Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области клинической лабораторной диагностики"
(подготовлен Минтрудом России 25.12.2019 г.)
Раздел 1. Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций.
Клиническая лабораторная диагностика представляет собой медицинскую диагностическую специальность, состоящую из совокупности знаний, навыков и умений, таких как: проведение лабораторных исследований биоматериала, сопоставление результатов с клиническими данными и формулирование лабораторного заключения. Вид деятельности "Осуществление деятельности в области клинической лабораторной диагностики" представляет собой деятельность, осуществляемую специалистами с подготовкой в области клинической лабораторной диагностики и включающую в себя обеспечение преаналитического, аналитического и постаналитического этапов лабораторных исследований. Специалисты с высшим образованием организуют исследования и управляют их качеством, при наличии высшего образования в области "Здравоохранение и медицинские науки" - интерпретируют результаты исследований, формулируют заключение и консультируют врачей-клиницистов по результатам исследований. По результатам анализа реестра клинико-диагностических лабораторий, из всех сотрудников клинико-диагностических лабораторий с высшим образованием около 45% имеют высшее немедицинское образование, но выполняют огромный пласт работы, зачастую наравне с врачами.
В настоящее время для специалистов с высшим образованием, работающих в медицинских лабораториях, предусмотрены должности врача клинической лабораторной диагностики, врача-лаборанта, биолога, химика-эксперта медицинской организации. Должность врача КЛД могут занимать специалисты с высшим медицинским образованием ("Лечебное дело", "Педиатрия", "Стоматология", "Медико-профилактическое дело", "Медицинская биохимия", "Медицинская биофизика", "Медицинская кибернетика"), имеющие подготовку в области клинической лабораторной диагностики (ординатура, интернатура, профессиональная переподготовка). С 2017 г. выпускники вузов с высшим медицинским образованием (специалитет "Медицинская биохимия") после прохождения первичной аккредитации могут сразу занимать должность врача КЛД. На должности биолога работают специалисты с высшим немедицинским образованием по специальности "Биология", "Биохимия", "Биофизика", "Генетика", "Микробиология", "Фармация", прошедшие повышение квалификации по клинико-лабораторным методам исследования; на должности химика-эксперта медицинской организации - специалисты с высшим немедицинским образованием по специальности "Химия", "Фармация", "Биология". Для специалистов с высшим немедицинским образованием, принятых на работу до 1 октября 1999 года, сохраняется должность врача-лаборанта. Различие в базовой подготовке специалистов с высшим медицинским и немедицинским образованием обусловливает их различные функциональные обязанности в медицинских лабораториях.
Обобщенные трудовые функции в профессиональном стандарте представлены в порядке возрастания квалификационных требований к специалистам - от биолога и врача-лаборанта до заведующего лабораторией. Отдельно выделена ОТФ по организации работы и управлению медицинской лабораторией, что обусловлено существенным изменением в последние годы функциональных обязанностей и, соответственно, требуемых знаний, умений и навыков у заведующего лабораторией. Помимо профессиональной грамотности и стажа работы в области клинической лабораторной диагностики, руководитель лаборатории должен уметь организовать и контролировать работу лаборатории и ее персонала, управлять качеством исследований, осуществлять планирование деятельности лаборатории, в том числе бизнес-планирование, готовить документы для закупки оборудования и расходных материалов, организовывать подготовку к лицензионным проверкам. При этом высшее медицинское образование для занятия должности заведующего лабораторией фактически не является обязательным, поэтому в данном профессиональном стандарте предусмотрена возможность руководства лабораторией специалистом с высшим немедицинским образованием. Это связано также с тем, что в ряде регионов Российской Федерации имеется острый дефицит врачей клинической лабораторной диагностики, и основную часть сотрудников лабораторий составляют биологи и врачи-лаборанты (специалисты с высшим немедицинским образованием).
