Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 30 декабря 2008 г. N КА-А40/8445-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 29 декабря 2008 г.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 15.04.08, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.06.08, отклонено заявление ОАО "Оренбургнефть" ( далее- заявитель, общество) о признании недействительным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (МИ ФНС России по КН N 1, далее- инспекция, налоговый орган) от 26.10.2007 N 52/2492 в части отказа в возмещении НДС в сумме 7 321 962 руб.
Законность принятых по делу судебных актов проверена в порядке ст.ст. 284, 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой общества, которое просит решение и постановление отменить, требования удовлетворить.
Общество считает, что выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела и нарушают формирование единообразной практики арбитражных судов в толковании и применении норм права.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы, однако просил направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции для рассмотрения вопроса о наличии права на применение налоговых вычетов по счетам-фактурам NN 2 от 07.01.07 и 3 от 14.01.07, выставленным за услуги по организации транспортировки нефти и нефтепродуктов закрытым акционерным обществом "ОТЭКО", ссылаясь на то, что указанные счета-фактуры выставлены до помещения товаров под таможенный режим экспорта.
Представитель инспекции возражал против удовлетворения жалобы, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для её удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, оспариваемое заявителем решение принято по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации за май 2007 года, в которой заявлены вычеты на суммы налога, уплаченного в связи с реализацией на экспорт нефти и нефтепродуктов.
Указанным решением отказано в привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, обществу предложено уплатить НДС по сроку 20.06.2007 в сумме 7 321 962 руб., внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решение мотивировано необоснованным применением налоговых вычетов по ставке 18 % в отношении услуг, для которых законодателем установлено применение налоговой ставки 0 процентов.
Поддерживая выводы налогового органа, судебные инстанции исходили из того, что услуги ЗАО "ФОСКО" и МВА МТПП- по сертификации экспортируемых товаров, ЗАО "Транспортная корпорация" и ЗАО "ОТЭКО" -по обеспечению организации железнодорожных перевозок, транспортно-экспедиторскому обслуживанию, ООО "Эксприм сервис"- по организации перевалки нефти в порту г. Новороссийска на танкеры, ОАО "АК Транснефть"- по обеспечению транспортировки нефти трубопроводным транспортом по территории Беларуси, Украины, Латвийской Республики, Литовской Республики, Республики Казахстан, ЗАО "СЖС Восток Лимитед"- по осуществлению контроля за количеством и качеством нефти и нефтепродуктов, представляют собой единый перевозочный процесс, включающий в себя не только услуги по транспортировке нефти на экспорт, но также сопутствующие информационные, организационные, транспортно-экспедиторские услуги по сопровождению транспортируемого товара, которые в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации подлежат налогообложению по налоговой ставке 0 процентов, как связанные с транспортировкой грузов на экспорт.
При этом суды указали, что данные услуги оказаны обществу в процессе вывоза товара за пределы таможенной территории Российской Федерации; их связь с экспортом товаров заявителем не оспаривается, поскольку право на применение налоговых вычетов по этим услугам заявлено в рассматриваемой декларации по НДС; все названные услуги так или иначе связаны и способствуют вывозу товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Вывод судов соответствует материалам дела и действующему налоговому и таможенному законодательству, а также сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.04.2008 г. N 14439/07 правовой позиции, согласно которой предусмотренные п.п. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ операции подлежат налогообложению по налоговой ставке 0 процентов при условии, что по характеру самих операций они могут осуществляться только в отношении экспортных товаров.
В нарушение положений п. 1 ст. 65 АПК РФ заявитель не доказал, что оказанные ему услуги по сертификации, контролю качества, перевалке товаров в порту по своему характеру не относятся к экспорту товаров.
Что касается организации сопровождения и транспортировки товаров как по территории Российской Федерации, так и за её пределами, то агентские услуги ОАО "АК Транснефть" по организации транспортировки нефти по территории стран СНГ и Балтии, как и услуги ЗАО "Транспортная корпорация" оказаны после помещения товаров под таможенный режим экспорта на основе временных ГТД, что предопределяет обязанность применения к ним налоговой ставки 0 процентов. Довод заявителя о том, что ЗАО "Транспортная корпорация" оказывало также услуги по возврату порожних цистерн, не облагаемые налоговой ставкой 0 процентов, не подтверждаются материалами дела, так как в выставленных этой организацией счетах-фактурах услуга по возврату вагонов отдельно не поименована, и её стоимостное выражение не выделено.
Договором ТВХ-0354/06 от 01.05.06 между ЗАО "ОТЭКО" и ОАО "ТНК-ВР-Холдинг" (комиссионер заявителя, который перевыставил ему счета-фактуры ЗАО "ОТЭКО") предусмотрено оказание услуг по организации транспортировки нефти и нефтепродуктов в железнодорожных собственных/арендованных цистернах исполнителя по маршрутам, согласованным сторонами.
Счета-фактуры NN 2 от 07.01.07 и 3 от 14.01.07 действительно выставлены ЗАО "ОТЭКО" до проставления таможенным органом отметки "выпуск разрешен" на временных ГТД, однако из смысла и содержания счетов-фактур и актов оказанных услуг можно сделать вывод о том, что услуги транспортировки были оказаны в отношении экспортируемого товара.
Об этом свидетельствует то, что исполнитель указал в счетах-фактурах и актах оказанных услуг, что станциями назначения являются, в частности, ст.Грушевая-экспорт, ст. Кавказ-экспорт ( том 2, л.д.147-148, том 3, л.д.1,2).
Таким образом, сторонами договора согласованы маршруты следования товара, однозначно указывающие целевое направление грузов- на экспорт.
При таком положении вещей у ОАО "ТНК-ВР-Холдинг" отсутствовали основания для выставления заявителю счетов-фактур с налоговой ставкой 18 процентов, а у заявителя- основания для предъявления указанных в счетах-фактурах сумм налога к вычету.
Изложенные обстоятельства позволяют сделать вывод о правомерном отказе заявителю в возмещении заявленной суммы налога. В связи с указанным основания для направления дела на новое рассмотрение отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 15 апреля 2008 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 июня 2008 года по делу N А40-6177/08-118-26 оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "Оренбургнефть" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 30 декабря 2008 г. N КА-А40/8445-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании