Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 24 декабря 2008 г. N КА-А40/11893-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2008 г.
Решением Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-11655/08-65-117, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2008, Федеральной антимонопольной службе отказано в удовлетворении иска о взыскании с ОАО "Газэнергосеть" дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства в размере 135.022.341 руб. 22 коп.
По мнению ФАС России, указанное решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат отмене.
В жалобе указывается, что при принятии решения и постановления суды первой и апелляционной инстанций неполно выяснили обстоятельства, имеющие значение для дела, сделали выводы, не соответствующие обстоятельствам дела, а также нарушили нормы материального и процессуального права, что в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основаниями для их отмены.
По мнению антимонопольного органа, суды при принятии решения об отказе не учли, что решение и предписание ФАС России признаны законными и обоснованными, вступившими в законную силу судебными актами, а, следовательно, предписание ФАС России подлежало исполнению.
В заседании суда кассационной инстанции представители антимонопольного органа поддержали доводы жалобы, пояснив о несогласии с выводами суда о пропуске срока исковой давности для взыскания дохода, об отсутствии обязанности у ОАО "Газэнергосеть" по перечислению в бюджет указанной суммы.
Представители ОАО "Газэнергосеть" возражали против доводов жалобы, просили судебные акты оставить без изменения.
В дело представлен письменный отзыв, в котором общество указывает, что судебные акты постановлены правильно. Выводы суда основаны на ранее состоявшихся судебных постановлениях, которыми расчет дохода, произведенный антимонопольным органом, признан недействительным.
Законность состоявшихся по данному делу судебных постановлений проверена в кассационном порядке Федеральным арбитражным судом Московского округа.
Оснований для их отмены не найдено.
Как видно из материалов дела, Комиссией ФАС России 22.11.2005 по делу N 1 05/159/05 вынесено решение о нарушении группой лиц - ОАО "Газпром", ОАО "Газэнергосеть", ОАО "Сибур", ЗАО "Сибур-Газсервис" пункта 1 статьи 5 Закона N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", на основании которого антимонопольным органом было вынесено предписание о перечислении указанными лицами в федеральный бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства в размере 153.760.813 руб. 30 коп.
Как было установлено Федеральным арбитражным судом Московского округа при рассмотрении дела N А40-10488/06-2-29, размер дохода, полученного ОАО "Газэнергосеть" и ОАО "Газпром" в результате нарушения антимонопольного законодательства, предписанием ФАС России от 22.11.2005 определен не был, размер ответственности, установленным в предписании антимонопольного органа только в отношении группы лиц, в отношении каждого из участников, в том числе в отношении ОАО "Газэнергосеть" и ОАО "Газпром", решением и предписанием антимонопольного органа размер ответственности каждого из участников группы лиц, совершивших нарушение антимонопольного законодательства, не устанавливался.
Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 13.07.07 суд счел доказанным, что размер дохода ОАО "Газэнергосеть", полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства и, соответственно, подлежащего перечислению в бюджет, невозможно определить ни из текста предписания антимонопольного органа, ни путем расчетов, исходя из решения антимонопольного органа, вынесенного им по делу N 1 05/159-05. Таким образом антимонопольный орган не доказал возможность исполнения оспариваемого предписания, которое не содержит требования, адресованного ОАО "Газэнергосеть" о перечислении в федеральный бюджет конкретной денежной суммы полученного дохода.
В силу положения частей 2, 3 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Как правильно указано судом, в настоящем случае налицо именно такая ситуация - вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Принимая во внимание, что мера ответственности ОАО "Газэнергосеть" за нарушение антимонопольного законодательства не была определена ни в решении комиссии ФАС России от 22.11.2005 N 1 05/159/05, ни в предписании ФАС России от 22.11.2005, а также не может быть определена расчетным путем, определение меры ответственности, как антимонопольным органом, так и судом, будет являться изменением принятого решении и выданного предписания, на недопустимость которого указал Федеральный арбитражный суд Московского округа в постановлении от 28.06.2007 N КА-А40/4126-07.
При таких обстоятельствах, суды правомерно указали на отсутствие у ОАО "Газэнергосеть" обязанности по перечислению в федеральный бюджет суммы в размере 135.022.341 руб. 20 коп., поскольку такая обязанность прямо не предусмотрена решением комиссии ФАС России от 22.11.2005 N 1 05/159/05 и предписанием ФАС России от 22.11.2005.
Статьей 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
По настоящему делу отсутствуют доказательства того, что Общество в результате нарушения антимонопольного законодательства на рынке реализации сжиженного углеводородного газа в 2004 году получило доход в размере 135.022.341,20 руб.
Представленные заявителем договоры на реализацию сжиженного углеводородного газа сами по себе такими доказательствами не являются, поскольку являются лишь соглашениями об установлении гражданских прав и обязанностей, но при этом не подтверждают получения дохода в указанном заявителем размере.
Выводы судов являются правильными, поскольку указанные договоры не свидетельствуют о реально полученных доходах. Других доказательств антимонопольным органом не представлено.
Суды правильно отклонили доводы о том, что ответчик мог самостоятельно определить доход, подлежащий перечислению в федеральный бюджет, а также имел возможность обратиться в ФАС России за соответствующим разъяснением, поскольку взыскание в федеральный бюджет дохода, полученного хозяйствующим субъектом в результате нарушения им антимонопольного законодательства, фактически является санкцией в виде меры публично-правовой ответственности, соответственно, не должна и не может определяться лицом, в отношении которого такая ответственность применяется.
Вместе с тем, кассационная инстанция не может согласиться с выводом суда о пропуске срока на взыскание дохода, поскольку, как правильно указал антимонопольный орган, срок на обращение в суд с заявлением о взыскании с Общества дохода, полученного в результате антимонопольного законодательства, должен исчисляться с момента вступления в силу судебного акта Пресненского района суда г. Москвы по делу N 2-2048, в рамках которого гражданин Д. оспаривал законность указанного выше предписания.
Кассационная инстанция считает ошибочным вывод судов двух инстанций об отсутствии вины ОАО "Газэнергосеть" в нарушении антимонопольного законодательства, поскольку данный вывод противоречит состоявшимся ранее судебным актам по делам об обжаловании решения и предписания антимонопольного органа.
Однако ошибочность таких выводов не является основанием для отмены судебных актов, поскольку полученный в результате нарушения антимонопольного законодательства доход ОАО "Газэнергосеть" с достоверностью не доказан. Представленным на этот счет доказательствам дана оценка, выводы судов убедительно мотивированы и сомнения не вызывают.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 8 июля 2008 года и постановление от 15 сентября 2008 года N 09АП-10702/2008-АК Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-11655/08-65-117 оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 24 декабря 2008 г. N КА-А40/11893-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании