Бюджетный риск оценивается как значимый или незначимый в зависимости от оценки его вероятности и степени влияния.
9. При оценке вероятности бюджетного риска оценивают степень возможности наступления событий, негативно влияющих на результат выполнения бюджетной процедуры, в том числе на операцию (действие) по выполнению бюджетной процедуры, а также на качество финансового менеджмента главного администратора (администратора) бюджетных средств.
Степень возможности наступления таких событий оценивается с учетом причин и условий (обстоятельств) реализации бюджетных рисков, в том числе с учетом информации о результатах:
а) оценки надежности внутреннего финансового контроля главного администратора (администратора) бюджетных средств;
б) мониторинга качества финансового менеджмента, включая мониторинг исполнения качества бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств, а также качества управления активами, осуществления закупок товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд;
в) контрольных мероприятий органов государственного (муниципального) финансового контроля.
10. Вероятность бюджетного риска оценивается как низкая, средняя или высокая.
11. При оценке степени влияния бюджетного риска оценивают уровень потенциального негативного воздействия события на результаты выполнения бюджетной процедуры, определяемый как оценка одного или нескольких из следующих показателей:
а) отклонения от целевых показателей качества финансового менеджмента, характеризующих качество исполнения бюджетных полномочий, управления активами, осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;
б) искажения бюджетной отчетности;
в) потенциальный ущерб публично правовому образованию;
г) отклонения от целевых значений государственных (муниципальных) программ;
д) санкции, налагаемые в случае возникновения нарушений;
е) потенциальное негативное воздействие последствий реализации бюджетного риска на репутацию главного администратора (администратора) бюджетных средств.
12. Степень влияния бюджетного риска оценивается как высокая, средняя или низкая.
13. Бюджетный риск оценивается как значимый, если хотя бы один из критериев его оценки - вероятность или степень влияния - оценивается как высокий либо и вероятность, и степень влияния бюджетного риска оцениваются как средние.
IV. План проведения аудиторских мероприятий
14. Субъект внутреннего финансового аудита осуществляет свою деятельность в соответствии с планом проведения аудиторских мероприятий на очередной финансовый год.
Перечень планируемых к проведению в очередном финансовом году аудиторских мероприятий должен включать не менее двух мероприятий, в том числе аудиторское мероприятие с целью подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, а также ведомственным (внутренним) актам, принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
15. План проведения аудиторских мероприятий на очередной финансовый год составляет руководитель субъекта внутреннего финансового аудита.
Руководитель главного администратора (администратора) бюджетных средств утверждает план проведения аудиторских мероприятий до начала очередного финансового года.
16. В случае передачи администратором бюджетных средств полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита план проведения аудиторских мероприятий на очередной финансовый год составляется и утверждается в порядке, установленном федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации внутреннего финансового аудита, а также случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита".
17. Информация о плане проведения аудиторских мероприятий на очередной финансовый год доводится до субъектов бюджетных процедур, являющихся руководителями структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств.
18. Изменения в план аудиторских мероприятий на очередной финансовый год вносятся по предложениям руководителя субъекта внутреннего финансового аудита и утверждаются руководителем главного администратора (администратора) бюджетных средств.
19. Внеплановые аудиторские мероприятия проводятся на основании решения руководителя главного администратора (администратора) бюджетных средств.
В решении руководителя главного администратора (администратора) бюджетных средств о проведении внепланового аудиторского мероприятия указываются тема, объекты и цели аудиторского мероприятия, а также сроки проведения внепланового аудиторского мероприятия,
V. Программа аудиторского мероприятия
20. Для проведения планового или внепланового аудиторского мероприятия руководитель субъекта внутреннего финансового аудита формирует аудиторскую группу и назначает ее руководителя.
При формировании аудиторской группы руководитель субъекта внутреннего финансового аудита должен обеспечить соблюдение принципов внутреннего финансового аудита, установленных федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", в том числе принципа функциональной независимости.
21. Численность аудиторской группы определяется исходя из количества и сложности объектов аудиторского мероприятия, целей аудиторского мероприятия, сроков проведения аудиторского мероприятия и квалификации должностных лиц (работников) субъекта внутреннего финансового аудита, а также должностных лиц (работников) главного администратора (администратора) бюджетных средств, привлеченных к проведению аудиторского мероприятия.
