Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(подготовлен Минпромторгом России 10.02.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение пункта 4 "б" раздела II протокола Военно-промышленной комиссии под председательством Президента Российской Федерации от 19 сентября 2019 г. N 1.
Законопроектом предусматривается, что Правительство Российской Федерации утверждает минимальную долю закупок товаров российского происхождения, работ, услуг, для выполнения, оказания которых используется товар российского происхождения (далее - минимальная доля закупок) от общего годового объема закупаемых товаров, а также сферы закупок и перечень товаров российского происхождения, работ, услуг для выполнения минимальной доли закупок.
Введение обязанности осуществлять определенный объем закупок российских товаров позволит на постоянной основе ориентировать деятельность заказчиков на преимущественную закупку отечественной продукции, что положительным образом будет влиять на темпы роста потребления высокотехнологичной российской продукции.
Положения законопроекта направлены на поддержку российских товаропроизводителей, в том числе на решение вопросов диверсификации организаций оборонно-промышленного комплекса в части стимулирования выпуска высокотехнологичной гражданской продукции. Стимулирование производства такими организациями высокотехнологичной продукции гражданского назначения предусмотрено поручениями Президента Российской Федерации от 18 декабря 2018 г. N Пр-2423 и от 17 февраля 2018 г. N Пр-288.
Согласно ежегодному посланию Федеральному Собранию Российской Федерации Президентом Российской Федерации в декабре 2016 г. поставлена задача довести к 2025 г. долю гражданской продукции до 30 % от общего производства оборонно-промышленного комплекса, а к 2030-му - до 50 %.
Постоянное действие указанной доли закупок российских товаров позволит создать долговременный механизм точечной поддержки развития российского производства в целях стимулирования уровня экономического роста на отдельных отраслевых рынках, поддержки организаций оборонно-промышленного комплекса при производстве ими высокотехнологичной российской продукции, а также развитие кооперации.
Такой подход соответствует Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", которым предусмотрено достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года в части экономического развития. Достижение указанных целей может обеспечиваться через стимулирование локализации новых производств товаров на территории Российской Федерации.
Законопроект также направлен на изменение сложившейся практики осуществления государственных закупок на основании использования характеристик иностранной продукции, в том числе при реализации национальных проектов (программ), что негативным образом отражается на отечественных производителях.
В настоящее время ни Бюджетный кодекс Российской Федерации, ни Закон 44-ФЗ не предусматривают обязанности заказчиков формировать технические задания на основании характеристик и описаний российских товаров (работ, услуг).
Кроме того, в целях эффективной реализации положений законопроекта, связанных с установлением доли закупок российских товаров, предусмотрено наделение Правительства Российской Федерации рядом полномочий.
Принятие законопроекта не потребует выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета, а также бюджетов субъектов Российской Федерации.
Принятие положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, отсутствуют.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.