Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Конвенции о правовом статусе Каспийского моря"
(подготовлен МИД России 27.03.2020 г.)
Конвенция о правовом статусе Каспийского моря (далее - Конвенция) подписана в городе Актау (Республика Казахстан) 12 августа 2018 года и ратифицирована Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации (Федеральный закон от 1 октября 2019 года N 329-ФЗ "О ратификации Конвенции о правовом статусе Каспийского моря").
Конвенция регулирует комплекс вопросов, связанных с правами и обязательствами прибрежных государств в отношении использования Каспийского моря, включая его воды, дно и недра, и воздушное пространство над ним. Статья 4 данного международного договора указывает на то, что его участники осуществляют деятельность в Каспийском море в целях судоходства, промысла, использования и охраны водных биологических ресурсов, разведки и разработки ресурсов его дна и недр, а также иных видов деятельности в соответствии с Конвенцией, совместимыми с ней отдельными соглашениями сторон и их национальным законодательством. В настоящее время российские федеральные законы (за исключением некоторых положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и незначительного количества других актов) не содержат предписаний, подтверждающих возможность их применения на Каспии. С учетом этого, положения Конвенции не являются самоисполнимыми и с целью ее полноценной реализации на внутригосударственном уровне потребуется внесение ряда поправок в законодательство Российской Федерации.
Согласно Конвенции делимитация в Каспийском море проводится с учетом общепризнанных в международном праве норм и принципов, однако имеются свои особенности. Акватория Каспия разграничивается на внутренние воды, территориальные воды, рыболовные зоны и общее водное пространство, правовой режим которых российским законодательством не регламентирован.
Посредством рассматриваемого проекта федерального закона имеется в виду внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты: Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 года N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации", Закон Российской Федерации от 21 мая 1993 года N 5003-1 "О таможенном тарифе", Федеральный закон от 3 апреля 1995 года N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности", Федеральный закон от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", Федеральный закон от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", Федеральный закон от 30 апреля 1999 года N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации", Федеральный закон от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи", Федеральный закон от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах", Федеральный закон от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".
Предлагаемые изменения направлены на включение ряда норм Конвенции в поименованные федеральные законы с целью ее последующей беспрепятственной имплементации в частях акватории Каспийского моря, на которые после вступления данного международного договора в силу, соответственно, будут распространяться суверенитет, суверенные права и юрисдикция Российской Федерации.
Закон Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации", в частности, предлагается дополнить важным положением о том, что прохождение государственной границы в Каспийском море устанавливается по внешней границе территориальных вод.
Основополагающий принцип деятельности на Каспийском море, касающийся плавания в его акватории, прохода в (из) него исключительно судами под флагом прикаспийских государств, планируется отразить в Законе Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации", Федеральном законе "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", Федеральном законе "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" и Федеральном законе "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Большинство существенных изменений вносится в Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации". Это, прежде всего, относится к раскрытию правового содержания понятий внутренних вод и территориальных вод Российской Федерации в Каспийском море, особенностей их правовых режимов .
В Главе IV Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", сообразуясь с нормами Конвенции, будет зафиксировано принципиально значимое положение о том, что морские научные исследования в пределах территориальных вод Российской Федерации в Каспийском море и в пределах российского сектора Каспийского моря проводятся судами под флагами прикаспийских государств с письменного разрешения Российской Федерации и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации.
В Федеральном законе "О континентальном шельфе Российской Федерации", в частности, имеется в виду дать определение понятию "российский сектор в Каспийском море".
В Закон "О Государственной границе Российской Федерации", а также в федеральные законы "О Федеральной службе безопасности" и "О противодействии терроризму" вносятся изменения, определяющие полномочия органов федеральной службы безопасности в сфере охраны внутренних вод, территориальных вод, рыболовной зоны и российского сектора в Каспийском море.
Изменения, вносимые в Федеральный закон "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", призваны отразить особенности правового регулирования захода судов в порты Российской Федерации в Каспийском море.
В ряд положений Закона Российской Федерации "О недрах", Федерального закона "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации", Федерального закона "О связи" и Федерального закона "Об охране окружающей среды" вносятся изменения, направленные на распространение действия их положений, в зависимости от контекста, на внутренние воды, территориальные воды Российской Федерации, а также общее водное пространство и российский сектор в Каспийском море.
Федеральный закон "О таможенном тарифе" изменяется с учетом необходимости приведения используемой в нем терминологии в соответствие с понятийным аппаратом Конвенции.
Изменения в Федеральный закон "Об экологической экспертизе" в частности касаются дополнения объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня проектами по прокладке магистральных трубопроводов через российский сектор в Каспийском море.
Включение в рассматриваемый проект федерального закона отлагательного условия его вступления в силу связано с тем, что Конвенция до настоящею времени не действует. Начало действия изменений в поименованные законодательные акты не должно произойти раньше вступления Конвенции в силу во избежание коллизии между разными правовыми режимами, установленными национальным законодательством России и ее международными договорами.
Для исполнения федерального закона потребуется внести изменения в действующие нормативные правовые акты (приведены в соответствующем перечне).
Реализация федерального закона не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета Российской Федерации и не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие федерального закона не повлечет изменений объема полномочий и (или) компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления, не потребует выделения дополнительных ассигнований из бюджетов различных уровней и не приведет к сокращению их доходной части.
В проекте федерального закона не содержится положений, регулирующих правоотношения, предусмотренные пунктом 60 (1) Регламента Правительства Российской Федерации, в связи с чем он не подлежит оценке регулирующего воздействия.
Специальный представитель Президента Российской Федерации по делимитации и демаркации государственной границы Российской Федерации со странами |
И.Б.Братчиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.