Проект Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части правоотношений, возникающих при использовании автономных судов"
(подготовлен Минпромторгом России 02.03.2020 г.)
Вносится Правительством
Российской Федерации
Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части правоотношений, возникающих при использовании автономных судов
Статья 1
Внести в часть шестнадцатую статьи 9 Федерального Закона от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 17, ст. 594; Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 16, ст. 1861; 1996, N 50, ст. 5610; 1999, N 23, ст. 2808; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; 2005, N 10, ст. 763; 2006, N 27, ст. 2877; 2007, N 1, ст. 29; N 50, ст. 6245; 2011, N 15, ст. 2021; N 17, ст. 2313; N 23, ст. 3256; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 23, ст. 2868; 2014, N 26, ст. 3386; 2015, N 1, ст. 57; 2018, N 31, ст. 4859) изменения следующего содержания:
1) после слов "Капитан судна" дополнить словами "или судовладелец автономного судна";
2) слова "администрации ближайшего российского морского, речного порта" заменить словами "капитану ближайшего российского морского порта, администрации ближайшего бассейна внутренних водных путей".
Статья 2
Внести в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2207; 2005, N 52, ст. 5581; 2007, N 46, ст. 5557, N 50, ст. 6246; 2009, N 29, ст. 3625; 2011, N 25, ст. 3534, N 45, ст. 6335; 2012, N 18, ст. 2128; 2013, N 30, ст. 4058; 2014, N 48, ст. 6659; 2015, N 29, ст. 4339; 2016, N 27, ст. 4215; 2018, N 32, ст. 5089; 2019, N 48, ст. 6739) следующие изменения:
1) дополнить статью 7 новым пунктом 7:
"7. Под автономным судном в настоящем Кодексе понимается самоходное судно, процессы управления которым частично или полностью могут осуществляться в автоматическом режиме без участия членов экипажа судна. В зависимости от степени автоматизации автономное судно является:
полуавтономным судном если степень автоматизации судна позволяет не осуществлять постоянный контроль за судовыми машинами, механизмами и приборами (нести ходовую вахту), а также не осуществлять постоянное управление движением судна силами экипажа судна, который ведет общее наблюдение за судном и, в случае необходимости, осуществляет управление судном, его машинами и механизмами, или не осуществлять управление движением судна силами экипажа, который ведет общее наблюдение за судном и, в случае необходимости, принимает меры по восстановлению нормальной работы судовых машин, механизмов и приборов;
полностью автономным судном, если степень автоматизации судна позволяет судну осуществлять плавание без экипажа на борту при наблюдении за судном и управлении его движением персоналом, находящимся вне судна, или без постоянного мониторинга и управления персоналом, находящимся вне судна.";
2) пункт 2 статьи 24 после слов "правила технического наблюдения за изготовлением материалов и изделий для судов," дополнить словами "правила классификации автономных судов и правила присвоения категорий автономным судам";
3) статью 25 дополнить новыми пунктами 3 и 4:
"3. Полностью автономное судно не должно иметь радиожурнал, судовую роль, судовой журнал, машинный журнал и санитарный журнал, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи.
4. Судовые документы полностью автономного судна ведутся и предъявляются контролирующим органам по их требованию судовладельцем в электронном виде и могут не находиться на борту судна.";
4) статью 27 дополнить новыми пунктами 3 и 4:
"3. Маломерное полностью автономное судно не должно иметь судовую роль, предусмотренную пунктом 1 настоящей статьи.
4. Судовой билет автономного судна не имеющего экипажа может не находится на борту судна и предъявляется контролирующим органам судовладельцем или его представителем в электронном виде.";
5) пункт 7 статьи 33 дополнить новым подпунктом 9:
"9) автономные суда.";
6) в статье 52:
а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. В состав экипажа судна, за исключением полностью автономного судна, входят капитан судна, другие лица командного состава судна и судовая команда. Члены экипажей полуавтономных судов могут совмещать выполнение различных по роду своей деятельности функций при соблюдении установленного режима труда и отдыха.