22. При формировании аудиторской группы руководитель субъекта внутреннего финансового аудита исходя из характера объектов и целей аудиторского мероприятия может принять решение о необходимости привлечения эксперта для проведения аудиторского мероприятия.
23. С целью планирования аудиторского мероприятия руководитель аудиторской группы составляет программу аудиторского мероприятия и представляет ее на утверждение руководителю субъекта внутреннего финансового аудита.
24. В целях составления программы аудиторского мероприятия руководитель аудиторской группы проводит предварительный анализ документов, фактических данных, информации об организации (обеспечении выполнения) и выполнении бюджетных процедур и бюджетных рисках во взаимосвязи с операциями (действиями) по выполнению бюджетных процедур, являющихся объектами аудиторского мероприятия.
25. Объем аудиторского мероприятия (перечень вопросов, подлежащих изучению для достижения целей аудиторского мероприятия) и применяемые методы внутреннего финансового аудита определяются в зависимости от характера объектов аудиторского мероприятия, целей аудиторского мероприятия и оценки значимости (уровня) бюджетных рисков в отношении объектов аудиторского мероприятия.
26. Программа аудиторского мероприятия должна охватывать все объекты аудиторского мероприятия и обеспечивать достижение его целей.
Программа аудиторского мероприятия включает:
а) основание аудиторского мероприятия (пункт плана аудиторских мероприятий на очередной финансовый год или решение руководителя главного администратора (администратора) бюджетных средств о проведении внепланового аудиторского мероприятия);
б) сроки проведения аудиторского мероприятия;
в) тему аудиторского мероприятия;
г) цели аудиторского мероприятия;
д) перечень объектов аудиторского мероприятия, а также значимость (уровень) бюджетных рисков в отношении бюджетных процедур, являющихся объектами аудиторского мероприятия;
е) перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторского мероприятия;
ж) применяемые методы внутреннего финансового аудита;
з) ф. и. о. членов аудиторской группы;
и) ф. и. о. и подпись руководителя аудиторской группы;
к) ф. и. о. и подпись руководителя субъекта внутреннего финансового аудита;
л) дату утверждения программы аудиторского мероприятия руководителем субъекта внутреннего финансового аудита.
27. Выбор метода внутреннего финансового аудита для исследования каждого из вопросов, подлежащих изучению для достижения целей аудиторского мероприятия, основывается на характере исследуемого вопроса и целях его изучения.
Для изучения одного вопроса могут быть использованы несколько методов внутреннего финансового аудита.
28. К методам внутреннего финансового аудита относятся:
а) аналитические процедуры;
б) инспектирование;
в) пересчет;
г) запрос;
д) подтверждение;
е) наблюдение;
ж) мониторинг процедур внутреннего финансового контроля.
29. Аналитические процедуры используют:
а) при планировании аудиторских мероприятий - как метод изучения организации и характера бюджетных процедур, являющихся объектами аудиторских мероприятий;
б) при проведении аудиторских мероприятий в целях оценки надежности внутреннего финансового контроля главного администратора (администратора) бюджетных средств и подготовки предложений по его организации - как метод изучения выполняемых субъектами бюджетных процедур операций (действий) и их результатов, выявления избыточных операций (действий) при выполнении внутренних бюджетных процедур, изучения соразмерности контрольных действий бюджетным рискам, при изучении ведомственных (внутренних) актов главного администратора (администратора) бюджетных средств, устанавливающих требования к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетных процедур, других вопросов в соответствии с программой аудиторского мероприятия;
в) при проведении аудиторских мероприятий в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности главного администратора (администратора) бюджетных средств и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Министерством финансов Российской Федерации, а также ведомственным (внутренним) актам главного администратора (администратора) бюджетных средств, принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации - как метод изучения взаимосвязанных показателей бюджетной отчетности на предмет их непротиворечивости и выявления рисков существенного искажения бюджетной отчетности, изучении ведомственных (внутренних) актов главного администратора (администратора) бюджетных средств, устанавливающих требования к организации и ведению бюджетного учета;
г) при проведении аудиторских мероприятий в целях повышения качества финансового менеджмента - как метод оценки исполнения бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств во взаимосвязи с мониторингом показателей качества финансового менеджмента, при изучении других вопросов в соответствии с программой аудиторского мероприятия.
