Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, в части наделения Правительства Российской Федерации полномочиями по установлению требований к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений"
(подготовлен Минтрудом России 31.03.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 144 Трудового кодекса Российской Федерации, в части установления требований к отраслевым системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, в части установления требований к отраслевым системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений" (далее - законопроект) и направлен на наделение Правительства Российской Федерации полномочиями по установлению требований к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.
В соответствии со статьей 144 ТК РФ системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом, начиная с 2005 года регулирование систем оплаты труда государственных учреждений субъектов Российской Федерации относится к компетенции регионов и осуществляется путем принятия субъектами Российской Федерации нормативных правовых актов. Органы местного самоуправления устанавливают порядок и условия оплаты труда работников муниципальных учреждений.
Анализ практики реализации субъектами Российской Федерации своих полномочий показывает существенные межрегиональные различия условий оплаты труда, включая размеры окладов по одинаковым должностям в разных регионах. Согласно анализу региональной нормативной правовой базы в ряде регионов нормативные правовые акты, регулирующие системы оплаты труда, носят рекомендательный характер. При этом, во многих субъектах Российской Федерации принятие решения о системах оплаты труда и о размерах окладов полностью или частично передано на уровень учреждений.
Делегирование полномочий по установлению размеров окладов на уровень учреждений приводит к существенным различиям в их в размерах по одинаковым должностям. Таким образом, наблюдается необоснованная с точки зрения организации оплаты труда дифференциация окладов в разных учреждениях одного региона.
Законопроект дополняет статью 144 ТК РФ и направлен на наделение Правительства Российской Федерации правом устанавливать требования к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, включая требования установлению окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, применяемыми перечням и условиям назначения выплат компенсационного и стимулирующего характера. Одновременно с установлением требований к системам оплаты труда работников будет определятся сфера деятельности работников на которую распространяются требования, и срок, в течение которого необходимо привести условия оплаты труда работников в соответствие с требованиями, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Законопроект не устанавливает новых и не изменяет действующих обязательных требований. С учетом этого его рассмотрение на Правительственной комиссии по проведению административной реформы не требуется. При этом предполагается, что при реализации Правительством Российской Федерации полномочий, предусмотренных законопроектом, могут быть установлены требования к одной или нескольким отраслевым системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.
Создаст условия для совершенствования систем оплаты труда различных категорий работников бюджетной сферы. Дополнительная оценка социально-экономических, финансовых и иных последствий будет проводиться при подготовке соответствующих нормативных правовых актов.
Настоящий законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.