Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Минтрудом России 16.01.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в целях усиления контроля за выплатой страховых и накопительной пенсий.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ) иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом N 400-ФЗ, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Документом, подтверждающим право иностранного гражданина или лица без гражданства на постоянное проживание в Российской Федерации, является вид на жительство, выдаваемый в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
Таким образом, наличие у иностранного гражданина или лица без гражданства действительного вида на жительство является необходимым условием для реализации права на пенсионное обеспечение по законодательству Российской Федерации.
С 1 ноября 2019 г. в соответствии с Федеральным законом от 2 августа 2019 г. N 257-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в части упрощения порядка предоставления некоторым категориям иностранных граждан и лиц без гражданства разрешения на временное проживание и вида на жительство" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ) вид на жительство выдается без ограничения срока действия (за исключением вида на жительство высококвалифицированному специалисту и членам его семьи).
Пунктом 4 части 1 статьи 25 Федерального закона N 400-ФЗ предусмотрено прекращение выплаты страховой пенсии в случае непредставления пенсионером - иностранным гражданином или лицом без гражданства вида на жительство.
При этом в соответствии со статьей 9 Федерального закона N 115-ФЗ вид на жительство, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства, может быть аннулирован в случаях, предусмотренных указанной статьей. Федеральный закон N 257-ФЗ расширяет перечень оснований для аннулирования вида на жительство.
В целях контроля за выплатой страховой пенсии в условиях нового законодательства в сфере миграции предлагается изменить редакцию пунктов 2 и 4 части 1 статьи 25 Федерального закона N 400-ФЗ.
Кроме того, предусмотренные законопроектом изменения в статью 24 Федерального закона N 400-ФЗ предусматривают дополнение ее частью 3.1, положения которой направлены на расширение возможности территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации беззаявительного возобновления выплаты страховой пенсии в случае поступления в распоряжение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, сведений, подтверждающих устранение обстоятельств, указанных в пункте 3 части 1 статьи 24 (в том числе об обучении по очной форме в организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным образовательным программам).
Данным законопроектом часть 3 статьи 4 Федерального закона N 400-ФЗ дополнена категорией лиц, имеющих право на страховую пенсию, которые в соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 "О беженцах" (далее - Федеральный закон N 4528-1) отнесены к статусу "беженец".
В соответствии с Федеральным законом N 4528-1 лицо, признанное беженцем, обладает особым статусом - беженец и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (подпункт 10 пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 4528-1).
Право на пенсию (независимо от ее вида) у беженца имеется только в период действия статуса беженца, которое подтверждается удостоверением беженца установленного образца.
При этом в соответствии со статьей 9 Федерального закона N 4528-1 лицо может утратить статус (лишиться статуса) беженца в случаях, предусмотренных указанной статьей.
В целях совершенствования контроля за выплатой страховой пенсии проектом предлагается дополнить статьи 24 и 25 Федерального закона N 400-ФЗ новыми основаниями для прекращения и приостановления выплаты страховых пенсий: истечение срока действия удостоверения беженца, поступление сведений об утрате пенсионером статуса беженца или лишении его статуса беженца.
При этом в связи с тем, что удостоверение беженца выдается не более чем на 3 года, но может быть продлено еще на 1 год, а также то, что истечение срока действия удостоверения беженца не влечет аннулирование статуса беженца, выплата пенсии сначала приостанавливается в целях ожидания нового (продленного) удостоверения беженца, и только по истечении 6 месяцев с даты приостановления выплаты - прекращается. Поступление сведений об утрате пенсионером статуса беженца (лишении его статуса беженца) повлечет безотлагательное прекращение выплаты пенсии в связи с тем, что право на пенсию будет утрачено. В частях 7 и 8 статьи 25 Федерального закона N 400-ФЗ, регламентирующих порядок действий в случае обращения лица, выплата пенсии которому была прекращена в контрольных целях, предлагается исключить отсылку на пункт 4 части 1 статьи 25, поскольку положения указанной нормы будут включены в пункт 2 части 1 статьи 25.
В случае отмены решения об утрате или лишении иностранного лица либо лица без гражданства статуса беженца, вопрос о продолжении выплаты пенсии будет решаться в каждом конкретном случае индивидуально в соответствии с пенсионным законодательством.
Сведения о приобретении гражданства Российской Федерации, об аннулировании вида на жительство иностранным гражданам или лицам без гражданства, об утрате (лишении) статуса беженца, являющиеся юридически значимыми для своевременного восстановления или прекращения выплаты пенсий и иных социальных выплат, а также для осуществления контроля за целевым расходованием средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, предусмотренных для выплаты пенсий, могут быть получены органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В целях контроля за выплатой накопительной пенсии аналогичные нормы предлагается ввести в Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии".
Законопроект не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Реализация законопроекта не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.