Проект Федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (в части совершенствования налогового контроля за ценами и порядка заключения соглашения о ценообразовании для целей налогообложения)"
(подготовлен Минфином России 22.01.2020 г.)
Вносится Правительством Российской Федерации
проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Федеральный закон
О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации
(в части совершенствования налогового контроля за ценами и порядка заключения соглашения о ценообразовании для целей налогообложения)
Статья 1
Внести в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31; 2011, N 30, ст. 4575, N 47, ст. 6611; 2012, N 27, ст. 3588; 2013, N 40, ст. 5037, ст. 5038, N 52, ст. 6985; 2014, N 14, ст. 1544, N 45, ст. 6158; 2015, N 24, ст. 3377; 2016, N 49, ст. 6844; 2017, N 1, ст. 16, N 49, ст. 7307, ст. 7312; 2018, N 1, ст. 208, N 30, ст. 4534, N 32, ст. 5095, N 45, ст. 6828; 2019, N 23, ст. 2908, N 39, ст. 5375) следующие изменения:
1) в статье 1057:
а) пункт 1 после слов "их результатами)" дополнить словами ", а также при рассмотрении заявления о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения";
б) дополнить пунктом 21 следующего содержания:
"21. При рассмотрении федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, заявления о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения в отношении внешнеторговой сделки, хотя бы одна сторона которой является налоговым резидентом иностранного государства, с которым заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения, с участием уполномоченного органа исполнительной власти такого иностранного государства применение методов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, может осуществляться с учетом особенностей, установленных законодательством такого иностранного государства для аналогов указанных методов, при условии сопоставимости результатов, полученных от применения в соответствующей сделке методов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, с результатами применения таких методов с учетом указанных особенностей.";
2) в статье 10514:
а) подпункт 2 пункта 1 изложить в следующей редакции:
"2) сделки в области внешней торговли товарами, которые входят в состав одной или нескольких товарных групп, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи;";
б) в абзаце первом пункта 2 слова "пунктами 3, 4 и 6 настоящей статьи" заменить словами "пунктами 3 и 4 настоящей статьи";
в) пункт 7 признать утратившим силу;
г) в пункте 9:
дополнить предложением следующего содержания: "В случае, если лицо, получающее доход по сделкам, не исчисляет налог на прибыль организаций в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса, используется расчетная величина суммы доходов по таким сделкам, определяемая с учетом порядка, установленного главой 25 настоящего Кодекса, с применением метода начисления.";
дополнить абзацем следующего содержания:
"В случае совершения сделок между взаимозависимыми лицами или приравненных к ним сделок с участием комиссионера (агента), действующего от своего имени, но по поручению комитента (принципала), для целей настоящей статьи такие сделки приравниваются к сделкам, совершенным непосредственно между комитентом (принципалом) и третьим лицом, не принимая во внимание наличие комиссионера (агента).";
3) в пункте 6 статьи 10516:
а) в абзаце первом слова ", проводящий налоговую проверку или налоговый мониторинг," исключить;
б) абзац второй изложить в следующей редакции:
"О направлении в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, извещения и соответствующих сведений налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика не позднее 10 дней с даты направления извещения.";
4) в статье 10517:
а) в пункте 1:
в абзаце втором слова "проводящего выездную или камеральную налоговую проверку, налоговый мониторинг налогоплательщика," исключить;
дополнить новым абзацем вторым следующего содержания:
"Проверка в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами не может быть проведена в отношении сделки, по которой налогоплательщик обратился в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения в порядке, предусмотренном главой 146 настоящего Кодекса, в случае, если федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, не принято ни одно из решений, предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 5 статьи 10522 настоящего Кодекса.";
абзац третий считать абзацем четвертым;
б) в пункте 2:
дополнить новым абзацем третьим следующего содержания:
