Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(подготовлен Минпромторгом России 10.02.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение пункта 4 "б" раздела II протокола Военно-промышленной комиссии под председательством Президента Российской Федерации от 19 сентября 2019 г. N 1.
Законопроектом предусматривается, что Правительство Российской Федерации утверждает сферы закупок и перечень товаров, на основании которых заказчик обязан выполнить минимальную долю закупок товаров российского происхождения, в том числе при закупке работ и услуг в общем годовом объеме закупаемых товаров.
В настоящее время более 80 % всех закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) осуществляются у единственного поставщика. Кроме того, заказчики при осуществлении таких закупок, как правило, отдают предпочтение иностранной продукции при имеющихся конкурентоспособных российских аналогах. Возможность использования заказчиками редких и избыточных характеристик, присущих только иностранной продукции не позволяет российским производителям подавать заявки с отечественной продукцией.
Введение обязанности осуществлять определенный объем закупок российских товаров позволит на постоянной основе ориентировать деятельность заказчиков на преимущественную закупку отечественной продукции, что положительным образом будет влиять на темпы роста потребления высокотехнологичной российской продукции.
Для указанной целей уточняется положение пункта 1 части 8 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, которым уже предоставлено Правительству Российской Федерации право устанавливать приоритет закупок товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.
В развитие данной нормы уже принято постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами". При этом в указанном постановлении определены конкретные механизмы реализации приоритета закупок российских товаров (работ, услуг), в том числе "третий лишний" и "ценовые преференции". Предлагаемый механизм по доле закупок российских товаров будет являться дополнительным инструментом реализации пункта 1 части 8 статьи 3 Закона N 223-ФЗ.
Положения законопроекта направлены на поддержку российских товаропроизводителей, в том числе на решение вопросов диверсификации организаций оборонно-промышленного комплекса в части стимулирования выпуска высокотехнологичной гражданской продукции. Стимулирование производства такими организациями высокотехнологичной продукции гражданского назначения предусмотрено поручениями Президента Российской Федерации от 18 декабря 2018 г. N Пр-2423 и от 17 февраля 2018 г. N Пр-288.
Согласно ежегодному посланию Федеральному Собранию Российской Федерации Президентом Российской Федерации в декабре 2016 г. поставлена задача довести к 2025 г. долю гражданской продукции до 30 % от общего производства оборонно-промышленного комплекса, а к 2030-му - до 50 %.
Постоянное действие указанной доли закупок российских товаров позволит создать долговременный механизм точечной поддержки развития российского производства в целях стимулирования уровня экономического роста на отдельных отраслевых рынках, поддержки организаций оборонно-промышленного комплекса при производстве ими высокотехнологичной российской продукции, а также развитие кооперации.
Законопроект предусматривает полномочия Правительства Российской Федерации:
определять долю закупок российских товаров, которые должны будут выполнить заказчики;
порядок подготовки и размещения заказчиком отчета о выполнении минимальной доли закупок товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами от общего годового объема закупаемых товаров;
порядок подготовки обоснования невозможности достижения заказчиком минимальной доли закупок российских товаров, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами;
уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий оценку выполнения заказчиком минимальной доли закупок товаров российского происхождения работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами от общего годового объема закупаемых товаров.
Законопроект направлен на выполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", которым предусмотрено достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года в части экономического развития. Достижение указанных целей может обеспечиваться через стимулирование локализации новых производств товаров на территории Российской Федерации.
Принятие законопроекта не потребует выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета, а также бюджетов субъектов Российской Федерации.
Принятие положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, отсутствуют.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.