Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
(подготовлен МЧС России 10.02.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 18.10.2017 N Пр-2107 (далее - Перечень).
В соответствии с подпунктом "г" пункта 2 Перечня требуется внести в законодательство Российской Федерации изменения, предусматривающие определение особенностей осуществления выплат иностранным гражданам и лицам без гражданства, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон) закреплено, что граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайной ситуации.
Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации (Определение от 20 января 2016 г. N 18-АПГ15-35) положения Закона свидетельствуют об изъятии иностранных граждан и лиц без гражданства из принципа национального режима при осуществлении единовременных денежных выплат в случае чрезвычайных ситуаций.
В этой связи законопроектом предлагается внести соответствующие изменения в статью 18, распространив ее на иностранных граждан и лиц без гражданства.
Принимая во внимание сравнительно небольшое количество проживающих на территории Российской Федерации лиц без гражданства (по информации МВД России по состоянию на 1 декабря 2019 г. - 5592 чел.), которое уменьшается с каждым годом, представляется целесообразным перечисленные в пункте 1 статьи 18 права закрепить за лицами без гражданства наравне с российскими гражданами.
При решении вопроса об определении особенностей осуществления выплат иностранным гражданам представляется целесообразным руководствоваться принципами паритета и защиты прав российских граждан, проживающих за рубежом. Исходя из этого предлагается дополнить статью 18 пунктом, посвященным правам иностранных граждан, предусмотрев, что иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют права, указанные в абзацах 2-6 пункта 1 статьи 18, а правами, перечисленными в абзацах 7-12 пункта 1 указанной статьи, обладают в случае наличия международных договоров, закрепляющих аналогичные права для граждан Российской Федерации, проживающих за рубежом.
Это могут быть специально заключаемые международные соглашения по вопросам социального обеспечения граждан, пострадавших в чрезвычайной ситуации, а также уже действующие международные договоры, приравнивающие правовое положение иностранных граждан к правовому положению российских граждан. Например, Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Армения, и граждан Республики Армения, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, от 29 августа 1997 г.
Учитывая, что обязанности, указанные в статье 19 Закона, актуальны не только для граждан Российской Федерации, но также для иностранных граждан и лиц без гражданства, законопроектом предлагается распространить действие статьи на все категории лиц.
С учётом предлагаемых изменений в статьи 18 и 19 Закона необходимо также внести соответствующие изменения в статьи 10, 11 и 24 Закона.
Положения законопроекта соответствуют Договору о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" потребует внесения изменений в акты Правительства Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.