"В случае представления налогоплательщиком заявления о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения в соответствии с пунктом 1 статьи 10519 настоящего Кодекса, по результатам рассмотрения которого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, принято решение, предусмотренное подпунктом 2 пункта 5 статьи 10522 настоящего Кодекса, решение о проведении проверки в отношении контролируемой сделки, которая являлась предметом рассмотрения заявления налогоплательщика о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения, может быть вынесено не позднее двух лет со дня принятия решения, предусмотренного подпунктом 2 пункта 5 статьи 10522 настоящего Кодекса.";
абзацы третий - шестой считать соответственно абзацами четвертым - седьмым;
абзац первый пункта 5 после слов "календарных лет" дополнить словами "(а в случае, предусмотренном абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи, - в период, не превышающий пяти календарных лет)";
в) в пункте 7:
в абзаце первом после слов "проверяемых сделок" дополнить словом "или у иных лиц", слово "(касающейся)" исключить;
абзац второй дополнить словами ", и в сроки, установленные настоящим пунктом";
дополнить абзацем следующего содержания:
"Истребуемые в соответствии с настоящим пунктом документы (информация) представляются налогоплательщиком в течение 30 дней со дня получения соответствующего требования.";
5) пункт 2 статьи 10520 дополнить абзацем следующего содержания:
"Предусмотренное настоящим пунктом соглашение о ценообразовании основывается на взаимном соглашении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и уполномоченного органа исполнительной власти иностранного государства, достигнутом по результатам проведенной в соответствии с международным договором Российской Федерации об избежании двойного налогообложения взаимосогласительной процедуры.";
6) в статье 10522:
а) подпункты 4 и 5 пункта 1 признать утратившими силу;
б) пункт 3 дополнить абзацем следующего содержания:
"Указанные документы должны быть представлены налогоплательщиком в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в течение 10 дней с даты получения запроса федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов.";
в) дополнить пунктом 31 следующего содержания:
"31. В случае, если на дату представления налогоплательщиком в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, заявления о заключении соглашения о ценообразовании в соответствии с пунктом 2 статьи 10520 настоящего Кодекса, в уполномоченный орган иностранного государства, резидентом которого является контрагент налогоплательщика, не подано аналогичное заявление для целей заключения такого соглашения о ценообразовании, после подачи контрагентом указанного заявления налогоплательщик должен в письменной форме сообщить об этом в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов. Соответствующие сведения представляются налогоплательщиком не позднее шести месяцев с даты представления им заявления о заключении соглашения о ценообразовании в соответствии с пунктом 2 статьи 10520 настоящего Кодекса.";
г) в пункте 4:
абзац первый изложить в следующей редакции:
"4. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, рассматривает заявление и другие документы, представленные налогоплательщиком в соответствии с пунктами 1 - 31 настоящей статьи, в срок не более шести месяцев со дня получения заявления, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.";
дополнить новым абзацем вторым и абзацами третьим и четвертым следующего содержания:
"Заявление и другие документы, представленные налогоплательщиком для целей заключения соглашения о ценообразовании в соответствии с пунктом 2 статьи 10520 настоящего Кодекса, рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в срок не более 24 месяцев со дня получения заявления, а в предусмотренном пунктом 31 настоящей статьи случае - со дня получения от налогоплательщика сведений о подаче его контрагентом заявления в уполномоченный орган исполнительной власти иностранного государства, налоговым резидентом которого он является, для целей заключения такого соглашения о ценообразовании.
Срок рассмотрения заявления и других документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи в целях заключения соглашения о ценообразовании, предусмотренного пунктом 2 статьи 10520 настоящего Кодекса, приостанавливается на период представления уполномоченным органом исполнительной власти иностранного государства документов и (или) информации в соответствии с запросом, направленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в рамках проведения взаимосогласительной процедуры, предусмотренной соответствующим международным договором Российской Федерации об избежании двойного налогообложения.
