Проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования государственного и муниципального контроля (надзора) и систематизации обязательных требований в сфере дорожного хозяйства)"
(подготовлен Минтрансом России 27.12.2019 г.)
Вносится Правительством Российской Федерации
Проект
Федеральный закон
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
(в части совершенствования государственного и муниципального контроля (надзора) и систематизации обязательных требований в сфере дорожного хозяйства)
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следующие изменения:
1) статье 3
а) пункт 19 изложить в следующей редакции:
"19) неделимый груз - груз, который без потери потребительских свойств или без риска его повреждения не может быть разделен на две и более части (включая контейнер, оборудованный средством идентификации (пломбой), функционирующей на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС (электронная навигационная пломба), при осуществлении мультимодальной перевозки). При перевозке крупногабаритным транспортным средством неделимым считается груз, являющийся неделимым по габариту (габаритам), превышающему (превышающим) допустимые габариты транспортного средства при погрузке на него такого груза;";
б) дополнить пунктом 23 следующего содержания:
"23) зона автоматического весового и габаритного контроля транспортных средств - участок автомобильной дороги, обозначенный техническими средствами организации дорожного движения, в границах которого осуществляется весовой и габаритный контроль транспортных средств, с использованием соответствующих элементов обустройства автомобильной дороги.";
2) в статье 11:
а) пункты 2, 3, 11, 12, 13.1 изложить в следующей редакции:
"2) установление порядка осуществления федерального государственного надзора в сфере дорожного хозяйства;
3) осуществление федерального государственного надзора в сфере дорожного хозяйства;";
11) установление перечня обязательных требований, соблюдение которых оценивается при осуществлении федерального государственного надзора, регионального государственного надзора, муниципального контроля в сфере дорожного хозяйства;
12) установление правил движения тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств;
13.1) установление порядка движения грузовых транспортных средств в зоне автоматического весового и габаритного контроля таких транспортных средств;";
б) в пункте 13.2 слова "(в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля)" исключить;
в) пункт 13.3 признать утратившим силу;
3) в статье 12:
а) пункты 1 и 1.1 изложить в следующей редакции:
"1) осуществление регионального государственного надзора в сфере дорожного хозяйства;
1.1) установление порядка осуществления регионального государственного надзора в сфере дорожного хозяйства;";
4) пункты 1 и 1.1 части 1 статьи 13 изложить в следующей редакции:
"1) осуществление муниципального контроля в сфере дорожного хозяйства;
1.1) установление порядка осуществления муниципального контроля в сфере дорожного хозяйства;";
5) статью 13.1 изложить в следующей редакции:
"Статья 13.1. Федеральный государственный надзор, региональный государственный надзор, муниципальный контроль в сфере дорожного хозяйства
1. Предметом государственного контроля (надзора) в сфере дорожного хозяйства являются оценка соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, их должностными лицами и физическими лицами обязательных требований, установленных международным законодательством и законодательством Российской Федерации в области дорожного хозяйства, а также оценка исполнения решений, принимаемых по результатам контрольно-надзорных мероприятий в соответствии с Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Объектами федерального государственного контроля (надзора) в сфере дорожного хозяйства являются:
деятельность по осуществлению капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования;
деятельность по использованию полос отвода и (или) придорожных полос автомобильных дорог общего пользования;
автомобильные дороги общего пользования и искусственные дорожные сооружения на них, объекты дорожного и придорожного сервиса, придорожные полосы и полосы отвода автомобильных дорог общего пользования, дорожно-строительные материалы и изделия;
деятельность по организации дорожного движения;
соблюдение правил движения тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств;
соблюдение правил оплаты проезда по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, платным участкам такой автомобильной дороги;
соблюдение требований по внесению платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.
2. Федеральный государственный надзор в сфере дорожного хозяйства осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
3. Региональный государственный надзор в сфере дорожного хозяйства осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
4. Муниципальный контроль в сфере дорожного хозяйства осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.
5. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора, регионального государственного надзора, муниципального контроля в сфере дорожного хозяйства, применяются положения Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" с учетом особенностей, установленных частью 6 настоящей статьи.
6. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора в сфере дорожного хозяйства, в части осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования и контроля за внесением платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, положения Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" не применяются.