В профессиональном стандарте специалиста в области клинической лабораторной диагностики выделены следующие обобщенные трудовые функции:
3.1 (ОТФ-А) - Выполнение, организация и аналитическое обеспечение клинических лабораторных исследований третьей категории сложности - уровень квалификации 7 (соответствие широты полномочий, ответственности, характера знаний, умений и требований к уровню образования приказу Министерства труда и социальной защиты РФ N148н от 12 апреля 2013 г). Этой ОТФ соответствуют специалисты с высшим образованием по специальностям, не относящимся к направлению "Здравоохранение и медицинские науки", которые выполняют клинические лабораторные исследования третьей группы сложности - исследования с использованием новейших образцов оборудования, процессов и технологий, для выполнения которых требуется высококвалифицированный персонал и которые сопровождаются формулировкой лабораторного заключения (описание выявленных патологических процессов без указания предполагаемого диагноза и рекомендаций по тактике ведения пациента).
3.2 (ОТФ-В) - Выполнение, организация и аналитическое обеспечение клинических лабораторных исследований четвертой категории сложности, консультирование медицинских работников и пациентов - уровень квалификации 8. Этой ОТФ соответствуют специалисты с высшим образованием по направлению "Здравоохранение и медицинские науки" (врачи), которые выполняют клинические лабораторные исследования четвертой группы сложности - - исследования, для выполнения которых требуется высококвалифицированный персонал и которые сопровождаются формулировкой клинико-лабораторного заключения (описание выявленных патологических процессов с указанием их возможной причины, предполагаемого диагноза и рекомендаций по дальнейшему обследованию и лечению пациента с учетом анамнеза и клинической картины заболевания).
Раздел 2. Основные этапы разработки проекта профессионального стандарта.
Последовательность разработки профессионального стандарта "Специалист в области клинической лабораторной диагностики" определялась Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, утвержденными приказом Минтруда России от 29.04.2013 N 170н. Были установлены и осуществлены следующие этапы:
а) подготовка проекта профессионального стандарта, включающая:
формирование рабочей (экспертной) группы, в состав которой вошли эксперты, обладающие практическим опытом работы в клинической лабораторной диагностике, эксперты в организации здравоохранения, эксперты, обладающие опытом разработки образовательных программ дополнительного профессионального образования для данной категории работников;
· проведение анализа состояния и перспектив развития вида профессиональной деятельности с учетом отечественных и международных тенденций;
· проведение анализа нормативной, методической, учебной, технологической документации по виду профессиональной деятельности и по отдельным трудовым функциям в этой области;
· формирование репрезентативной выборки организаций;
· проведение опроса работников организаций, представляющих руководителей и ведущих специалистов соответствующего профиля;
· подготовка проекта профессионального стандарта, включающего описание обобщенных и основных трудовых функций.
б) проведение профессионально-общественного обсуждения проекта профессионального стандарта (раздел 3);
в) доработка и согласование проекта профессионального стандарта, которая включала:
внесение изменений в содержимое проекта профессионального стандарта с учетом высказанных в процессе обсуждения замечаний;
· согласование проекта профессионального стандарта с ведущими профильными профессиональными ассоциациями и профессиональными союзами федерального уровня;
· представление проекта профессионального стандарта в Минтруд России.
Работа по подготовке проекта профессионального стандарта осуществлялась с октября 2015 года; в итоге после всех согласований он был утвержден приказом Министерства труда и социального развития России от 14 марта 2018 г. N 145н. Инициатором разработки данного профессионального стандарта выступила общественная организация, насчитывающая в настоящее время (август 2019 года) более 6400 членов (специалистов в области клинической лабораторной диагностики) - Ассоциация специалистов и организаций лабораторной службы "Федерация лабораторной медицины" (Ассоциация ФЛМ). Ассоциация ФЛМ является единственной профессиональной общественной организацией в сфере лабораторной службы с личным членством, соответствующей Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". К разработке были привлечены ведущие образовательные учреждения из различных регионов России, имеющие кафедры, которые готовят специалистов в области лабораторной медицины, а также иные организации; при их включении в группу разработчиков учитывались компетентность сотрудников в области клинической лабораторной диагностики и лабораторной службы в целом. В качестве экспертов выступали сотрудники нижеперечисленных организаций, имеющие большой опыт научно-практической деятельности в области клинической лабораторной диагностики и внесшие значительный вклад в становление и развитие лабораторной службы в России, а также ведущие эксперты в области медицинского образования и организации здравоохранения.
Информация об организациях, на базе которых проводилась разработка положений настоящего профстандарта:
1. Союз медицинского сообщества "Национальная медицинская палата" - крупнейшее объединение медицинских профессиональных общественных организаций РФ, ставящее целью объединение всего профессионального медицинского сообщества России на принципах саморегулирования для совершенствования системы охраны здоровья населения России.
2. ГБУ "НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы", город Москва - проводит экспертное информационно-аналитическое и консультационное обеспечение Департамента здравоохранения Москвы при формировании стратегических направлений политики в сфере организации здравоохранения и медицинского менеджмента, а также научно-исследовательские работы, направленные на повышение эффективности и результативности деятельности системы здравоохранения г. Москвы. Наработки этой организации получили признание на общероссийском уровне, что послужило критерием отбора в качестве разработчика.
3. ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр им. В.А Алмазова", город Санкт-Петербург. Крупнейший учебно-научно-практический центр, сочетающий высокий научный потенциал, широкий спектр видов оказания высокотехнологичной медицинской помощи, а также имеющий современную учебную базу, работающую по собственным учебным планам и включающую кафедру лабораторной медицины и генетики. Высокий кадровый потенциал кафедры, ее методические и научные наработки послужили критерием ее отбора для разработки и актуализации профессионального стандарта.
4. ФГБВОУ ВО "Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова", город Санкт-Петербург - высшее образовательное и медицинское учреждение для подготовки военнослужащих медицинской службы Вооружённых Сил Российской Федерации. Многие профессора, врачи и педагоги ВМА стали основателями знаменитых научных школ. Кафедра клинической биохимии и лабораторной диагностики Военно-медицинской академии представляет уникальный сплав двух взаимосвязанных дисциплин - медицинской биохимии и клинической лабораторной диагностики. Интеграция глубоких теоретических знаний, научного потенциала и широкого спектра практических навыков предоставляет возможности для качественного обучения студентов, врачей и аспирантов в области лабораторной медицины.
5. ФГБОУ ВО "Башкирский Государственный Медицинский Университет", город Уфа - один из ведущих медицинских вузов страны, занимающий устойчиво 10-е место по рейтингу среди них. Это крупный учебный научно-практический центр, в котором осуществляются фундаментальные и прикладные научные исследования, а также их экспериментальная и клиническая апробация. Положительные результаты проводимых исследований активно внедряются университетом в учебный процесс и практическое здравоохранение. Кафедра лабораторной диагностики университета занимается последипломной подготовкой специалистов по клинической лабораторной диагностике, бактериологии. Основные научными направлениями кафедры являются совершенствование клинической лабораторной и микробиологической диагностики заболеваний и патологических состояний, организация лабораторной службы.
6. ФГБОУ ВО "Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова", город Москва - крупнейший учебно-научный комплекс по подготовке и повышению квалификации медицинских кадров, фундаментальным поисковым и прикладным научным исследованиям, оказанию высококвалифицированной медицинской помощи населению, пропаганде достижений медицины. Университет возглавляет учебно-методическое объединение медицинских и фармацевтических вузов России. Кафедра аналитической и судебно-медицинской токсикологии вуза является ведущей в России по подготовке и переподготовке врачей для работы в химико-токсикологических лабораториях и организации исследований на наличие токсических веществ и организации лабораторной службы.
7. ФГБОУ ВО "Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова", город Санкт-Петербург - крупная клиническая база, один из ведущих российских медицинских научных центров РФ. Университет обеспечивает высокие стандарты образования и качества лечения, сохраняет и передает будущим поколениям медиков гуманистический характер и смысл профессии врача. Кафедра клинической лабораторной диагностики с курсом молекулярной медицины Университета является системообразующим элементом образовательной, лечебно-диагностической, научной и организационно-методической деятельности, внедряя инновационные методы диагностики, а также непрерывное профессиональное обучение по специальности "Клиническая лабораторная диагностика". Коллектив признан ведущей научной школой Санкт-Петербурга в области клинической лабораторной диагностики.
8. ФГБУ "Центральная клиническая больница с поликлиникой" Управления делами Президента Российской Федерации, город Москва - является основной клинической базой Учебно-научного центра Управления делами Президента России, что позволяет развивать уникальные медицинские технологии и поддерживать квалификацию специалистов на высочайшем уровне. Врачи лаборатории осуществляют преподавательскую деятельность на курсах повышения квалификации для врачей и среднего медицинского персонала.
9. ФГБУ ДПО "Центральная государственная медицинская академия" Управления делами Президента Российской Федерации, город Москва. Кафедра семейной медицины с курсом клинической лабораторной диагностики ФГБУ ДПО "ЦГМА" реализует дополнительные профессиональные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, программы ординатуры по клинической лабораторной диагностике. Наличие многочисленных клинических баз дает возможность преподавателям помимо проведения теоретических занятий, демонстрировать современные диагностические методики и знакомить обучаемых с последними достижениями медицинской науки с использованием симуляторов и тренажеров, что позволяет проводить отработку практических навыков на высоком уровне.
10. АНО ДПО "Институт лабораторной медицины", город Москва - негосударственное учебное заведение, которое занимается комплексной постдипломной подготовкой специалистов в области лабораторной медицины (обучение по клинико-лабораторным направлениям, а также по менеджменту). Комплексный подход к обучению специалистов лабораторной службы и послужил критерием отбора данной организации к разработке профессионального стандарта, в котором предусмотрено консультативное обеспечение лечебного процесса.
Всего в разработке приняли участие 11 организаций, включая ответственную организацию-разработчика, и 12 экспертов. При разработке профессионального стандарта была проанализирована существующая нормативно-правовая база в области клинической лабораторной диагностики, программы и способы подготовки специалистов с высшим образованием, учтен современный уровень оснащения клинико-диагностических лабораторий, а также тенденции развития лабораторной службы.
Сведения о нормативно-правовых документах, осуществление деятельности в области клинической лабораторной диагностики:
1. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения".
2. Приказ Минздрава России от 08.10.2015 N 707н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки" (в редакции Приказа Минздрава России от 15.06.2017 N 328н).
3. Приказ Минздрава РФ от 25.12.1997 N 380 "О состоянии и мерах по совершенствованию лабораторного обеспечения диагностики и лечения пациентов в учреждениях здравоохранения Российской Федерации".
4. Приказ Минздрава РФ от 13.10.2017 N 804н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг" (с изменениями на 16.04.2019).
5. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 3 августа 2012 г. N 66н "Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях".
6. Приказ Минздрава России от 20 декабря 2012 г. N 1183н "Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников" (зарегистрирован Минюстом России 18 марта 2013 г., регистрационный N 27723) с изменениями, внесенными приказом Минздрава России от 1 августа 2014 г. N 420н (зарегистрирован Минюстом России 14 августа 2014 г., регистрационный N 33591).
Раздел 3. Обсуждение проекта профессионального стандарта.
Профессионально-общественное обсуждение было проведено путем размещения профессионального стандарта на сайте Ассоциации "Федерация лабораторной медицины" www.fedlab.ru в декабре 2015 года, а также рассылки профессионального стандарта по базе электронных адресов членов Ассоциации ФЛМ (более 1600 адресов) и подписчикам сайта www.fedlab.ru (более 12000 адресов). Замечания принимались в период с 16 декабря 2015 года до 21 марта 2016 года. Страницу с размещенным проектом профессионального стандарта в период обсуждения посетили 1470 человек, от экспертов поступило 35 замечаний и предложений. По всем поступившим замечаниям и предложениям было организовано голосование в рамках рабочей группы, решение принималось большинством голосов.