Срок рассмотрения представленных налогоплательщиком документов может быть продлен до девяти месяцев, а в предусмотренном абзацем вторым настоящего пункта случае - до 27 месяцев.";
абзац второй считать абзацем пятым;
д) в пункте 6 слова "в заключении" заменить словами "от заключения";
е) дополнить пунктом 61 следующего содержания:
"61. В случае принятия федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, решения, предусмотренного подпунктом 3 пункта 5 настоящей статьи, доработанный проект соглашения о ценообразовании и документы, указанные в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, представляются налогоплательщиком в срок не позднее 30 дней с даты получения налогоплательщиком соответствующего решения.";
ж) в пункте 7:
абзац первый дополнить словами ", или в соответствии с пунктом 81 настоящей статьи";
в подпункте 1 слова "подпунктом 7 пункта 1 настоящей статьи" заменить словами "подпунктом 133 пункта 1 статьи 33333 настоящего Кодекса";
з) пункт 8 дополнить подпунктами 4 - 7 следующего содержания:
"4) недостижение взаимного соглашения с уполномоченным органом исполнительной власти иностранного государства в целях заключения предусмотренного пунктом 2 статьи 10520 настоящего Кодекса соглашения о ценообразовании;
5) непредставление сведений, предусмотренных пунктом 31 настоящей статьи, в порядке и сроки, установленные настоящей статьей;
6) несогласие налогоплательщика с решением о необходимости доработки проекта соглашения о ценообразовании (в том числе в форме непредставления доработанного проекта соглашения о ценообразовании в установленный пунктом 61 настоящей статьи срок);
7) несогласие налогоплательщика с решением о заключении соглашения о ценообразовании, которое выразилось в отказе налогоплательщика от подписания соглашения о ценообразовании (в том числе в форме неявки налогоплательщика (его представителя) для подписания соглашения о ценообразовании в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов).";
и) дополнить пунктом 81 следующего содержания:
"81. В случае принятия решения об отказе от заключения соглашения о ценообразовании по основанию, предусмотренному подпунктом 4 пункта 8 настоящей статьи, налогоплательщик вправе в течение трех месяцев со дня получения указанного решения повторно представить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в порядке, предусмотренном пунктом 7 настоящей статьи, проект соглашения о ценообразовании в отношении внешнеторговой сделки, хотя бы одна сторона которой является налоговым резидентом иностранного государства, с которым заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения, без участия уполномоченного органа исполнительной власти такого иностранного государства.";
к) в пункте 9 слова "в заключении" заменить словами "от заключения";
л) в пункте 11 слова "подпунктом 7 пункта 1 настоящей статьи" заменить словами "подпунктом 133 пункта 1 статьи 33333 настоящего Кодекса";
м) пункт 12 изложить в следующей редакции:
"12. Соглашение о ценообразовании может быть изменено по соглашению сторон в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Изменение соглашения о ценообразовании по инициативе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, допускается в случае, если изменение соглашения о ценообразовании необходимо для обеспечения соблюдения положений пункта 1 статьи 1053 настоящего Кодекса.
В случае, если инициатором изменения соглашения о ценообразовании является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, налогоплательщик должен представить проект измененного соглашения о ценообразовании и документы, указанные в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, в срок не позднее 30 дней с даты получения налогоплательщиком мотивированного предложения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, об изменении соглашения о ценообразовании.
При представлении налогоплательщиком проекта измененного соглашения о ценообразовании и документов, указанных в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта государственная пошлина, предусмотренная подпунктом 133 пункта 1 статьи 33333 настоящего Кодекса, не взимается.";
7) пункт 2 статьи 10524 изложить в следующей редакции:
"2. Основаниями для досрочного прекращения действия соглашения о ценообразовании по решению руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, являются:
1) нарушение налогоплательщиком соглашения о ценообразовании в течение срока его действия, повлекшее за собой неполную уплату налогов или увеличение суммы убытка, определяемого в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса, и выявленное в ходе проведения проверки исполнения соглашения о ценообразовании в соответствии с настоящим разделом настоящего Кодекса;
2) отказ налогоплательщика от изменения соглашения о ценообразовании, инициатором которого является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (в том числе в форме непредставления налогоплательщиком проекта измененного соглашения о ценообразовании и документов в соответствии с абзацем третьим пункта 12 статьи 10522 настоящего Кодекса), в случае, если такой отказ может повлечь или повлек за собой несоблюдение положений пункта 1 статьи 1053 настоящего Кодекса.
Соглашение о ценообразовании также может быть расторгнуто досрочно по соглашению сторон или по решению суда.".
Статья 2
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2021 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
2. Положения Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2021 года, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора.
ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (в части совершенствования налогового контроля за ценами и порядка заключения соглашения о ценообразовании для целей налогообложения)"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (в части совершенствования налогового контроля за ценами и порядка заключения соглашения о ценообразовании для целей налогообложения)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (в части совершенствования налогового контроля за ценами и порядка заключения соглашения о ценообразовании для целей налогообложения)"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (в части совершенствования налогового контроля за ценами и порядка заключения соглашения о ценообразовании для целей налогообложения)" (далее - Федеральный закон) потребует внесения изменений в приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 28.04.2018 N 1714 "Об утверждении Перечня кодов товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сделки в отношении которых признаются контролируемыми в соответствии со статьей 10514 части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за издание соответствующего нормативного правового акта, - Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти - соисполнители - Министерство финансов Российской Федерации и Федеральная налоговая служба.
Срок издания - 9 месяцев с даты принятия Федерального закона.
Принятие Федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти (за исключением вышеуказанного приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.