Проект Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского сопровождения, казначейского обеспечения обязательств и бюджетного мониторинга"
(подготовлен Минфином России 14.01.2020 г.)
Вносится Правительством Российской Федерации
Проект
Федеральный закон
О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского сопровождения, казначейского обеспечения обязательств и бюджетного мониторинга
Статья 1
Внести в Бюджетный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2000, N 32, ст. 3339; 2004, N 34, ст. 3535; 2007, N 18, ст. 2117; N 45, ст. 5424; N 46, ст. 5553; N 50, ст. 6246; 2008, N 48, ст. 5500; 2009, N 1, ст. 18; N 15, ст. 1780; N 30, ст. 3739; N 39, ст. 4532; N 52, ст. 6450; 2010, N 19, ст. 2291; N 21, ст. 2524; N 46, ст. 5918; 2011, N 15, ст. 2041; N 27, ст. 3873; N 31, ст. 4185; N 49, ст. 7039; 2012, N 26, ст. 3447; N 47, ст. 6400; N 50, ст. 6967; N 53, ст. 7593; 2013, N 19, ст. 2331; N 31, ст. 4191; N 52, ст. 6983; 2014, N 30, ст. 4250; N 40, ст. 5314; N 43, ст. 5795; N 48, ст. 6655, 6656, 6664; 2015, N 45, ст. 6202; N 51, ст. 7252; 2016, N 1, ст. 26; N 22, ст. 3093; N 26, ст. 3861; N 27, ст. 4278; N 49, ст. 6852; 2017, N 1, ст. 7; N 14, ст. 2007; N 30, ст. 4452, 4458; N 31, ст. 4811) следующие изменения:
1) пункт 2 статьи 1 после слов "правовые основы" дополнить словами "казначейского сопровождения,";
2) в статье 6:
а) дополнить новым абзацем тридцать пятым следующего содержания:
"казначейское сопровождение - проведение операций с денежными средствами юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица - производителя товаров, работ, услуг (участник казначейского сопровождения), использование которых осуществляется после подтверждения на соответствие условиям и (или) целям, установленным при предоставлении средств;";
б) абзацы тридцать пятый - сорок третий считать абзацами тридцать шестым - сорок четвертым соответственно;
в) дополнить абзацем сорок пятым следующего содержания:
"получатель средств из бюджета - юридическое лицо (не являющееся участником бюджетного процесса, бюджетным и автономным учреждением), индивидуальный предприниматель, физическое лицо - производитель товаров, работ, услуг, получающие средства из бюджета на основании государственного (муниципального) контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, соглашения о предоставлении субсидии, договора о предоставлении бюджетных инвестиций, а также юридическое лицо, которому в случаях, установленных федеральным законом, открываются счета в Федеральном казначействе в соответствии с настоящим Кодексом;";
г) абзацы сорок пятый - пятьдесят седьмой считать абзацами сорок шестым - пятьдесят восьмым соответственно;
3) в статье 7:
а) дополнить новым абзацем семнадцатым следующего содержания:
"определение основ казначейского сопровождения;";
б) абзацы семнадцатый - двадцать восьмой считать абзацами восемнадцатым - двадцать девятым соответственно;
в) абзац двадцать девятый считать абзацем тридцатым и дополнить его словами ", на средства участников казначейского сопровождения";
г) абзац тридцатый считать абзацем тридцать первым;
4) абзац восьмой пункта 4 статьи 94 после слов "отчетном финансовом году," дополнить словами "в том числе на сумму неисполненного казначейского обеспечения обязательств, выданного в соответствии со статьей 242.22 настоящего Кодекса,";
5) в статье 166.1:
а) в пункте 1:
дополнить новыми абзацами одиннадцатым и двенадцатым следующего содержания:
"осуществляет казначейское сопровождение в соответствии с настоящим Кодексом;
осуществляет бюджетный мониторинг в системе казначейских платежей;";
б) абзацы одиннадцатый - тридцать четвертый считать абзацами тринадцатым - тридцать шестым соответственно;
6) абзац десятый пункта 3 статьи 217 после слов "отчетном финансовом году," дополнить словами "в том числе на сумму неисполненного казначейского обеспечения обязательств, выданного в соответствии со статьей 242.22 настоящего Кодекса,";
7) в статье 220.1:
а) в пункте 7 слова "юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями" заменить словами "получателей средств из бюджета";
б) дополнить пунктом 71 следующего содержания:
"71. Учет операций со средствами участников казначейского сопровождения, источником финансового обеспечения которых являются средства, указанные в статьях 242.25 и 242.26 настоящего Кодекса, производится на лицевых счетах, открываемых им соответственно в Федеральном казначействе, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), за исключением случаев, установленных федеральными законами.";
в) в пункте 8 слова "другим юридическим лицам, не являющимся участниками бюджетного процесса," заменить словами "получателям средств из бюджета, юридическим лицам,";
8) в статье 220.2:
а) в пункте 1:
дополнить подпунктом 6.1 следующего содержания:
"61) с открытием и ведением лицевых счетов, предназначенных для учета операций со средствами получателей средств из бюджета, участников казначейского сопровождения, источником финансового обеспечения которых являются средства бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета);";