Проект профессионального стандарта после внесения изменений был направлен в Министерство труда и социальной защиты, 07.04.2016 были получены замечания к проекту (письмо 14-3/10/В-2353 от 7 апреля 2016 года). Все замечания и рекомендации были учтены.
16 ноября 2016 года проект был рассмотрен на совещании в Министерстве здравоохранения, 21 декабря обсужден на заседании в Национальной медицинской палате под председательством Л.М. Рошаля. Все замечания были учтены и внесены.
Раздел 4. Согласование проекта профессионального стандарта.
Согласование проекта профессионального стандарта проводилось с Министерством здравоохранения Российской Федерации в апреле 2016 года. Все замечания от Министерства здравоохранения были устранены. Также проект профессионального стандарта был согласован с Союзом медицинских сообществ "Национальная медицинская палата" (президент - Л.М. Рошаль).
После согласования профессиональный стандарт "Специалист в области клинической лабораторной диагностики" был утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 14.03.2018 N 145н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области клинической лабораторной диагностики" и зарегистрирован в Минюсте РФ 03.04.2018, регистрационный N 50603.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА.
При применении утвержденного профессионального стандарта (с 04.2018 по 09.2019) в его тексте обнаружился ряд неточностей и недоработок, вызвавших недоразумения при оформлении на работу и неблагоприятные изменения кадрового статуса некоторых специалистов лабораторной службы. Кроме того, в соответствии с тенденциями развития лабораторной службы в России, а также в связи с планируемым внесением изменений в нормативные документы Минздрава РФ по кадровому обеспечению медицинской службы, возникла необходимость дополнительной коррекции некоторых положений профстандарта в ходе его актуализации.
Подготовленный Ассоциацией ФЛМ список предложений для изменения профстандарта в рамках его актуализации (см. приложение) был выложен на сайте ФЛМ www.fedlab.ru (более 500 просмотров, более 30 отзывов и предложений), прошел обсуждение в Минздраве России в марте 2019 г.
Вопрос об актуализации профстандарта был рассмотрен на организационном совещании Совета по квалификациям в здравоохранении Национальной медицинской палаты совместно с Минздравом России и Министерством труда и социальной защиты РФ 06.08.2019 г. с приглашением руководства ФЛМ.
Актуализированная версия профстандарта была представлена на заседании Профильной комиссии Минздрава России по специальности "Клиническая лабораторная диагностика" 13 сентября 2019 г., на котором присутствовали 95 членов профильной комиссии (из 116, 81,9%) и получила одобрение.
Президент Ассоциации специалистов и организаций лабораторной службы "Федерация лабораторной медицины", д.м.н. |
М.А.Годков |
Эксперт Ассоциации специалистов и организаций лабораторной службы "Федерация лабораторной медицины", д.м.н., профессор |
Т.И.Долгих |
Приложение
Предлагаемые ФЛМ коррективы в профессиональный стандарт "Специалист в области клинической лабораторной диагностики", утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 марта 2018 года N 145н
Положение, требующее изменений |
Обоснование необходимых изменений |
Скорректированное положение |
1. Обобщенная трудовая функция 3.1 "Выполнение, организация и аналитическое обеспечение клинических лабораторных исследований третьей категории сложности" | ||
Требования к образованию и обучению
Биолог: высшее образование - специалитет или магистратура по одной из специальностей: "Биология", "Физиология", "Биохимия", "Биофизика", "Генетика", "Микробиология" |
