Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
(подготовлен Минэкономразвития России 03.04.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) разработан во исполнение пункта 17 поручения Правительства Российской Федерации 14 марта 2020 г. N ММ-П16-1825, а также на основании предложения Минюста России.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления отнесено осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами.
На федеральном уровне в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2017 г. N 179-ФЗ "Об основах приграничного сотрудничества" регламентированы полномочия органов местного самоуправления в сфере приграничного сотрудничества. Данным Федеральным законом определены полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований приграничного субъекта Российской Федерации в сфере приграничного сотрудничества, порядок заключения соглашений о приграничном сотрудничестве муниципальных образований приграничных субъектов Российской Федерации, а также иные вопросы.
В дополнение к этому порядок осуществления международных и внешнеэкономических связей органов местного самоуправления муниципальных образований приграничных субъектов Российской Федерации регулируется законами субъектов Российской Федерации.
При этом порядок осуществления международного сотрудничества органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации, не являющихся приграничными, в законодательстве Российской Федерации не определен. Действующая нормативная правовая база не позволяет субъектам Российской Федерации, не являющимися приграничными, регулировать международные и внешнеэкономические связи органов местного самоуправления.
Так, согласно статье 12 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
На основании части 1 статьи 4, частей 1 и 2 статьи 5, части 1 статьи 6 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в сфере местного самоуправления должны соответствовать Федеральному закону N 131-ФЗ; субъекты Российской Федерации в указанной сфере вправе осуществлять правовое регулирование только в случае и в порядке, установленном Федеральным законом N 131-ФЗ.
На основании пункта "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов относится установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения Российский Федерации и субъектов Российской Федерации до принятия федеральных законов.
Таким образом, по смыслу вышеуказанных норм в их взаимосвязи пункт 2 статьи 3 Федерального закона N 184-ФЗ должен применяться с учетом требований Федерального закона N 131-ФЗ.
В свою очередь, пунктом 8 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрено, что международные и внешнеэкономические связи органов местного самоуправления осуществляются в соответствии с федеральными законами.
В связи с этим проект федерального закона закрепляет в Федеральном законе 131-ФЗ полномочия субъектов Российской Федерации на регулирование вопросов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления международных и внешнеэкономических связей с иностранными партнерами.
Только при условии наделения таким полномочием субъектов Российской Федерации с учетом положений части 1 статьи 4, частей 1 и 2 статьи 5, части 1 статьи 6 Федерального закона N 131-ФЗ, части 2 статьи 3 Федерального закона N 184-ФЗ субъекты Российской Федерации будут вправе своими законодательными актами установить порядок осуществления органами местного самоуправления международных и внешнеэкономических связей с иностранными партнерами.
Проект федерального закона не создает новых расходных обязательств и не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Проект федерального закона не противоречит нормам Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., нормативным правовым актам Евразийского экономического союза, положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В проекте федерального закона отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Предлагаемые изменения не повлияют на достижение целей государственных программ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.