Проект Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов"
(подготовлен Минфином России 03.02.2020 г.)
В соответствии с пунктом 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемый федеральный стандарт внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов".
2. Установить, что прилагаемый стандарт вступает в силу с 1 июля 2020 года.
Председатель Правительства Российской Федерации |
Д. Медведев |
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства Российской Федерации
от ___________ 20___ г. N ______
Федеральный стандарт внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля
"Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов"
I. Общие положения
1. Стандарт устанавливает правила проведения плановых и внеплановых проверок, ревизий и обследований (далее - контрольные мероприятия), а также порядок оформления их результатов в рамках реализации органом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (далее - орган контроля) полномочий по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
2. Настоящий Стандарт регламентирует следующие этапы проведения контрольного мероприятия:
назначение контрольного мероприятия;
выполнение контрольного мероприятия;
оформление результатов контрольного мероприятия.
3. В ходе подготовки и проведения контрольного мероприятия должностными лицами органа контроля могут направляться запросы объекту контроля.
3.1. Запрос объекту контроля должен содержать перечень вопросов, необходимых к истребованию документов и (или) информации и материалов, а также срок их представления, который составляет не менее трех рабочих дней с даты получения запроса
3.2. По запросам о предоставлении пояснений объектом контроля по поводу выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных объектом контроля документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у органа контроля документах, государственных и муниципальных информационных системах и (или) полученным от иных государственных органов, срок предоставления информации составляет не менее одного рабочего дня.
При непредставлении или несвоевременном представлении объектами контроля информации, документов и материалов, указанных в запросе объекту контроля, составляется акт по форме, установленной Минфином России.
4. Оформление документов, формируемых при проведении контрольного мероприятия, в том числе применение бланков документов, заверение копий документов, осуществляется в соответствии с настоящим Стандартом, правовыми актами, регламентирующими документооборот в органе контроля.
5. Документы, формируемые при проведении контрольного мероприятия и подлежащие направлению объекту контроля, вручаются руководителю (уполномоченному представителю) объекта контроля лично под роспись либо направляются объекту контроля с уведомлением о вручении или иным способом, свидетельствующим о дате его получения, в том числе с применением факсимильной связи и (или) автоматизированных информационных систем, в срок не позднее трех рабочих дней с даты их подписания.
II. Принятие решения о назначении контрольного мероприятия
6. Решение о назначении планового контрольного мероприятия принимается на основании плана контрольных мероприятий.
7. Решение о назначении внепланового контрольного мероприятия может быть принято:
по результатам рассмотрения поступивших обращений, запросов, поручений, иной информации о признаках нарушений правовых актов по вопросам, отнесенным к полномочиям органа контроля;
по истечении срока исполнения объектами контроля ранее выданных органом контроля представлений и (или) предписаний;
по результатам проведения контрольного мероприятия.
8. Решение о назначении контрольного мероприятия оформляется приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) органа контроля, в котором указываются:
тема контрольного мероприятия, наименование объекта контроля, проверяемый период, метод контроля;
основание проведения контрольного мероприятия;
состав проверочной (ревизионной) группы или должностное лицо, уполномоченные на проведение контрольного мероприятия;
информация о привлекаемых экспертных организациях и (или) экспертах (специалистах) (в случае их привлечения);
дата начала проведения контрольного мероприятия;
срок проведения контрольного мероприятия;
перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения контрольного мероприятия.
9. Внесение изменений в решение о назначении контрольного мероприятия может осуществляться в отношении:
состава должностных лиц, уполномоченных на проведение контрольного мероприятия;
перечня вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения контрольного мероприятия;
информация о привлекаемых экспертных организациях и (или) экспертах (специалистах);
срока проведения контрольного мероприятия.
10. Порядок внесения изменений в решение о назначении контрольного мероприятия может быть предусмотрен ведомственным стандартом.
11. В решении о назначении контрольного мероприятия срок проведения контрольного мероприятия указывается в рабочих днях.
Датой окончания контрольного мероприятия является дата подписания акта, заключения.
III. Выполнение контрольного мероприятия
12. Ведомственным стандартом может быть предусмотрен порядок формирования рабочего плана (плана-графика) контрольного мероприятия.
В рабочем плане (плане-графике) контрольного мероприятия указываются:
наименование вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения контрольного мероприятия;
распределение обязанностей между должностными лицами, уполномоченными на проведение контрольного мероприятия, и сроки их исполнения.
