Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О требованиях к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(подготовлен Минпромторгом России 30.03.2020 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О требованиях к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - проект постановления) разработан в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2019 г. N ТГ-П12-5919.
Минпромторгом России был проведен анализ ранее заключенных контрактов на закупку медицинских изделий.
Для анализа структуры торгов было отобрано более 255 тыс. торгов за 2019 год на общую сумму закупок не менее 377 млрд руб.
Для целей анализа номенклатура медицинских изделий была разбита на 36 групп однотипной продукции, производимой на территории Российской Федерации и обеспечивающей потребности системы здравоохранения, а именно:
Группа Медицинских изделий |
Код ОКПД-2 |
Наименование кода |
Аппараты слуховые |
26.60.14.120 |
Аппараты слуховые |
Аптечки, наборы санитарные |
21.20.24.170 |
Аптечки и сумки санитарные для оказания первой помощи |
Бинты гипсовые |
21.20.24.132 |
Бинты гипсовые медицинские |
23.52.20.130 |
Гипс медицинский |
|
Бинты эластичные |
21.20.24.133 |
Бинты эластичные медицинские |
Бумага регистрирующая |
17.12.14.160 |
Бумага для аппаратов и приборов |
Зубы искусственные |
32.50.22.130 |
Зубы искусственные |
Изделия чулочно-носочные, применяемые в медицинских целях |
14.31.10.240 |
Изделия чулочно-носочные, применяемые в медицинских целях трикотажные или вязаные |
14.31.10.241 |
Чулки, применяемые в медицинских целях |
|
14.31.10.242 |
Гольфы, применяемые в медицинских целях |
|
14.31.10.243 |
Колготы, применяемые в медицинских целях |
|
14.31.10.249 |
Изделия чулочно-носочные прочие, применяемые в медицинских целях |
|
Инструменты для офтальмологии |
32.50.13.120 |
Инструменты и приспособления офтальмологические |
Инструменты для стоматологии |
32.50.11.000 |
Инструменты и приспособления стоматологические |
32.50.22.140 |
Приспособления зуботехнические |
|
Инструменты терапевтические |
32.50.21.111 |
Инструменты терапевтические |
Кардиостимуляторы |
26.60.14.110 |
Кардиостимуляторы |
Коляски инвалидные |
30.92.20.000 |
Коляски инвалидные, кроме частей и принадлежностей |
Костыли |
32.50.22.128 |
Костыли |
Линзы для очков, очки |
32.50.41.120 |
Линзы для очков из различных материалов |
32.50.42.110 |
Очки для коррекции зрения |
|
Линзы контактные |
32.50.41.110 |
Линзы контактные |
Марля, бинты |
13.20.44.120 |
Марля медицинская |
13.99.19.111 |
Вата медицинская гигроскопическая |
|
21.20.24.130 |
Бинты медицинские |
|
21.20.24.131 |
Бинты марлевые медицинские |
|
21.20.24.150 |
Изделия медицинские ватно-марлевые |
|
Мебель медицинская |
32.50.30.110 |
Мебель медицинская, включая хирургическую, стоматологическую или ветеринарную, и ее части |
Обувь ортопедическая |
32.50.22.150 |
Обувь ортопедическая и стельки ортопедические |
32.50.22.151 |
Обувь ортопедическая для взрослых |
|
32.50.22.152 |
Обувь ортопедическая для детей |
|
32.50.22.153 |
Стельки ортопедические |
|
Одежда медицинская |
14.19.32.120 |
Одежда из нетканых материалов |
Перевязочные материалы |
21.20.24.110 |
Материалы клейкие перевязочные |
21.20.24.140 |
Пакеты перевязочные медицинские |
|
21.20.24.160 |
Материалы перевязочные и аналогичные изделия, пропитанные или покрытые лекарственными средствами |
|
Перчатки хирургические |
22.19.60.111 |
Перчатки хирургические резиновые |
22.19.60.113 |
Перчатки хирургические из каучукового латекса стерильные одноразовые |
|
Презервативы |
22.19.71.110 |
Презервативы |
Приспособления ортопедические |
32.50.22.120 |
Приспособления ортопедические |
Реагенты ин витро |
20.59.52.190 |
Реагенты сложные диагностические или лабораторные, не включенные в другие группировки |
20.59.52.194 |
Реактивы химические общелабораторного назначения |
|
20.59.52.199 |
Реагенты сложные диагностические или лабораторные прочие, не включенные в другие группировки |
|
21.20.23.110 |
Реагенты диагностические |
|
Рентгенпленка |
20.59.11.110 |
Фотопластинки и фотопленки светочувствительные, неэкспонированные |
20.59.11.120 |
Фотопленки для моментальных фотоснимков светочувствительные, неэкспонированные |
|
РМ для микробиологии |
10.89.15.131 |
Агар-агар |
20.59.52.140 |
Среды готовые питательные для выращивания микроорганизмов |
|
РМ для стоматологии |
20.42.18.120 |
Пасты фиксирующие и порошки для зубных протезов |