Полностью автономное судно экипажа не имеет.";
б) в пункте 2 после слов "командному составу" дополнить словами "(при наличии)";
в) в пункте 3 после слов "Судовая команда" дополнить словами "(при наличии)";
г) пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4. Экипаж маломерного судна, за исключением маломерного полностью автономного судна, может состоять из одного лица, являющегося судоводителем маломерного судна. Маломерное полностью автономное судно экипажа не имеет.";
7) в статье 53:
а) в пункте 1 после слов "Каждое судно" дополнить словами ", за исключением полностью автономного судна,";
б) в пункте 2:
абзац первый дополнить предложением: ". Положение о минимальном составе экипажа автономного судна должно учитывать степень автоматизации автономного судна.";
дополнить новым абзацем следующего содержания:
"В отношении полностью автономного судна свидетельство о минимальном составе экипажа судна, обеспечивающего безопасность, не выдается.";
8) статью 73 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"В случае смерти, болезни или иной причины, препятствующих капитану автономного судна выполнять свои служебные обязанности, обязанности капитана автономного судна возлагаются на члена экипажа автономного судна по решению судовладельца судна.";
9) в главе IV:
а) наименование изложить в следующей редакции:
"ГЛАВА IV. ЭКИПАЖ СУДНА. КАПИТАН СУДНА. СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПЕРСОНАЛ";
б) дополнить новым параграфом третьим следующего содержания:
"§ 3. СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПЕРСОНАЛ";
в) параграф третий дополнить статьями 73.1, 73.2 и 73.3 следующего содержания:
"Статья 73.1. Специальный персонал
1. Лица, относящиеся к специальному персоналу:
1) должностные лица в связи с исполнением ими служебных обязанностей в пределах своих должностных полномочий пограничного, таможенного, санитарного, портового, транспортного и иного государственного контроля или надзора;
2) лица, участвующие в работах по поиску, разведке и добыче полезных ископаемых, в проведении строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, в спасательной операции, мероприятиях по охране водных объектов, подъему затонувшего имущества, в расследовании транспортных происшествий, научных исследованиях, лоцманской и ледокольной проводке;
3) лица, перевозимые на другие суда в целях смены экипажей этих судов или выполнения работ на этих судах, а также лица, следующие на автономны суда для выполнения работ, в том числе по обслуживанию автономного судна и управления им.
2. Перевозка специального персонала допускается на судне, имеющем свидетельство судна специального назначения и перевозки специального персонала, подтверждающее соответствие такого судна требованиям правил, предусмотренных пунктом 2 статьи 24 настоящего Кодекса, в части судов специального назначения и перевозки специального персонала, выданное российской организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов, или иностранным классификационным обществом в пределах полномочий, предусмотренных пунктом 2 статьи 22 настоящего Кодекса, или имеющих пассажирское свидетельство, предусмотренное подпунктом 3 пункта 1 статьи 25 настоящего Кодекса, и на борту которого имеются в наличии спасательные средства, соответствующие количеству членов экипажа судна и количеству перевозимых лиц специального персонала.
Статья 73.2. Права и обязанности судовладельца, на судах которого осуществляется перевозка специального персонала
В целях перевозки специального персонала судовладелец обеспечивает разработку и применение системы управления безопасностью судном, включающую меры по предотвращению загрязнения окружающей среды, действия работников судовладельца, включая членов экипажа судна, в случае возникновения связанных с судном опасностей, аварийных ситуаций, учитывающую нахождение на борту судна лиц из числа специального персонала.
Судовладелец вправе отказать в перевозке специального персонала в случае, если количество специального персонала превышает количество индивидуальных и коллективных спасательных средств на судне, а также количество мест, предусмотренных для размещения на судне.
Статья 73.3. Права и обязанности капитана судна, осуществляющего перевозку специального персонала
Капитан судна, после получения от судовладельца информации о планируемом к перевозке специальном персонале (фамилия, имя, отчество (при наличии), гражданство, должность, дата и место рождения, вид и номер документа, удостоверяющего личность), составляет Список, содержащий следующие сведения:
о судне:
название судна;
идентификационный номер судна, присвоенный службой капитана порта или Международной морской организацией;
наименование судовладельца (для российских юридических лиц), или фамилия, имя, отчество (при наличии) (для граждан Российской Федерации);
государство флага судна;
позывной сигнал судна;
о лицах, указанных в пункте 1 статьи 73.1 настоящего Кодекса:
фамилия, имя, отчество (при наличии);
гражданство;
должность;
дата и место рождения;
вид и номер документа, удостоверяющего личность.
Список заполняется с использованием машинописных средств или от руки разборчивым почерком и заверяется капитаном судна и судовой печатью (при наличии).