7. Перечень обязательных требований, соблюдение которых оценивается при осуществлении федерального государственного надзора, регионального государственного надзора, муниципального контроля в сфере дорожного хозяйства устанавливается Правительством Российской Федерации.";
6) дополнить статью 29 примечанием следующего содержания:
"Примечание. Требования пунктов 2 - 4 части 1 настоящей статьи не применяются к пользователям частных автомобильных дорог необщего пользования при осуществлении движения на тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средствах, в том числе для перевозки грузов, не являющихся неделимыми, по автомобильным дорогам, принадлежащим им на праве собственности в соответствии с частью 12 статьи 6 настоящего Федерального закона.";
7) статью 31 изложить в следующей редакции:
"Статья 31. Движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов
1. Движение по автомобильным дорогам крупногабаритного транспортного средства либо транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, относящихся согласно Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) к грузам повышенной опасности, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специальных разрешений, выдаваемых в соответствии с положениями настоящей статьи.
2. Движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
3. Движение по автомобильным дорогам самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, осуществляется без специальных разрешений и организуется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения. Порядок указанного взаимодействия устанавливается Правительством Российской Федерации.
4. Правила движения тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств устанавливаются Правительством Российской Федерации и включают в себя:
допустимые массы, нагрузки на ось, габариты транспортного средства;
требования к организации движения по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства;
порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства;
порядок возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами;
порядок определения размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами.
5. Международные автомобильные перевозки опасных грузов осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения".
6. Для получения специального разрешения, указанного в части 1 или 2 настоящей статьи, требуется:
1) согласование маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов;
2) возмещение владельцем тяжеловесного транспортного средства вреда, который будет причинен таким транспортным средством;
3) наличие уведомления о приеме паспорта обеспечения транспортной безопасности транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, относящихся согласно Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) к грузам повышенной опасности.
7. Орган, осуществляющий выдачу специального разрешения, указанного в части 1 или 2 настоящей статьи, согласовывает маршрут тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, с владельцами автомобильных дорог, по которым проходит такой маршрут. В случаях, если для движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства требуется укрепление отдельных участков автомобильных дорог или принятие специальных мер по обустройству автомобильных дорог и пересекающих их сооружений, инженерных коммуникаций в пределах согласованного маршрута, проводится согласование с соответствующими подразделениями федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения. Взимание платы за согласование маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, не допускается.
8. Порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов, а также порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств должен содержать в том числе:
порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств;
требования к площадкам для размещения стационарных и передвижных пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, а также к участкам автомобильных дорог, на которых устанавливаются работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации весовых и габаритных параметров транспортных средств;
требования к размещению оборудования, осуществляющего измерение весовых и габаритных параметров транспортных средств;
требования к техническим средствам, посредством которых обеспечивается информирование собственников (владельцев) и (или) водителей транспортных средств о превышении допустимых весовых и габаритных параметров транспортного средства в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации весовых и габаритных параметров транспортных средств;
перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, выполняемых при осуществлении весового и габаритного контроля, обязательные метрологические требования к ним, включая показатели точности измерений.
9. Выдача специального разрешения, указанного в части 1 или 2 настоящей статьи, осуществляется:
1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере транспорта, в отношении движения по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов;
2) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, самостоятельно либо через уполномоченные им подведомственные организации в отношении движения по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации;
3) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно либо через уполномоченные им подведомственные организации в случае, если маршрут, часть маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, участкам таких автомобильных дорог, по автомобильным дорогам местного значения, расположенным на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов), при условии, что маршрут указанного транспортного средства проходит в границах этого субъекта Российской Федерации и маршрут, часть маршрута не проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог;
4) органом местного самоуправления муниципального района самостоятельно либо через уполномоченную им подведомственную организацию в случае, если маршрут, часть маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам местного значения муниципального района, по автомобильным дорогам местного значения, расположенным на территориях двух и более поселений в границах муниципального района, и не проходят по автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального значения, участкам таких автомобильных дорог;
5) органом местного самоуправления городского поселения самостоятельно либо через уполномоченную им подведомственную организацию в случае, если маршрут, часть маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам местного значения городского поселения, при условии, что маршрут указанного транспортного средства проходит в границах этого городского поселения и маршрут, часть маршрута не проходят по автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального, местного значения муниципального района, участкам таких автомобильных дорог;
6) органом местного самоуправления сельского поселения самостоятельно либо через уполномоченную им подведомственную организацию в случае, если маршрут, часть маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам местного значения сельского поселения, при условии, что маршрут данного транспортного средства проходит в границах населенных пунктов сельского поселения и указанные маршрут, часть маршрута не проходят по автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального, местного значения муниципального района, участкам таких автомобильных дорог, и в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельским поселением вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении таких автомобильных дорог, а в случае отсутствия этого закрепления - органом местного самоуправления муниципального района;
7) органом местного самоуправления городского округа самостоятельно либо через уполномоченную им подведомственную организацию в случае, если маршрут, часть маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам местного значения городского округа и не проходят по автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального значения, участкам таких автомобильных дорог;
8) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, самостоятельно либо через уполномоченное им подведомственное учреждение в отношении движения по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства - в случае выдачи специального разрешения в электронном виде;
9) собственником автомобильной дороги в случае, если маршрут тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства проходит по частной автомобильной дороге.
10. В случаях, предусмотренных пунктами 1-8 части 9 настоящей статьи, за выдачу специального разрешения, указанного в части 1 или 2 настоящей статьи, уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
11. Размер вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством, определяется:
1) Правительством Российской Федерации в случае движения указанного транспортного средства по автомобильным дорогам федерального значения;
2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения указанного транспортного средства по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения;
3) органами местного самоуправления в случае движения указанного транспортного средства по автомобильным дорогам местного значения;
4) собственником автомобильной дороги в случае движения указанного транспортного средства по частной автомобильной дороге.
12. В случае, если для движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства требуется оценка технического состояния автомобильных дорог, их укрепление или принятие специальных мер по обустройству автомобильных дорог, их участков, а также пересекающих автомобильную дорогу сооружений и инженерных коммуникаций, лицо, в интересах которого осуществляются перевозки указанным транспортным средством, возмещает юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим такую оценку и принимающим такие меры, расходы на осуществление такой оценки и принятие таких мер до получения специального разрешения, указанного в части 1 или 2 настоящей статьи.
13. Юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие погрузку груза в транспортное средство, не вправе превышать допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось транспортного средства либо массу транспортного средства и (или) нагрузку на ось транспортного средства, указанные в специальном разрешении.
14. При осуществлении весового и габаритного контроля транспортного средства:
1) должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, вправе останавливать транспортное средство в пунктах весового и габаритного контроля;
2) владелец автомобильной дороги, а в отношении автомобильной дороги, переданной в доверительное управление Государственной компании "Российские автомобильные дороги", - Государственная компания "Российские автомобильные дороги":
а) принимает решение об установке и использовании на автомобильной дороге работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог в целях осуществления весового и габаритного контроля транспортного средства;
б) передает самостоятельно, через уполномоченное лицо либо через лицо, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложена соответствующая обязанность, информацию о выявленных с помощью работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, правонарушениях при осуществлении весового и габаритного контроля транспортного средства в уполномоченные органы государственного контроля (надзора) или муниципального контроля;
в) финансирует расходы, связанные с обработкой и рассылкой постановлений органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля об административных правонарушениях, выявленных с помощью работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, при осуществлении весового и габаритного контроля транспортного средства;
г) обеспечивает информирование посредством технических средств организации дорожного движения об осуществлении весового и габаритного контроля работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации весовых и габаритных параметров транспортных средств;
д) обеспечивает посредством соответствующих технических средств информирование водителя и (или) собственника (владельца) транспортного средства о превышении допустимых весовых и габаритных параметров транспортного средства в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации весовых и габаритных параметров транспортных средств.
15. Движение грузовых транспортных средств в зоне автоматического весового и габаритного контроля таких транспортных средств осуществляется в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, который должен содержать в том числе:
требования к условиям движения транспортных средств;
требования к обозначению зоны автоматического весового и габаритного контроля техническими средствами организации дорожного движения;
требования к использованию внешних световых приборов транспортных средств.".
Статья 2
Внести в статью 3 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" изменения, изложив ее в следующей редакции:
"Статья 3
Движение по автомобильным дорогам тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки, осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.".
Статья 3
Статью 2 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" дополнить пунктом 23 следующего содержания:
"23) мультимодальная перевозка - перевозка грузов в прямом смешанном сообщении, которая осуществляется различными видами транспорта (не менее двух) по единому транспортному документу, составленному на весь путь следования.".
Статья 4
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу 1 января 2021 года.
Президент |
|
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.