При изменении решения о назначении контрольного мероприятия ведомственным стандартом может быть предусмотрен порядок внесения изменений в рабочий план (план-график) контрольного мероприятия.
13. Контрольное мероприятие может осуществляться сплошным или выборочным способом.
Правила определения объема выборки данных из проверяемой совокупности документов, информации и материалов могут быть установлены ведомственным стандартом.
14. В ходе выполнения контрольного мероприятия орган контроля может привлекать независимых экспертов (экспертных организаций), специалистов иных государственных органов (учреждений), специалистов подведомственных организаций и учреждений органов контроля для проведения экспертиз (исследований).
15. В ходе выполнения контрольного мероприятия могут осуществляться следующие контрольные действия:
контрольные действия по документальному изучению проводятся в отношении финансовых, бухгалтерских, отчетных документов, документов о планировании и осуществлении закупок и иных документов объекта контроля, а также путем анализа и оценки полученной из них информации с учетом информации по устным и письменным объяснениям, справкам и сведениям должностных, материально ответственных и иных лиц объекта контроля;
контрольные действия по фактическому изучению проводятся путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, контрольных замеров и осуществления других действий по контролю, в том числе исследований, испытаний, измерений и иных требующих специальных знаний (навыков) контрольных действий.
Проведение и результаты контрольных действий по фактическому изучению деятельности объекта контроля оформляются соответствующими актами по форме, установленной Минфином России.
После окончания контрольных действий руководитель проверочной (ревизионной) группы подписывает справку о завершении контрольных действий и вручает ее представителю объекта контроля не позднее последнего дня срока проведения контрольных действий - даты окончания контрольных действий по месту нахождения объекта контроля
16. При проведении контрольных действий может использоваться фото-, видео- и аудиотехника, а также иные виды техники и приборов, в том числе измерительных приборов.
17. Контрольное мероприятие может быть приостановлено в следующих случаях:
на период проведения встречных проверок и (или) обследований;
на период проведения проверок, осуществляемых в процессе проверки главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета, получателей бюджетных средств, заключивших договоры (соглашения) о предоставлении средств из бюджета;
при наличии нарушения объектом контроля требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, которое делает невозможным дальнейшее проведение контрольного мероприятия, - на период восстановления объектом контроля документов, необходимых для проведения контрольного мероприятия, а также приведения объектом контроля в надлежащее состояние документов учета и отчетности;
на период организации и проведения экспертиз, исследований, испытаний, измерений и иных требующих специальных знаний (навыков) контрольных действий;
на период исполнения запросов в компетентные государственные органы, в том числе органы государств - членов Таможенного союза или иностранных государств;
на период до приемки товаров (работ, услуг) в соответствии с условиями государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов, являющихся предметом контрольного мероприятия;
в случае непредставления объектом контроля документов и информации или представления неполного комплекта истребуемых документов и информации и (или) при воспрепятствовании объектом контроля проведению контрольному мероприятию;
наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится выездная проверка (ревизия);
при необходимости обследования имущества и (или) исследования документов, находящихся не по месту нахождения объекта контроля;
при наличии иных обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение контрольного мероприятия по причинам, не зависящим от должностных лиц органа контроля.
18. Решение о приостановлении проведения контрольного мероприятия принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля в форме приказа (распоряжения) на основании мотивированного обращения руководителя проверочной (ревизионной) группы.
На время приостановления проведения контрольного мероприятия течение его срока прерывается.
19. Решение о возобновлении проведения контрольного мероприятия принимается в форме приказа (распоряжения) после устранения причин приостановления проведения контрольного мероприятия в течение 3 рабочих дней со дня получения органом контроля сведений об устранении причин приостановления контрольного мероприятия.
Орган контроля в срок не позднее 3 рабочих дней со дня принятия решения о приостановлении, возобновлении контрольного мероприятия извещает объект контроля об указанном решении в соответствие с пунктом 5 данного стандарта.
20. Контрольное мероприятие подлежит прекращению в случае установления после его назначения факта:
прекращения деятельности объекта контроля, если такое прекращение не предполагает правопреемства;
неосуществления объектом контроля деятельности (отсутствие результатов деятельности) в соответствии с темой контрольного мероприятия.
Решение о прекращении контрольного мероприятия оформляется приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) органа контроля.
21. В ходе выполнения контрольного мероприятия руководитель проверочной (ревизионной) группы осуществляет контроль за своевременностью и полнотой выполнения контрольного мероприятия.
Камеральная проверка
22. Камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля путем проведения контрольных действий по документальному изучению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности и иных документов, представленных объектом контроля по запросам органа контроля, а также информации, документов и материалов, полученных в ходе встречных проверок и в результате анализа данных информационных систем, к которым имеют право доступа должностные лица органа контроля.
23. Срок проведения камеральной проверки составляет не более 30 рабочих дней
24. В срок проведения камеральной проверки не засчитываются периоды времени с даты отправки запроса органа контроля до даты представления информации, документов и материалов объектом контроля, а также времени, в течение которого проводится встречная проверка и (или) обследование.
25. Руководитель (заместитель руководителя) органа контроля на основании мотивированного обращения руководителя проверочной (ревизионной) группы может назначить проведение обследования. По результатам обследования оформляется заключение, которое прилагается к материалам камеральной проверки.
26. Если в ходе проведения камеральной проверки выявлены нарушения, за которые предусмотрена административная и (или) уголовная ответственность (их признаки), либо имеются достаточные основания предполагать наличие таких нарушений, но данные нарушения не могут быть в полной мере оценены в рамках документального изучения деятельности объекта контроля по месту нахождения органа контроля, руководитель (заместитель руководителя) органа контроля вправе принять решение о проведении внеплановой выездной проверки в отношении данного объекта контроля.
Выездная проверка (ревизия)
27. Выездная проверка (ревизия) проводится по месту нахождения объекта контроля путем проведения контрольных действий по документальному и фактическому изучению.
Для доступа на территорию или в помещение объекта контроля члены проверочной (ревизионной) группы обязаны предъявлять служебные удостоверения и копию решения о назначении контрольного мероприятия и (или) удостоверение на проведение контрольного мероприятия (при наличии).
28. Срок проведения контрольных действий в рамках выездной проверки (ревизии) составляет не более 40 рабочих дней.
29. Руководитель (заместитель руководителя) органа контроля может продлить срок проведения контрольных действий по месту нахождения объекта контроля на основании мотивированного обращения руководителя проверочной (ревизионной) группы, но не более чем на 20 рабочих дней.
Общий срок проведения контрольных действий в рамках выездной проверки (ревизии) с учетом всех продлений срока ее проведения не может быть более 60 рабочих дней.
30. Основаниями продления срока проведения выездной проверки (ревизии) являются:
получение в ходе проведения выездной проверки (ревизии), в том числе, от правоохранительных органов, иных государственных органов либо из иных источников информации, свидетельствующей о наличии у объекта контроля нарушений законодательства и требующей дополнительного изучения;
наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится выездная проверка (ревизия);
осуществление объектом контроля действий по приемке товаров (работ, услуг) в соответствии с условиями государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов, отражении в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги по указанным контрактам, договорам (соглашениям);
значительный объем проверяемых и анализируемых документов, который не представлялось возможным установить при подготовке к проведению контрольного мероприятия.
31. Руководитель (заместитель руководителя) органа контроля на основании мотивированного обращения руководителя проверочной (ревизионной) группы в случае невозможности получения необходимой информации (документов, материалов) в ходе проведения контрольных действий в рамках выездной проверки (ревизии) может назначить:
проведение обследования;
проведение встречной проверки.
Объекты контроля, в отношении которых проводится встречная проверка, обязаны в течение 2 рабочих дней со дня начала встречной проверки представить для ознакомления информацию, документы и материалы, относящиеся к теме выездной проверки (ревизии), а по письменному запросу (требованию) руководителя проверочной (ревизионной) группы обязаны представить в установленный в запросе (требовании) срок копии документов и материалов, относящихся к теме выездной проверки (ревизии), заверенные в установленном порядке, которые по окончании встречной проверки прилагаются к материалам выездной проверки (ревизии).
По результатам обследования оформляется заключение, которое прилагается к материалам выездной проверки (ревизии).
Обследование
32. Обследование (за исключением обследования, проводимого в рамках камеральных и выездных проверок (ревизий) проводится в порядке и сроки, установленные для выездных проверок (ревизий).
33. В ходе обследования членами проверочной (ревизионной) группы или должностным лицом проводятся исследования, испытания, измерения (контрольные обмеры) для определения состояния определенной сферы деятельности объекта контроля.
IV. Оформление результатов контрольного мероприятия
34. Оформление результатов контрольного мероприятия (за исключением обследования, проводимого в рамках камеральных и выездных проверок (ревизий), встречной проверки) осуществляется в срок не более 15 рабочих дней с даты окончания контрольных действий.
35. Оформление результатов контрольного мероприятия при обследовании, проводимом в рамках камеральных и выездных проверок, ревизий, встречной проверке осуществляется в срок не более 3 рабочих дней с даты окончания контрольных действий.
36. При изложении результатов контрольного мероприятия должны быть обеспечены:
объективность, обоснованность, системность, доступность и лаконичность (без ущерба для содержания);
четкость формулировок описания содержания выявленных нарушений (недостатков);
логическая и хронологическая последовательность излагаемого материала в рамках каждого проверяемого вопроса;
изложение фактических данных только на основе документов, проверенных членами проверочной (ревизионной) группы или должностным лицом, при наличии исчерпывающих ссылок на них, а также фактических данных на основании действий по фактическому изучению.
37. Текст акта, заключения не должен содержать:
информацию, не имеющую отношения к теме контрольного мероприятия и/или не соответствующую проверяемому (обследуемому) периоду;
выводов, сведений и информации, не подтвержденных доказательствами, заверенными копиями документов, фото-, видеозаписями и иными средствами фиксации;
морально-этическую оценку действий должностных лиц и сотрудников объекта контроля.
38. При составлении акта, заключения также должны соблюдаться следующие требования:
результаты контрольного мероприятия должны излагаться последовательно в соответствии с вопросами, указанными в приказе (распоряжении), в объеме, необходимом для формирования выводов по результатам проведения контрольного мероприятия;
при выявлении однородных нарушений и (или) недостатков может быть дана их обобщенная характеристика, иллюстрируется их наиболее значимые факты и примеры (детальная информация о всех выявленных нарушениях и недостатках формируется с использованием приложений к акту, заключению);
текст акта, заключения не должен содержать повторений, а при использовании каких-либо специальных терминов и сокращений они должны быть объяснены;
при необходимости изложения большого объема информации в тексте акта, заключения или приложениях могут использоваться наглядные средства (фотографии, рисунки, таблицы, графики и т.п.).
Суммы выявленных нарушений указываются раздельно по годам, в которых допущены нарушения, видам средств (в том числе бюджетные средства, средства, предоставленные из бюджета,), кодам бюджетной классификации Российской Федерации (для финансовых органов, главных распорядителей (распорядителей, получателей) бюджетных средств, главных администраторов (администраторов) доходов бюджета, главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита бюджета), видам объектов государственной (муниципальной) собственности и формам их использования.
Суммы выявленных нарушений проставляются цифрами в валюте Российской Федерации, в рублях и копейках. Показатели, выраженные в иностранной валюте, приводятся в этой иностранной валюте и в сумме в рублях и копейках, определенной по официальному курсу этой иностранной валюты к рублю, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату совершения соответствующих операций.
39. Акт, заключение может дополняться приложениями. Приложениями к акту, заключению являются:
акт встречной проверки;
заключение по результатам проведенного в рамках проверки (ревизии) обследования;
ведомости, сводные ведомости;
иные документы, подтверждающие результаты контрольного мероприятия.
40. Акт, заключение подписывает руководитель проверочной (ревизионной) группы или должностное лицо.
41. Форма акта, заключения устанавливается Минфином России.
42. Акт, заключение составляются в одном экземпляре.
43. Копия акта, заключения вручается руководителю объекта контроля, его уполномоченному представителю или направляется объекту контроля.
44. Не допускается внесение в акт, заключение каких-либо изменений на основании замечаний (возражений, пояснений) руководителя и (или) иных уполномоченных должностных лиц объекта контроля и дополнительно представляемых ими по окончании контрольного мероприятия информации и документов.
45. Объекты контроля вправе представить письменные замечания (возражения, пояснения) на акт, заключение (за исключением обследования, проводимого в рамках камеральных и выездных проверок (ревизий), в течение 5 рабочих дней со дня получения акта, заключения.
46. Выявленные в ходе контрольного мероприятия нарушения (недостатки) подтверждаются копиями соответствующих документов, заверенными оттиском штампа "Копия верна" и подписью руководителя объекта контроля (иного уполномоченного лица). Копии электронных документов заверяются электронной подписью, распечатываются на бумажном носителе и заверяются в порядке, установленном для заверения бумажных копий электронных документов. Оформление документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации по защите государственной тайны.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.