30. Инспектирование как метод внутреннего финансового аудита используют:
а) при проведении аудиторских мероприятий в целях оценки надежности внутреннего финансового контроля главного администратора (администратора) бюджетных средств и подготовки предложений по его организации - как метод изучения операций (действий) по выполнению внутренних бюджетных процедур, изучения наличия прав доступа пользователей (субъектов бюджетных процедур) к базам данных, вводу и выводу информации из прикладных программных средств автоматизации и соблюдения ограничений таких прав, изучения контрольных действий, при изучении других вопросов в соответствии с программой аудиторского мероприятия;
б) при проведении аудиторских мероприятий в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности главного администратора (администратора) бюджетных средств и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Министерством финансов Российской Федерации, а также ведомственным (внутренним) актам главного администратора (администратора) бюджетных средств, принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации - как метод изучения показателей бюджетной отчетности главного администратора (администратора) бюджетных средств, данных регистров бюджетного учета, первичных учетных документов, при изучении других вопросов в соответствии с программой аудиторского мероприятия;
в) при проведении аудиторских мероприятий в целях повышения качества финансового менеджмента - как метод изучения воздействия прикладных программных средств автоматизации на результаты выполнения бюджетных процедур, на операции (действия) по выполнению бюджетных процедур, при изучении результатов исполнения решений субъектов бюджетных процедур, направленных на повышение качества финансового менеджмента, при изучении других вопросов в соответствии с программой аудиторского мероприятия;
г) при проведении мониторинга выполнения планов мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков и реализации рекомендаций по результатам аудиторских мероприятий.
31. Пересчет как метод внутреннего финансового аудита используют для проверки правильности формирования числовых показателей в документах, формируемых субъектами бюджетных процедур.
Если при формировании документов, содержащих числовые показатели, используют автоматизированные системы, то для проверки правильности формирования числовых показателей вместо пересчета может использоваться проверка используемых при их формировании формул (алгоритмов).
32. Запрос с целью получения информации (данных, документов), необходимой для проведения аудиторского мероприятия, а также подтверждения информации, должен быть связан с темой (объектами и целью) аудиторского мероприятия и содержать сроки, форму и адресата ответа.
33. Наблюдение за действиями субъектов бюджетных процедур как метод внутреннего финансового аудита используют с целью изучения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, процедур внутреннего финансового контроля (контрольных действий).
Наблюдение не должно создавать препятствий для выполнения операций (действий) субъектами бюджетных процедур. Наблюдаемые операции (действия) должны производиться субъектами внутренних бюджетных процедур в рамках исполнения ими своих должностных обязанностей и не должны осуществляться исключительно с целью их проверки членами аудиторской группы.
34. Мониторинг процедур внутреннего финансового контроля как метод внутреннего финансового аудита используется при проведении аудиторских мероприятий в целях оценки надежности системы внутреннего финансового контроля главного администратора (администратора) бюджетных средств, а также подготовки предложений по его организации.
35. При проведении аудиторского мероприятия руководитель аудиторской группы на основании полученной информации может прийти к выводу о необходимости переоценки значимости (уровня) бюджетных рисков в сторону повышения и изменения в связи с этим программы аудиторского мероприятия.
Изменения в программу аудиторского мероприятия утверждает руководитель субъекта внутреннего финансового аудита.
36. Руководитель аудиторской группы направляет утвержденную программу аудиторского мероприятия (изменения в программу аудиторского мероприятия) для ознакомления субъектам бюджетных процедур, являющимся руководителями структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств.
VI. Переходные положения Стандарта при его первом применении
37. Составление плана аудиторских мероприятий на очередной финансовый год в соответствии с положениями настоящего Стандарта производится в год вступления настоящего Стандарта в силу.
Корректировки плана аудиторских мероприятий, утвержденного руководителем главного администратора (администратора) бюджетных средств до вступления в силу настоящего Стандарта, не требуются.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин утвердит федеральный стандарт внутреннего финансового аудита (ВФА) "Планирование внутреннего финансового аудита". Будут определены:
- процедура составления и утверждения плана и программы аудиторского мероприятия;
- перечни сведений, учитываемых при планировании, а также информации, которую субъект ВФА должен будет проанализировать предварительно;
- состав сведений, вносимых в реестр бюджетных рисков администратора бюджетных средств.