Необходимость приведения профстандарта в соответствие с действующими нормативными документами. Специалисты-фармацевты могут быть приняты и принимаются на должность биолога в соответствии с положениями действующего приказа МЗ СР РФ от 23.07.2010 г. N 541н и последующих разъяснительных документов. Специальность "Фармация" (код ОКСО 3.33.05.01) уже приведена в разделе "Дополнительные характеристики" обобщенной трудовой функции 3.1 настоящего профстандарта. Специалисты-химики обладают достаточными знаниями и хорошими аналитическими навыками для работы на сложном современном оборудовании (хроматографы, масс-спектрометры и т.д.) Их целесообразно использовать для аналитической работы в лабораториях. |
Биолог: высшее образование - специалитет или магистратура по одной из специальностей: "Биология", "Физиология", "Биохимия", "Биофизика", "Генетика", "Микробиология", "Фармация" |
3.1.3. Трудовая функция "Выполнение клинических лабораторных исследований третьей категории сложности", раздел "Трудовые действия" Проведение контроля качества клинических лабораторных исследований третьей категории сложности |
Проведение контроля качества клинических лабораторных исследований третьей категории сложности уже входит в трудовые действия ТФ 3.1.1 "Организация контроля качества клинических лабораторных исследований третьей категории сложности на преаналитическом, аналитическом и постаналитическом этапах исследований" |
Трудовое действие "Проведение контроля качества клинических лабораторных исследований третьей категории сложности" исключается из ТФ 3.1.3 как дублирующее |
3.1.4. Трудовая функция "Внутрилабораторная валидация результатов клинических лабораторных исследований третьей категории сложности", раздел "Трудовые действия" Оценка клинической информативности и необходимости экстренных действий |
Уточнение формулировки и приведение ее в соответствие с ранее приведенными положениями настоящего профстандарта. |
3.1.4. Трудовая функция "Внутрилабораторная валидация результатов клинических лабораторных исследований третьей категории сложности", раздел "Трудовые действия" Оценка клинической информативности клинических лабораторных исследований третьей категории сложности и необходимости экстренных действий по их результатам |
Обобщенная трудовая функция 3.2 "Выполнение, организация и аналитическое обеспечение клинических лабораторных исследований четвертой категории сложности, консультирование медицинских работников и пациентов" | ||
Требования к образованию и обучению
Высшее образование - специалитет по одной из специальностей: "Лечебное дело", "Педиатрия", "Стоматология", "Медико-профилактическое дело", "Медицинская биохимия", "Фармация"13 и подготовка в интернатуре и (или) ординатуре по специальности "Клиническая лабораторная диагностика" или профессиональная переподготовка по специальности "Клиническая лабораторная диагностика" при наличии подготовки в интернатуре и (или) ординатуре по одной из основных специальностей или специальности, требующей дополнительной подготовки |
Необходимость приведения разделов профстандарта в соответствие с действующими нормативными документами и уточнения формулировок. Программа подготовки, базовые знания и навыки врачей по специальностям "Медицинская биофизика", "Медицинская кибернетика" сопоставимы с подготовкой по специальности "Медицинская биохимия". В медицинских лабораториях успешно работают 30-35% всего объема выпуска медико-биологических факультетов. Целесообразно и далее допускать этих специалистов к работе в лабораториях после освоения программы интернатуры / ординатуры, как это было предусмотрено в приказе МЗ РФ N 707н / 328н и в предшествовавших документах. Специальность "Фармация" из ОТФ 3.2 (ОТФ-В) исключается. Согласно положениям приказа МЗ РФ от 08.10.2015 N 707н с изменениями, внесенными приказом МЗ РФ от 15.06.2017 N 328н (ссылка13 приведена в тексте раздела), специалисты-фармацевты не могут быть приняты на должность врача КЛД, так как "Фармация" составляет отдельную укрупненную группу специальностей и не входит в укрупненные группы специальностей "Клиническая медицина" и "Науки о здоровье и профилактическая медицина".