в подпункте 7 слова "юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями," заменить словами "получателей средств из бюджета, участников казначейского сопровождения,";
б) в пункте 4 слова "Федеральное казначейство и" заменить словами "Федеральное казначейство, особенности передачи функций финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), органов управления государственными внебюджетными фондами, связанных с исполнением соответствующего бюджета, и порядок";
9) в статье 236.1:
а) в пункте 4 слова "юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями" заменить словами "с денежными средствами получателей средств из бюджета и казначейских счетах для осуществления и отражения операций с денежными средствами участников казначейского сопровождения";
б) в пункте 8 слова "юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями" заменить словами "получателей средств из бюджета и казначейских счетах для осуществления и отражения операций с денежными средствами участников казначейского сопровождения ";
в) в пункте 10 слова "со средствами юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями" заменить словами "с денежными средствами получателей средств из бюджета и казначейских счетах для осуществления и отражения операций с денежными средствами участников казначейского сопровождения";
10) наименование главы 24.1 дополнить словами ", на средства участников казначейского сопровождения";
11) в пункте 3 статьи 242.1:
а) дополнить новым абзацем пятым следующего содержания:
"предоставление документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, в орган Федерального казначейства в целях исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства участников казначейского сопровождения, не подлежащие казначейскому сопровождению (за исключением судебных актов по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью);";
б) абзацы пятый - седьмой считать абзацами шестым - восьмым соответственно;
12) дополнить статьей 242.6.1 следующего содержания:
"Статья 242.6.1. Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства участников казначейского сопровождения
1. Исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства участников казначейского сопровождения при исполнении государственного (муниципального) контракта (контракта, договора, соглашения), направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, по месту открытия в соответствии с настоящим Кодексом участнику казначейского сопровождения - должнику лицевого счета (далее в настоящей статье - счет должника).
2. Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
При наличии оснований, указанных в пункте 3 статьи 242.1 настоящего Кодекса, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, возвращает исполнительный документ со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.
В случае направления взыскателю уведомления об уточнении реквизитов банковского счета, уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению направляется должнику не позднее пяти рабочих дней после получения уточненных реквизитов банковского счета взыскателя.
3. Должник в течение десяти рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, распоряжение на сумму полного либо частичного исполнения исполнительного документа, предусматривающего взыскание по государственному (муниципальному) контракту (контракту, договору, соглашению), по которому возникло требование.
4. При нарушении должником сроков исполнения исполнительного документа, установленных настоящей статьей, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на счете должника, связанных с исполнением государственного (муниципального) контракта (контракта, договора, соглашения), по которому возникло требование (за исключением операций по перечислению денежных средств для расчетов по оплате труда, перечислению удержанных налогов и уплате начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами, операций по исполнению исполнительных документов, в том числе по возмещению вреда причиненного жизни и здоровью), с уведомлением должника.
5. Операции по расходованию средств не приостанавливаются при предъявлении должником в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, одного из следующих документов:
1) документа, подтверждающего исполнение судебного акта;
2) документа об отсрочке или о рассрочке исполнения судебных актов;
3) документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.
6. В случае невозможности осуществления взыскания денежных средств с должника в связи с отсутствием на счете должника денежных средств в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, данный орган информирует об этом взыскателя в течение десяти дней со дня истечения трехмесячного срока.
7. В случае направления взыскателю уведомления об уточнении реквизитов банковского счета взыскателя трехмесячный срок исчисляется со дня получения уточненных реквизитов банковского счета взыскателя.
8. При поступлении в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, от взыскателя либо суда заявления (судебного акта) об отзыве исполнительного документа, данный орган возвращает взыскателю либо в суд полностью или частично неисполненный исполнительный документ с указанием причины его неисполнения и времени нахождения указанного документа в данном органе.
В случае частичного исполнения должником исполнительного документа орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, возвращает указанный документ взыскателю либо в суд с отметкой о произведенных выплатах (произведенной выплате).
9. При поступлении от взыскателя либо суда заявления (судебного акта) об отзыве исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, в период приостановления операций по расходованию средств на счете должника, данный орган уведомляет должника об отмене приостановления операций по счету должника, а исполнительный документ возвращает взыскателю либо в суд.
10. В случае отзыва исполнительного документа, взыскатель вправе направить исполнительный документ на исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.
Исполнение исполнительного документа производится с учетом положений статьи 1 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
11. При исполнении исполнительного документа в полном объеме орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, направляет исполнительный документ с отметкой о произведенных выплатах (произведенной выплате) по исполнительному документу в суд, выдавший указанный исполнительный документ.
12. Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, ведет учет и осуществляет хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением, в установленном им порядке.
13. Обращение взыскания на средства участника казначейского сопровождения, находящиеся на счете должника, службой судебных приставов не производится.";
13) в статье 242.8:
а) в подпункте 5 пункта 2 слова "юридические лица, не являющиеся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями" заменить словами "получатели средств из бюджета и участники казначейского сопровождения";
б) в подпункте 3 пункта 3 слова "юридические лица, не являющиеся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями" заменить словами "получатели средств из бюджета и участники казначейского сопровождения";
14) дополнить статьей 242.13.1 следующего содержания:
"Статья 242.13.1. Бюджетный мониторинг в системе казначейских платежей
1. Федеральное казначейство при открытии лицевых счетов и осуществлении операций в системе казначейских платежей в целях недопущения финансовых нарушений участниками казначейского сопровождения осуществляет бюджетный мониторинг в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с соблюдением требований, установленных настоящей статьей.
2. Федеральное казначейство при проведении бюджетного мониторинга осуществляет проверку наличия оснований, указанных в пунктах 4-7 настоящей статьи, а также признаков, включенных в классификатор признаков финансовых нарушений участников казначейского сопровождения, указанный в пункте 8 настоящей статьи.
3. Федеральное казначейство по результатам проверки, указанной в пункте 2 настоящей статьи, применяет следующие меры реагирования в отношении участников казначейского сопровождения:
1) отказ в открытии лицевого счета;
2) приостановление открытия лицевого счета;
3) запрет проведения операций на лицевом счете;
4) отказ в проведении операции на лицевом счете;
5) приостановление проведения операции на лицевом счете;
6) предупреждение (информирование).
4. Основаниями для отказа в открытии лицевого счета юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, физическому лицу - производителю товаров, работ, услуг являются:
1) наличие информации в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, или в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения;
2) нахождение их в собственности или под контролем юридического или физического лица, в отношении которых применены меры по "замораживанию" (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
5. Основаниями для приостановления открытия лицевого счета юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, физическому лицу - производителю товаров, работ, услуг являются:
1) регистрация их на территории государства, включенного в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны);
2) наличие информации о единоличном исполнительном органе в реестре дисквалифицированных лиц, формирование и ведение которого осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти;
3) наличие информации о нахождении их в стадии банкротства или ликвидации.
Федеральное казначейство по результатам проверки по основаниям, указанным в подпунктах 1-3 настоящего пункта, в порядке, указанном в пункте 1 настоящей статьи, информирует государственного (муниципального) заказчика, головного исполнителя (исполнителя) о приостановлении открытия лицевого счета.
На основании соответствующего решения государственного (муниципального) заказчика, головного исполнителя (исполнителя) Федеральное казначейство осуществляет открытие лицевого счета или отказывает в открытии лицевого счета.
6. Основаниями для запрета проведения операций на лицевом счете участника казначейского сопровождения являются наличие:
1) информации о нем в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, или в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения;
2) нахождение его в собственности или под контролем юридического или физического лица, в отношении которых применены меры по "замораживанию" (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
7. Основанием для отказа в проведении операции на лицевом счете участника казначейского сопровождения является наличие информации о юридическом лице, индивидуальном предпринимателе, физическом лице - производителе товаров, работ, услуг, получающего денежные средства от указанного участника казначейского сопровождения, в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, или в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения.
8. Федеральное казначейство для применения мер реагирования, указанных в подпунктах 5 и 6 пункта 3 настоящей статьи, использует классификатор признаков финансовых нарушений участников казначейского сопровождения, формирование и ведение которого осуществляется Федеральным казначейством в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с органом, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
9. Отказ в открытии лицевого счета, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, физическому лицу - производителю товаров, работ, услуг, запрет проведения операций на лицевом счете, отказ в проведении операции на лицевом счете участника казначейского сопровождения не является основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности Федерального казначейства.
10. Федеральное казначейство в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, информирует орган, осуществляющий функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения:
1) о каждом факте открытия лицевого счета после приостановления его открытия;
2) о каждом факте запрета проведения операций на лицевом счете;
3) о каждой операции на лицевых казначейских счетах, открытых участникам системы казначейских платежей, если сумма совершаемой операции превышает 1 000 000 рублей.
11. Федеральное казначейство при исполнении полномочий, предусмотренных настоящим Кодексом, обменивается информацией, в том числе доступ к которой ограничен федеральными законами, с налоговыми органами, таможенными органами, антимонопольными органами, органом, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, органами, осуществляющими мониторинг, контроль и аудит в сфере закупок, в случаях и порядке, установленных Правительством Российской Федерации.";
15) в статье 242.14:
а) в пункте 1:
в подпункте 6 слова "юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями" заменить словами "получателей средств из бюджета";
дополнить подпунктом 6.1 следующего содержания:
"61) казначейский счет для осуществления и отражения операций с денежными средствами участников казначейского сопровождения;";
б) в пункте 2 слова "юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями" заменить словами "получателей средств из бюджета и участников казначейского сопровождения";
16) в статье 242.19:
а) в наименовании слова "юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями" заменить словами "получателей средств из бюджета";
б) в пункте 1 слова "юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями," заменить словами "получателей средств из бюджета", слова "юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями" заменить словами "получателей средств из бюджета";
в) в пункте 2 слова "юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями," заменить словами "получателей средств из бюджета", слова "юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями" заменить словами "получателей средств из бюджета";
г) в пункте 3 слова "Юридические лица, не являющиеся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями," заменить словами "получатели средств из бюджета", слова "юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями" заменить словами " получателей средств из бюджета";
17) дополнить статьей 242.19.1 следующего содержания:
"Статья 242.19.1. Казначейское обслуживание операций со средствами участников казначейского сопровождения
1. Казначейское обслуживание операций со средствами участников казначейского сопровождения осуществляется с открытием в Федеральном казначействе казначейских счетов для осуществления и отражения операций с денежными средствами участников казначейского сопровождения.
2. Участники казначейского сопровождения распоряжаются денежными средствами на соответствующих казначейских счетах для осуществления и отражения операций с денежными средствами участников казначейского сопровождения в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.
3. Операции со средствами участников казначейского сопровождения, производятся на казначейских счетах для осуществления и отражения операций с денежными средствами участников казначейского сопровождения, открытых Федеральному казначейству, финансовому органу субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
4. По казначейским счетам для осуществления и отражения операций с денежными средствами участников казначейского сопровождения, за исключением случаев, установленных федеральными законами и (или) Правительством Российской Федерации, запрещается представлять и исполнять распоряжения, являющиеся основанием для совершения перевода денежных средств:
1) на счета, открытые в подразделении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации другим юридическим лицам в качестве взноса в уставный (складочный) капитал (вклада в имущество) указанного юридического лица (его дочернего общества);
2) в целях размещения средств на депозиты, а также в иные финансовые инструменты;
3) на счета, открытые в подразделении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации участникам казначейского сопровождения до полного (частичного) выполнения условий и целей, определенных при предоставлении средств;
4) в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации.
5. Правительство Российской Федерации устанавливает запрет на совершение отдельных казначейских платежей по казначейским счетам для осуществления и отражения операций с денежными средствами участников казначейского сопровождения.
6. На казначейские счета для осуществления и отражения операций с денежными средствами участников казначейского сопровождения не допускается зачисление денежных средств, не подлежащих казначейскому сопровождению.";
18) дополнить статьей 242.22 следующего содержания:
"Статья 242.22. Казначейское обеспечение обязательств
1. Казначейское обеспечение обязательств является документом (не являющимся ценной бумагой), который выдается Федеральным казначейством для подтверждения обязанности Федерального казначейства обеспечить оплату обязательств получателя бюджетных средств в пределах суммы, необходимой для оплаты указанных обязательств, возникающих при исполнении государственных контрактов о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, иных договоров (соглашений), источником финансового обеспечения исполнения которых являются средства соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также в иных случаях, определенных настоящим Кодексом, федеральными законами, актами Правительства Российской Федерации.
2. Федеральное казначейство на основании заявления получателя бюджетных средств выдает казначейское обеспечение обязательств участникам казначейского сопровождения, бюджетным (автономным) учреждениям, финансовым органам субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), а также исполнителям по государственным контрактам, подлежащим в соответствии с законодательством Российской Федерации банковскому сопровождению (далее в настоящей статье - получатели казначейского обеспечения обязательств), для осуществления расчетов при исполнении государственных контрактов, договоров (соглашений). При выдаче казначейского обеспечения обязательств исполнителю по государственному контракту, подлежащему в соответствии с законодательством Российской Федерации банковскому сопровождению, указанное казначейское обеспечение обязательств направляется Федеральным казначейством в кредитную организацию, осуществляющую банковское сопровождение соответствующего государственного контракта.
3. Федеральное казначейство (кредитная организация при банковском сопровождении государственных контрактов) на основании заявления получателя казначейского обеспечения обязательств осуществляет передачу казначейского обеспечения обязательств исполнителям (соисполнителям) контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках исполнения государственных контрактов, иных договоров (соглашений), указанных в пункте 1 настоящей статьи.
4. Казначейское обеспечение обязательств считается исполненным в случае оплаты денежных обязательств получателей бюджетных средств в сумме выданного казначейского обеспечения обязательств.
5. Федеральное казначейство (кредитная организация при банковском сопровождении государственных контрактов) без заявления получателя бюджетных средств, получателя казначейского обеспечения обязательств отзывает казначейское обеспечение обязательств по истечении срока действия казначейского обеспечения обязательств.
6. Казначейское обеспечение обязательств выдается (передается) в случаях, определенных федеральным законом о федеральном бюджете.
7. Порядок выдачи (передачи, отзыва) и сроки проведения операций с казначейским обеспечением обязательств устанавливаются Правительством Российской Федерации.";
19) раздел VIII дополнить главой 24.4 следующего содержания:
"Глава 24.4. Казначейское сопровождение
Статья 242.23. Основы казначейского сопровождения
1. Казначейскому сопровождению подлежат средства, определенные в соответствии со статьями 242.25 и 242.26 настоящего Кодекса, предоставляемые с целью заключения с участниками казначейского сопровождения:
1) государственных контрактов о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее в настоящей главе - государственные контракты);
2) договоров (соглашений) о предоставлении субсидий, договоров о предоставлении бюджетных инвестиций в соответствии со статьей 80 настоящего Кодекса, договоров о предоставлении взносов в уставные (складочные) капиталы (вкладов в имущество) юридических лиц (их дочерних обществ), источником финансового обеспечения исполнения которых являются субсидии и бюджетные инвестиции, указанные в настоящем абзаце (далее в настоящей главе - договор (соглашение);
3) контрактов (договоров) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, источником финансового обеспечения исполнения которых являются средства, указанные в подпунктах первом и втором настоящего пункта (далее в настоящей главе - контракты (договоры).
2. Государственные контракты, договоры (соглашения), контракты (договоры), указанные в пункте 1 настоящей статьи, должны содержать, в том числе положения:
1) об открытии в Федеральном казначействе участниками казначейского сопровождения лицевых счетов для осуществления и отражения операций со средствами участников казначейского сопровождения;
2) о представлении в Федеральное казначейство документов, установленных порядком санкционирования, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи;
3) об указании в контрактах (договорах), распоряжениях, а также в документах, установленных порядком санкционирования, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, идентификатора государственного контракта, договора (соглашения) о предоставлении субсидий, договоров о предоставлении бюджетных инвестиций в соответствии со статьей 80 настоящего Кодекса, порядок формирования которого устанавливается Федеральным казначейством;
4) о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту, договору (соглашению), контракту (договору) в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;
5) о формировании в установленных Правительством Российской Федерации случаях расходной декларации о структуре цены государственного контракта, контракта (договора), суммы договора (соглашения), в порядке и по форме, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
6) о соблюдении запретов, установленных пунктом 4 статьи 242.19.1 настоящего Кодекса;
7) о соблюдении в установленных Правительством Российской Федерации случаях положений, предусмотренных статьей 242.24 настоящего Кодекса.
3. Казначейское сопровождение осуществляется Федеральным казначейством в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, содержащем, в том числе положение об условиях ведения и использования лицевого счета (режим лицевого счета).
4. Федеральное казначейство осуществляет санкционирование операций со средствами участников казначейского сопровождения в соответствии с нормативным правовым актом Министерства финансов Российской Федерации, предусматривающим, в том числе положения о совершении операций на лицевом счете после проверки информации о суммах и направлениях использования средств, указанной в распоряжении, на ее соответствие информации, содержащейся в государственном контракте, договоре (соглашении), контракте (договоре), указанных в пункте 1 настоящей статьи, и документах, подтверждающих возникновение денежных обязательств участника казначейского сопровождения, установленных указанным нормативным правовым актом Министерства финансов Российской Федерации.
5. Финансовые органы субъекта Российской Федерации (муниципальных образований) в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации (правовыми актами представительных органов местного самоуправления) вправе применять казначейское сопровождение в отношении средств, определенных в соответствии со статьей 242.26 настоящего Кодекса, в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией) в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, содержащими, в том числе, положения, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, а также требования к порядку санкционирования операций со средствами участников казначейского сопровождения, устанавливаемому финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
6. Федеральное казначейство информирует Центральный банк Российской Федерации о совершении казначейских платежей при казначейском сопровождении в форме, объёме, порядке и сроки, установленных Федеральным казначейством по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Статья 242.24. Расширенное казначейское сопровождение
1. Федеральное казначейство в случаях и порядке, установленных актом Правительства Российской Федерации, осуществляет расширенное казначейское сопровождение, предусматривающее дополнительно к установленным пунктом 4 статьи 242.23 настоящего Кодекса требования:
1) об осуществлении операций на лицевых счетах, открытых участникам казначейского сопровождения, после проведения проверки информации, указанной в распоряжении, государственном контракте, договоре (соглашении), контракте (договоре), документах, подтверждающих, возникновение денежных обязательств участника казначейского сопровождения, установленных порядком санкционирования, предусмотренным пунктом 4 статьи 242.23 настоящего Кодекса, на соответствие:
данным раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по государственному контракту, договору (соглашению), контракту (договору) и (или) информации о структуре цены такого государственного контракта, контракта (договора), суммы договора (соглашения), содержащейся в расходной декларации в соответствии с порядком, утвержденным Федеральным казначейством;
фактически поставленным товарам (выполненным работам, оказанным услугам), в том числе с использованием фото- и видеотехники, в соответствии с регламентом, утвержденным Федеральным казначейством;
данным, отраженным в бухгалтерском учете участника казначейского сопровождения, путем предоставления Федеральному казначейству доступа к информационным системам участника казначейского сопровождения в части осуществления операций со средствами, подлежащими казначейскому сопровождению;
2) об осуществлении операций на лицевых счетах, открытых участникам казначейского сопровождения по переводу денежных средств на их банковские счета, открытые в кредитных организациях, после направления государственным заказчиком в Федеральное казначейство уведомления о полном исполнении государственного контракта;
3) об осуществлении проверки экономической обоснованности затрат, правила экономического обоснования которых установлены Правительством Российской Федерации, и непревышения предельного уровня рентабельности, установленного государственным контрактом, контрактом (договором).
2. Финансовые органы субъекта Российской Федерации (муниципальных образований) в случаях и порядке, установленных актом Правительства Российской Федерации, вправе применять расширенное казначейское сопровождение средств, указанных в статье 242.26 настоящего Кодекса.
Статья 242.25. Средства, подлежащие казначейскому сопровождению, источником финансового обеспечения которых являются средства, предоставляемые из федерального бюджета
Казначейскому сопровождению подлежат определенные федеральным законом о федеральном бюджете средства, получаемые на основании государственных контрактов, договоров (соглашений), контрактов (договоров), источником финансового обеспечения которых являются средства (авансовые платежи, расчеты), предоставляемые из федерального бюджета.
Статья 242.26. Средства, подлежащие казначейскому сопровождению, источником финансового обеспечения которых являются средства, предоставляемые из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета)
1. Казначейскому сопровождению в соответствии с пунктом 5 статьи 242.23 настоящего Кодекса подлежат:
1) определенные законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о местном бюджете) средства, получаемые на основании государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений), контрактов (договоров), источником финансового обеспечения исполнения которых являются средства, предоставляемые из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), к которым не могут быть отнесены авансы и расчеты:
а) по государственным (муниципальным) контрактам, заключаемым на сумму менее 50 000,0 тыс. рублей;
б) по контрактам (договорам), заключаемым на сумму менее 50 000,0 тыс. рублей бюджетными или автономными учреждениями субъектов Российской Федерации (муниципальными бюджетными или автономными учреждениями), лицевые счета которым открыты в финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), за счет средств, поступающих им в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) средства, получаемые (полученные) участниками казначейского сопровождения, в случаях, установленных федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации (включая средства, указанные в абзаце четвертом пункта первого статьи 242.27 настоящего Кодекса).
2. Казначейское сопровождение средств, определенных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, осуществляется финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования) или Федеральным казначейством при осуществлении им отдельных функций финансового органа субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в соответствии со статьей 220.2 настоящего Кодекса.
Статья 242.27. Средства, не подлежащие казначейскому сопровождению
Казначейскому сопровождению не подлежат средства, предоставляемые юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг:
1) на основании:
государственных (муниципальных) контрактов, контрактов (договоров), предметом которых является приобретение, услуг связи, коммунальных услуг, электроэнергии, услуг по организации и осуществлению перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования, авиационных и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, подписки на периодические издания, аренда, осуществление работ по переносу (переустройству, присоединению) принадлежащих участникам казначейского сопровождения инженерных сетей, коммуникаций, сооружений, а также проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществление страхования в соответствии со страховым законодательством, услуг по приему платежей от физических лиц, осуществляемых платежными агентами;
государственных (муниципальных) контрактов (контрактов), исполнителями которых являются государственные (муниципальные) казенные учреждения;
государственных (муниципальных) контрактов, исполнение которых подлежит банковскому сопровождению в соответствии с законодательством Российской Федерации;
контрактов (договоров), заключенных в рамках исполнения договоров (соглашений) о предоставлении субсидий (бюджетных инвестиций), по решению Правительства Российской Федерации;
2) в порядке возмещения недополученных доходов или возмещения фактически понесенных затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг;
3) за заслуги перед государством в области науки и техники, образования, культуры, искусства и средств массовой информации (гранты, если условиями предоставления гранта не установлено требование о подтверждении его использования в соответствии с условиями и (или) целями предоставления, гранты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, премии, стипендии и иные поощрения);
4) осуществляющим общественную, социально значимую деятельность, в случаях, установленных законом (решением) о бюджете;
5) в рамках исполнения государственного оборонного заказа, в отношении которых в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" не осуществляется казначейское сопровождение, а также юридическим лицам, указанным в пункте 6 статьи 7 указанного Федерального закона;
6) банкам и государственной корпорации развития "ВЭБ РФ".".
Статья 2
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2021 года.
2. Положения главы 24.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к заключенным после 1 января 2021 года государственным контрактам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, соглашениям о предоставлении субсидий и договорам об осуществлении бюджетных инвестиций, а также контрактам (договорам), заключенным в целях выполнения указанных государственных контрактов, соглашений и договоров.
3. Положения статьей 242.22, 242.23, 242.24 (за исключением подпункта 3 пункта 1) и 242.26 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются:
1) в отношении субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), которые передали в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации Федеральному казначейству осуществление отдельных функций финансового органа субъекта Российской Федерации (муниципального образования), начиная с 1 января 2021 года;
2) в отношении субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), не указанных в пункте 1 настоящей части, начиная с даты, определенной законом субъекта Российской Федерации (муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования), но не позднее 1 января 2022 года.
4. Положения подпункта 3 пункта 1 статьи 24224 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются, начиная с 1 января 2022 года.
Президент |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.