После окончания посадки специального персонала на судно капитан судна или уполномоченное им лицо в возможно короткие сроки организует со специальным персоналом инструктаж по оставлению судна в аварийных ситуациях и действиям по шлюпочной тревоге. При проведении инструктажа специальный персонал должен быть ознакомлен со значением сигналов тревог, расписанием по тревогам, с обязанностями и местом сбора по тревогам, с местом расположения на судне индивидуальных и коллективных спасательных средств, планом эвакуации, номером и местом нахождения коллективного спасательного средства, за которым закреплен специальный персонал по шлюпочной тревоге, приемами применения индивидуальных спасательных средств, требованиям пожарной безопасности.
Капитаном судна или уполномоченным им лицом не допускается к перевозке лицо, относящееся к специальному персоналу, не предъявившее документ, удостоверяющий личность или предъявившее документ, не соответствующий данным, указанным в Списке, а также лицо, находящееся в состоянии алкогольного и (или) наркотического опьянения."
10) статью 83 после слов "находящиеся в порту суда" дополнить словами ", за исключением автономных судов,";
11) в статье 90:
а) в абзаце первом слова "капитан судна" заменить словом "судно";
б) абзац второй после слов "Капитан судна" дополнить словами "(судовладелец автономного судна)";
12) в статье 91:
а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. В районах, в которых лоцманская проводка судов является необязательной, судовладелец может воспользоваться услугами лоцмана, если сочтет, что в этом есть необходимость.";
б) предложение второе пункта 3 после слов "капитан судна" дополнить словами "(судовладелец автономного судна)";
13) в статье 93:
а) пункт 1 после слов "капитану судна" дополнить словами "(при его наличии)";
б) пункт 2 после слов "Капитан судна" дополнить словами "или судовладелец автономного судна";
14) в пункте 1 статьи 94 после слов "Капитан судна" дополнить словами "или судовладелец автономного судна";
15) в статье 95:
а) наименование статьи после слов "капитаном судна" дополнить словами "или судовладельцем автономного судна";
б) в пункте 1:
абзац первый дополнить предложением: "Судовладелец автономного судна заблаговременно предоставляет лоцману точные данные об осадке, о длине, ширине и вместимости судна, которые вносятся в лоцманскую квитанцию, подписываемую представителем владельца автономного судна.";
абзац второй после слов "капитана судна" дополнить словами "или от судовладельца автономного судна (его представителя)";
16) дополнить новой главой VI.1.:
"ГЛАВА VI.1. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ АВТОНОМНЫМИ СУДАМИ
Статья 1061. Управление автономным судном
1. В зависимости от степени автоматизации управление автономным судном, в том числе судовождение, обеспечение безопасности плавания судна, обеспечение защиты морской среды, осуществляется в автоматическом режиме под наблюдением экипажа судна (при его наличии) и под наблюдением специалистов судовладельца, находящихся вне судна. Судовладелец может поручить компетентной в области автономного судоходства организации осуществление наблюдения за судном и управления судном специалистами такой организации, находящимися вне судна, при этом ответственность за безопасное управление судном в любом случае остается за судовладельцем.
2. Судовладелец автономного судна должен назначить лицо (лиц), ответственное за безопасное управление в отношении каждого автоматного судна.
3. Судовладелец автономного судна обеспечивает непрерывное наблюдение и, в случае необходимости, управление автономным судном специалистами, находящимися вне судна.
4. Полностью автономное судно, уровень автоматизации которого позволяет автономному судну осуществлять самостоятельное плавание от места отправления до места назначения без непрерывного наблюдения и управления, освобождается от требования непрерывного наблюдения и управления специалистами, находящимися вне судна.
Статья 1062. Обязанность судовладельца автономного судна в случае военных действий или иных случаях военной опасности
В случае военных действий в районе расположения порта отправления или порта назначения судна либо в районе, через который судно должно пройти, а также в иных случаях военной опасности судовладелец автономного судна обязан принять все меры по недопущению уничтожения, повреждения и захвата судна, находящихся на нем людей, документов, а также грузов и другого имущества.
Статья 1063. Представление интересов судовладельца и груза автономного судна
Интересы судовладельца и грузовладельца груза автономного судна представляются судовладельцем и грузовладельцем самостоятельно или уполномоченными ими лицами.
Статья 1064. Лоцманская проводка автономного судна
Судовладелец автономного судна должен обеспечить безопасные условия посадки и высадки лоцмана на автономном судне, не имеющем экипажа, а также доступ лоцмана к органам управления судном. Лоцман поднимается на борт автономного судна, не имеющего экипажа, в сопровождении, либо после подъема на борт автономного судна, представителя (представителей) судовладельца, имеющего достаточную квалификацию по управлению автономным судном. Такой представитель (представители) судовладельца не является членом экипажа судна.
При наличии экипажа на борту автономного судна лоцманская проводка такого судна осуществляется в соответствии с положениями главы VI настоящего Кодекса.
В районах обязательной лоцманской проводки судов полностью автономное судно может быть освобождено от обязательной лоцманской проводки распоряжением капитана морского порта по заявлению судовладельца автономного судна.
Лоцман не вправе без согласия представителя судовладельца автономного судна оставить судно раньше, чем поставит судно на якорь, ошвартует судно в безопасном месте, выведет судно в море или будет сменен другим лоцманом.
Присутствие на судне лоцмана не устраняет ответственность судовладельца автономного судна и его представителя на судне за безопасное управление автономным судном.
При наличии достаточных оснований для сомнений в правильности рекомендаций лоцмана представитель судовладельца автономного судна вправе в целях безопасного плавания судна отказаться от услуг данного лоцмана. В случае, если лоцманская проводка судна является обязательной, представитель судовладельца автономного судна должен потребовать заменить лоцмана.
Статья 1065. Специалисты по управлению автономными судами
Дистанционное управление автономным судном или оказание помощи в управлении автономным судном экипажу автономного судна должен осуществлять специалист, имеющий опыт работы не менее 3 лет в должности капитана или старшего помощника капитана морского судна валовой вместимостью не менее 3000 т и прошедший дополнительную подготовку в области управления автономными судами в морской образовательной организации, или специалист, имеющий высшее техническое образование и прошедший расширенную подготовку в морской образовательной организации по программе управления автономными судами.";
17) в пункте 1 статьи 124 после слов "укомплектовать его экипажем" дополнить словами "(за исключением полностью автономного судна)";
18) в статье 153:
а) в пункте 2:
слова "капитан судна вправе выгрузить груз" заменить словами "перевозчик вправе выгрузить груз";
слова "по мнению капитана судна" заменить словами "по мнению перевозчика";
б) в пункте 3:
в предложении первом слова "капитан судна" заменить словом "перевозчик";
в предложении втором слова "с момента отправки уведомления перевозчиком капитан судна" заменить словом "перевозчик";
в предложении третьем слова "капитан судна" заменить словом "перевозчик";
19) в статье 203:
а) пункт 1 после слов "по укомплектованию судна экипажем" дополнить словами "(за исключением полностью автономного судна)";
б) пункт 3 дополнить словами "(при наличии)";
20) дополнить статью 206 новым пунктом следующего содержания:
"3. Действие настоящей статьи на распространяется на автономные суда.";
21) в статье 338:
а) первое предложение после слов "капитан судна" дополнить словами "или представитель судовладельца автономного судна";
б) предложение второе после слов "или судовладелец" дополнить словами "(представитель судовладельца)".
22) пункт 1 статьи 394 после слов "капитан судна" дополнить словами "или представитель судовладельца автономного судна";
23) в пункте 1 статьи 399:
а) после слов "капитан судна" дополнить словами "или представитель судовладельца";
б) после слов "судовой журнал" дополнить словами "при его наличии";
24) статью 400 изложить в следующей редакции:
"Статья 400. Составление акта о морском протесте
Нотариус или должностное лицо консульского учреждения Российской Федерации на основании заявления капитана судна или представителя судовладельца, данных судового журнала (при его наличии), опроса капитана судна и в случае необходимости других членов экипажа судна (при наличии экипажа) или на основании иных, представленных представителем судовладельца, доказательств составляет акт о морском протесте и заверяет его своей подписью и гербовой печатью.".
Статья 3
Внести в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст. 1001; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 30; N 19, ст. 3625; 2009, N 52, ст. 6450; 2011, N 15, ст. 2020; N 29, ст. 4294; N 45, ст. 6335; 2012, N 18, ст. 2128; N 26, ст. 3446; N 31, ст. 4320; 2015, N 1, ст. 55; N 29, ст. 4356; 2016, N 27, ст. 4300; 2019; N 31, ст. 4453) следующие изменения:
1) дополнить статью 3 абзацами следующего содержания:
"автономное судно - самоходное судно, процессы управления которым частично или полностью могут осуществляться в автоматическом режиме без участия членов экипажа судна;
полуавтономное судно - автономное судно, степень автоматизации которого позволяет не осуществлять постоянный контроль за судовыми машинами, механизмами и приборами (нести ходовую вахту), а также не осуществлять постоянное управление движением судна силами экипажа судна, который ведет общее наблюдение за судном и, в случае необходимости, осуществляет управление судном, его машинами и механизмами, или не осуществлять управление движением судна силами экипажа, который ведет общее наблюдение за судном и, в случае необходимости, принимает меры по восстановлению нормальной работы судовых машин, механизмов и приборов;
полностью автономное судно - автономное судно, степень автоматизации которого позволяет судну осуществлять плавание без экипажа на борту при наблюдении за судном и управлении его движением персоналом, находящимся вне судна, или без постоянного мониторинга и управления персоналом, находящимся вне судна.";
2) в статье 14:
а) пункт 8 дополнить предложением "Судовые документы полностью автономного судна ведутся и предъявляются контролирующим органам судовладельцем или его представителем в электронном виде и могут не находиться на борту судна."
б) дополнить новым пунктом 9 следующего содержания:
"9. Полностью автономное судно не должно иметь радиожурнал, судовую роль, судовой журнал, машинный журнал и санитарный журнал, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи.";
3) в статье 26:
а) в пункте 1:
после слов "В состав экипажа судна" дополнить словами "(за исключением автономного судна)";
дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"Полностью автономное судно экипажа не имеет.";
б) пункт 4 дополнить предложениями следующего содержания:
"Положение о минимальном составе экипажей судов должно учитывать степень автоматизации автономного судна. Полностью автономное судно экипажа не имеет.";
в) пункт 5 дополнить предложением следующего содержания:
"Для полностью автономного судна судовая роль не составляется.";
г) пункт 6 дополнить предложением следующего содержания:
"Маломерное полностью автономное судно экипажа не имеет.";
4) пункт 2 статьи 30 дополнить предложением следующего содержания:
"Функции управления судном, включая судовождение, в отношении полуавтономного судна могут исполняться судовыми автоматическими устройствами или специалистами судовладельца, находящимися вне автономного судна.";
5) в абзаце втором пункта 2 статьи 34:
а) предложение первое после слов "экипажа судна" дополнить словами "(за исключением полностью автономного судна)";
б) предложение второе после слова "Судно" дополнить словами "(за исключением полностью автономного судна)";
6) предложение первое абзаца четвертого пункта 2 статьи 35 дополнить словами ", правила классификации автономных судов и правила присвоения категорий автономным судам";
7) в статье 41:
а) в абзаце первом пункта 2:
после слов "капитану судна" дополнить словами "(представителю судовладельца автономного судна)";
после слов "капитан судна" дополнить словами "или судовладелец автономного судна";
б) в пункте 5:
предложение первое после слов "капитана судна" дополнить словами "(судовладельца автономного судна)";
предложение второе после слов "капитан судна" дополнить словами "(судовладелец автономного судна)";
предложение третье после слов "капитан судна" дополнить словами "(судовладелец автономного судна)";
8) дополнить новой главой VI.1.:
"ГЛАВА VI.1. Особенности управления автономными судами
Статья 411. Управление автономным судном
1. В зависимости от степени автоматизации управление автономным судном, в том числе судовождение, обеспечение безопасности плавания судна, обеспечение защиты окружающей среды, осуществляется в автоматическом режиме под наблюдением экипажа судна (при его наличии) и под наблюдением специалистов судовладельца, находящихся вне судна. Судовладелец может поручить компетентной в области автономного судоходства организации осуществление наблюдения за судном и управления судном специалистами такой организации, находящимися вне судна, при этом ответственность за безопасное управление судном в любом случае остается за судовладельцем.
2. Судовладелец автономного судна должен назначить лицо (лиц), ответственное за безопасное управление в отношении каждого автоматного судна. Такое лицо может быть назначено от имени судовладельца компетентной в области автономного судоходства организацией и быть работником этой организации.
3. Судовладелец автономного судна обеспечивает непрерывное наблюдение и, в случае необходимости, управление автономным судном специалистами, находящимися вне судна.
4. Полностью автономное судно, уровень автоматизации которого позволяет автономному судну осуществлять самостоятельное плавание от места отправления до места назначения без непрерывного наблюдения и управления, освобождается от требования непрерывного наблюдения и управления специалистами, находящимися вне судна.
Статья 412. Представление интересов судовладельца и груза автономного судна
Интересы судовладельца и грузовладельца груза автономного судна представляются судовладельцем и грузовладельцем самостоятельно или уполномоченными ими лицами.
Статья 413. Лоцманская проводка автономного судна
Судовладелец автономного судна должен обеспечить безопасные условия посадки и высадки лоцмана на автономном судне, не имеющем экипажа, а также доступ лоцмана к органам управления судном. Лоцман поднимается на борт автономного судна, не имеющего экипажа, в сопровождении, либо после подъема на борт автономного судна представителя (представителей) судовладельца, имеющего достаточную квалификацию по управлению автономным судном. Такой представитель (представители) судовладельца не является членом экипажа судна.
Лоцманская проводка полностью полуавтономного судна осуществляется в соответствии с положениями главы VI настоящего Кодекса.
В районах обязательной лоцманской проводки судов полностью автономное судно может быть освобождено от обязательной лоцманской проводки распоряжением капитана морского порта по заявлению судовладельца автономного судна.
Лоцман не вправе без согласия представителя судовладельца автономного судна оставить судно раньше, чем поставит судно на якорь, ошвартует судно в безопасном месте, выведет судно в море или будет сменен другим лоцманом.
Присутствие на судне лоцмана не устраняет ответственность судовладельца автономного судна и его представителя на судне за безопасное управление автономным судном.
При наличии достаточных оснований для сомнений в правильности рекомендаций лоцмана представитель судовладельца автономного судна вправе в целях безопасного плавания судна отказаться от услуг данного лоцмана. В случае, если лоцманская проводка судна является обязательной, представитель судовладельца автономного судна должен потребовать заменить лоцмана.
Статья 414. Специалисты по управлению автономными судами
Дистанционное управление автономным судном или оказание помощи в управлении автономным судном экипажу автономного судна должен осуществлять специалист, имеющий опыт работы не менее 3 лет в должности капитана или старшего помощника капитана судна и прошедший дополнительную подготовку в области управления автономными судами в образовательной организации, или специалист, имеющий высшее техническое образование и прошедший расширенную подготовку в образовательной организации по программе управления автономными судами.".
Статья 4
Статью 8 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 7, ст. 837; 2010, N 27, ст. 3415; 2013, N 30, ст. 4041; 2014, N 6, ст. 566; 2018, N 32, ст. 5135; 2019, ст. 31, ст. 4429) дополнить новым пунктом следующего содержания:
"5. Требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, предусмотренные настоящей статьей, должны учитывать сокращенный состав экипажей или отсутствие экипажей автономных транспортных средств.".
Статья 5
Внести в Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст. 5557; 2008, N 30, ст. 3616; 2011, N 30, ст. 4594; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 30, ст. 4058; 2016, N 27, ст. 4282; 2017, N 27, ст. 3945; N 30, ст. 4457; 2018, N 53, ст. 8451) следующие изменения:
1) дополнить подпункт 16 статьи 4 словами "а также участки морских путей, примыкающие к акватории морского порта, но не выходящие за пределы территориального моря Российской Федерации, в которых установлены особенности плавания автономных судов или в которых осуществляются испытания морской техники, в том числе автономных судов.";
2) в статье 13:
а) пункт 2 дополнить словами ", включая особенности плавания автономных судов в акваториях морских портов и на подходах к ним";
б) пункт 3 дополнить словами ", особенности регулирования захода автономных судов в морские порты и выхода автономных судов из морских портов";
3) в части 4 статьи 14:
а) пункт 2 дополнить словами ", а также особенности захода в морской порт и выхода из морского порта автономных судов";
б) пункт 3 дополнить словами "с учетом особенностей плавания в морском порту автономных судов";
в) пункт 4 дополнить словами ", правила взаимодействия систем управления движения судов с автономными судами";
4) дополнить пункт 1 статьи 15 словами ", системам обеспечения электронной навигации и обеспечения управления автономными судами в морском порту и на подходах к нему".
Статья 6
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с момента его официального опубликования.
Президент |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.