"_по одной из основных специальностей или специальности, требующей дополнительной подготовки" - неточная формулировка из исходного приказа 707н (без изменений, внесенных впоследствии приказом 328н). Подготовка в ординатуре по одной из основных специальностей невозможна, так как, согласно проекту приказа о номенклатуре специальностей, к основным относятся специальности, получаемые в вузе, а специальности, получаемые после подготовки в интернатуре / ординатуре, называются базовыми. Но к базовым относятся и непрофильные для КЛД специальности, например, "Управление и экономика фармации", "Фармацевтическая химия и фармакогнозия", "Управление сестринской деятельностью", "Остеопатия", "Нейропсихология" и др. Целесообразно использовать формулировку из приказа N 328н. |
Требования к образованию и обучению Высшее образование - специалитет по одной из специальностей: "Лечебное дело", "Педиатрия", "Стоматология", "Медико-профилактическое дело", "Медицинская биохимия"13, "Медицинская биофизика", "Медицинская кибернетика"
Подготовка в интернатуре и (или) ординатуре по специальности "Клиническая лабораторная диагностика" или освоение программы ординатуры по специальности "Клиническая лабораторная диагностика" в части, касающейся профессиональных компетенций, соответствующих обобщенным трудовым функциям профессионального стандарта "Специалист в области клинической лабораторной диагностики", или дополнительное профессиональное образование - профессиональная переподготовка по специальности "Клиническая лабораторная диагностика" при наличии подготовки в интернатуре и (или) ординатуре по одной из специальностей укрупненных групп специальностей "Клиническая медицина" и "Науки о здоровье и профилактическая медицина" |
таблица "Дополнительные характеристики", коды ОКСО
3.30.05.01 Медицинская биохимия 3.31.05.01 Лечебное дело 3.31.05.02 Педиатрия 3.31.05.03 Стоматология 3.32.05.01 Медико-профилактическое дело 3.33.05.01 Фармация |
Программа подготовки, базовые знания и навыки врачей по специальностям "Медицинская биофизика", "Медицинская кибернетика" сопоставимы с подготовкой по специальности "Медицинская биохимия". Целесообразно допускать этих специалистов к работе в лабораториях, как это было предусмотрено в приказе МЗ РФ N 707н / 328н и в более ранних документах.
Специальность "Фармация" (код ОКСО 3.33.05.01) из ОТФ 3.2 (ОТФ-В) исключается. Она приведена в таблице "Дополнительные характеристики" обобщенной трудовой функции 3.1 (ОТФ-А) настоящего профстандарта - соответственно специальности "Биолог". |
таблица "Дополнительные характеристики", коды ОКСО
3.30.05.01 Медицинская биохимия 3.30.05.02 Медицинская биофизика 3.30.05.03 Медицинская кибернетика 3.31.05.01 Лечебное дело 3.31.05.02 Педиатрия 3.31.05.03 Стоматология 3.32.05.01 Медико-профилактическое дело
Специальность "Фармация" исключается |
Дополнительное профессиональное образование Профессиональная переподготовка по специальности "Клиническая лабораторная диагностика" при наличии подготовки в интернатуре и (или) ординатуре по одной из основных специальностей или специальности, требующей дополнительной подготовки |
Неточная формулировка из исходного приказа 707н (без изменений, внесенных впоследствии приказом 328н). Подготовка в ординатуре по одной из основных специальностей невозможна, так как, согласно проекту приказа о номенклатуре специальностей, к основным относятся специальности, получаемые в вузе, а специальности, получаемые после подготовки в интернатуре / ординатуре, являются базовыми. Но к базовым относятся и непрофильные для КЛД специальности, например, "Управление и экономика фармации", "Фармацевтическая химия и фармакогнозия", "Управление сестринской деятельностью", "Остеопатия", "Нейропсихология" и др. Целесообразно вернуть формулировку из приказа N 328н (по образцу специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье"). |
Профессиональная переподготовка по специальности "Клиническая лабораторная диагностика" при наличии подготовки в интернатуре и (или) ординатуре по одной из специальностей укрупненных групп специальностей "Клиническая медицина" или "Науки о здоровье и профилактическая медицина" |
Обобщенная трудовая функция 3.3 "Организация работы и управление лабораторией" | ||
Требования к образованию и обучению Высшее образование - специалитет по одной из специальностей: "Лечебное дело", "Педиатрия", "Стоматология", "Медико-профилактическое дело", "Медицинская биохимия", и подготовка в интернатуре и (или) ординатуре по специальности "Клиническая лабораторная диагностика" или дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки по специальности "Клиническая лабораторная диагностика" при наличии подготовки в интернатуре и (или) ординатуре по одной из основных специальностей или специальности, требующей дополнительной подготовки |
Необходимость приведения разделов профстандарта в соответствие с действующими нормативными документами (приказ МЗ РФ от 08.10.2015 N 707н с изменениями, внесенными приказом МЗ РФ от 15.06.2017 N 328н) и уточнения формулировок.