20.59.52.120 |
Воск зуботехнический и прочие материалы на основе гипса, используемые в стоматологии |
|
21.20.10.111 |
Препараты стоматологические |
|
Суставы искусственные |
32.50.22.110 |
Суставы искусственные |
ТСР |
32.50.22.121 |
Аппараты верхних конечностей |
32.50.22.122 |
Аппараты нижних конечностей |
|
32.50.22.123 |
Туторы верхних конечностей |
|
32.50.22.124 |
Туторы нижних конечностей |
|
Шины, бандажи |
32.50.22.126 |
Бандажи и изделия к протезно-ортопедической продукции |
32.50.22.127 |
Шины и прочие приспособления для лечения переломов |
|
Шовные материалы |
21.20.24.120 |
Кетгут и аналогичные материалы |
Шприцы, иглы, катетеры, канюли и аналогичные инструменты |
32.50.13.110 |
Шприцы, иглы, катетеры, канюли и аналогичные инструменты |
Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие |
32.50.50.000 |
Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие |
Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки |
32.50.13.190 |
Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки |
Приспособления ортопедические прочие |
32.50.22.129 |
Приспособления ортопедические прочие |
Протезы органов человека, не включенные в другие группировки |
32.50.22.190 |
Протезы органов человека, не включенные в другие группировки |
Абсорбирующее бельё |
17.22.12.130 |
Изделия санитарно-гигиенического назначения прочие из бумажной массы, бумаги, целлюлозной ваты и полотна из целлюлозных волокон |
По итогам анализа выявлено, что для продукции следующих групп более 80% средств затрачивается на приобретение продукции, реализуемой на конкурентных торгах с отсутствием смешивания в одном лоте нескольких видов медицинских изделий:
Аппараты слуховые;
Аптечки, наборы санитарные;
Изделия чулочно-носочные, применяемые в медицинских целях;
Инструменты для офтальмологии;
Инструменты для стоматологии;
Коляски инвалидные;
Линзы контактные;
Мебель медицинская;
Обувь ортопедическая;
Одежда медицинская;
Реагенты ин витро;
ТСР;
Шины, бандажи;
Абсорбирующее бельё.
Для продукции следующих групп медицинских изделий значительная часть средств затрачивается на закупку продукции, реализуемой на торгах в рамках смешанных лотов:
Бинты гипсовые;
Бинты эластичные;
Бумага регистрирующая;
Зубы искусственные;
Инструменты терапевтические;
Кардиостимуляторы;
Костыли;
Линзы для очков, очки;
Марля, бинты;
Перевязочные материалы;
Перчатки хирургические;
Презервативы;
Приспособления ортопедические;
Рентгенпленка;
РМ для микробиологии;
РМ для стоматологии;
Суставы искусственные;
Шовные материалы;
Шприцы, иглы, катетеры, канюли и аналогичные инструменты;
Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки;
Протезы органов человека, не включенные в другие группировки.
По результатам анализа выявлено, что в отношении медицинской продукции в настоящее время на рынке государственных закупок сложилась ситуация, существенно снижающая возможности поставки производителями государств-членов Евразийского экономического союза продукции для обеспечения нужд государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, а именно:
Группы Медицинских изделий |
Кол-во торгов, шт. |
Распределение общей суммы закупки по типам торгов, % |
||
Монолоты |
Смешанные |
Монолоты |
Смешанные |
|
Аппараты слуховые |
591 |
15 |
99,9% |
0,1% |
Аптечки, наборы санитарные |
521 |
187 |
88,5% |
11,5% |
Бинты гипсовые |
726 |
833 |
48,2% |
51,8% |
Бинты эластичные |
214 |
820 |
35,4% |
64,6% |
Бумага регистрирующая |
1 312 |
1 978 |
59,0% |
41,0% |
Зубы искусственные |
134 |
237 |
47,1% |
52,9% |
Изделия чулочно-носочные, применяемые в медицинских целях |
39 |
12 |
97,5% |
2,5% |
Инструменты для офтальмологии |
3 300 |
916 |
84,6% |
15,4% |
Инструменты для стоматологии |
5 396 |
1 925 |
81,4% |
18,6% |
Инструменты терапевтические |
655 |
389 |
68,2% |
31,8% |
Кардиостимуляторы |
568 |
161 |
69,9% |
30,1% |
Коляски инвалидные |
1 866 |
155 |
92,5% |
7,5% |
Костыли |
200 |
162 |
78,6% |
21,4% |
Линзы для очков, очки |
8 |
5 |
79,7% |
20,3% |
Линзы контактные |
33 |
7 |
94,8% |
5,2% |
Марля, бинты |
5 007 |
3 534 |
63,6% |
36,4% |
Мебель медицинская |
7 221 |
876 |
87,9% |
12,1% |
Обувь ортопедическая |
672 |
21 |
97,4% |
2,6% |
Одежда медицинская |
4 383 |
1 558 |
81,0% |
19,0% |
Перевязочные материалы |
4 153 |
4 036 |
60,3% |
39,7% |
Перчатки хирургические |
2 363 |
2 733 |
54,0% |
46,0% |
Презервативы |
293 |
483 |
46,3% |
53,7% |
Реагенты ин витро |
1 557 |
696 |
65,1% |
34,9% |
Рентгенпленка |
49 687 |
9 407 |
84,2% |
15,8% |
РМ для микробиологии |
1 921 |
1 301 |
54,6% |
45,4% |
РМ для стоматологии |
1 652 |
605 |
77,5% |
22,5% |
Суставы искусственные |
1 175 |
780 |
75,2% |
24,8% |
ТСР |
621 |
448 |
71,4% |
28,6% |
Шины, бандажи |
553 |
81 |
80,7% |
19,3% |
Шовные материалы |
1 766 |
676 |
84,5% |
15,5% |
Шприцы, иглы, катетеры, канюли и аналогичные инструменты |
2 789 |
736 |
73,3% |
26,7% |
Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие |
15 645 |
10 348 |
54,6% |
45,4% |
Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки |
8 939 |
1 704 |
87,2% |
12,8% |
Приспособления ортопедические прочие |
55 624 |
17 424 |
77,6% |
22,4% |
Протезы органов человека, не включенные в другие группировки |
3 970 |
1 595 |
77,8% |
22,2% |
|
|
|
|
|
Абсорбирующее бельё |
1 967 |
381 |
98,5% |
1,5% |
С учетом изложенного, по мнению Минпромторга России, представляется целесообразным предусмотреть запрет при осуществлении закупок медицинских изделий для обеспечения государственных и муниципальных нужд на включение в один лот более одного наименования вида медицинских изделий.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) были определены границы стоимости начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) (далее - НМЦК), выше которых должны формироваться торги отдельно на каждую позицию (минимальная цена из которых - 300 тыс.руб.).
устанавливаемая граница экономически и организационно оправдана для медицинских организаций - граница должна быть установлена в стоимостной зоне, в которой уже сейчас объявляется достаточное количество монолотовых торгов.
устанавливаемая граница должна обеспечить исправление выявленной ситуации с проведением торгов - не менее 80% средств, затрачиваемых в настоящее время на приобретение продукции через "смешанные" (неконкурентные) торги должны быть переведены в монолотовые торги.
Предполагаемые возможные предельные значения
начальной (максимальной) цены контрактов
Группа продукции |
НМЦК, выше которой должны формироваться торги отдельно на каждую позицию |
Доля смешанных лотов ниже границы, (по кол-ву лотов) |
Бинты гипсовые |
400 000,00 |
86% |
Бинты эластичные |
300 000,00 |
89% |
Бумага регистрирующая |
400 000,00 |
95% |
Зубы искусственные |
400 000,00 |
94% |
Инструменты терапевтические |
1 000 000,00 |
98% |
Кардиостимуляторы |
17 000 000,00 |
86% |
Костыли |
500 000,00 |
97% |
Линзы для очков, очки |
0,00 |
100% |
Марля, бинты |
500 000,00 |
87% |
Перевязочные материалы |
500 000,00 |
90% |
Перчатки хирургические |
1 500 000,00 |
87% |
Презервативы |
300 000,00 |
98% |
Приспособления ортопедические |
1 000 000,00 |
81% |
Рентгенпленка |
900 000,00 |
85% |
РМ для микробиологии |
800 000,00 |
86% |
РМ для стоматологии |
500 000,00 |
92% |
Суставы искусственные |
6 000 000,00 |
88% |
Шовные материалы |
2 000 000,00 |
83% |
Шприцы, иглы, катетеры, канюли и аналогичные инструменты |
2 000 000,00 |
88% |
Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки |
2 000 000,00 |
87% |
|
|
|
Протезы органов человека, не включенные в другие группировки |
3 000 000,00 |
86% |
Пунктом 2 части 29 статьи 34 Закона N 44-ФЗ предусмотрено положение, в соответствии с которым Правительство Российской Федерации вправе определить требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.
С учетом изложенного выше, проект постановления предусматривает установление НМЦК в размере 300 тыс. руб., при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия с различными наименованиями.
Аналогичное положение в отношении лекарственных средств предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 929 "Об установлении предельного значения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями" (далее - постановление N 929).
Так, постановлением N 929 установлены предельные значения НМЦК, при превышении которых не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями.
Принятие положений, предусмотренных проектом постановления Правительства Российской Федерации, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принятие положений, предусмотренных проектом постановления Правительства Российской Федерации не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В проекте постановления Правительства Российской Федерации обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, отсутствуют.
Проект постановления не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.