Врачи КЛД с вузовской подготовкой по специальностям "Медицинская биофизика", "Медицинская кибернетика" также должны иметь возможность занимать руководящие должности в лабораториях, как это было предусмотрено в приказе МЗ РФ N 707н / 328н и в предшествовавших документах.
Добавляются специальности специалистов с высшим (немедицинским) образованием, которые также могут занимать руководящие должности в лабораториях. |
Требования к образованию и обучению Высшее образование - специалитет по одной из специальностей: "Лечебное дело", "Педиатрия", "Стоматология", "Медико-профилактическое дело", "Медицинская биохимия", "Медицинская биофизика", "Медицинская кибернетика", и подготовка в интернатуре и (или) ординатуре по специальности "Клиническая лабораторная диагностика" или освоение программы ординатуры по специальности "Клиническая лабораторная диагностика" в части, касающейся профессиональных компетенций, соответствующих обобщенным трудовым функциям профессионального стандарта "Специалист в области клинической лабораторной диагностики", или дополнительное профессиональное образование - профессиональная переподготовка по специальности "Клиническая лабораторная диагностика" при наличии подготовки в интернатуре и (или) ординатуре по одной из специальностей укрупненных групп специальностей "Клиническая медицина" и "Науки о здоровье и профилактическая медицина",
или высшее образование - специалитет или магистратура по одной из специальностей: "Биология", "Физиология", "Биохимия", "Биофизика", "Генетика", "Микробиология", "Фармация", "Химия", и дополнительное профессиональное образование в соответствии с направлением профессиональной деятельности в части, касающейся профессиональных компетенций, соответствующих обобщенной трудовой функции 3.1 (ОТФ-А) настоящего профессионального стандарта (повышение квалификации по методам клинических лабораторных исследований). |
Особые условия допуска к работе
повышение квалификации по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье" |
Организация работы и управление медицинской лабораторией требует специальных знаний и навыков, обычно не входящих в общие аспекты подготовки по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье". |
Особые условия допуска к работе
повышение квалификации по организации деятельности и управлению медицинской лабораторией по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье" либо по специальности "Клиническая лабораторная диагностика". |
3.3.5. Трудовая функция "Планирование, организация и контроль деятельности лаборатории и ведение медицинской документации", раздел "Трудовые действия"
Планирование и контроль непрерывного совершенствования профессиональных знаний и навыков, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификаций работников лаборатории |
Уточнение формулировки. |
3.3.5. Трудовая функция "Планирование, организация и контроль деятельности лаборатории и ведение медицинской документации", раздел "Трудовые действия"
Планирование и контроль непрерывного совершенствования профессиональных знаний и навыков, а также постоянное повышение профессионального уровня работников лаборатории ("расширение квалификаций" исключается) |
3.3.6. Трудовая функция "Оказание медицинской помощи в экстренной форме" |
Специалисты с высшим (немедицинским) образованием не могут быть допущены к оказанию экстренной медицинской помощи, они могут оказывать лишь первую помощь. |
3.3.6. Трудовая функция "Оказание медицинской помощи в экстренной форме" (для специалистов с высшим образованием по направлению "Здравоохранение и медицинские науки") |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.