Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления ответственности юридических лиц за совершение сделок или финансовых операций с денежными средствами или иным имуществом, полученных преступным путем)"
(подготовлен Росфинмониторингом 13.04.2020 г.)
Федеральным законом "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления ответственности юридических лиц за совершение сделок или финансовых операций с денежными средствами или иным имуществом, приобретенных преступным путем)" предлагается установить административную ответственность юридических лиц за совершение в интересах юридического лица сделок или финансовых операций с денежными средствами или иным имуществом, полученными заведомо для совершающего вышеуказанные действия лица преступным путем (статья 15.27.3).
Введение ответственности юридических лиц обусловлено необходимостью создания новых эффективных мер противодействия преступности, совершаемой в интересах юридических лиц либо с использованием возможностей юридических лиц, а также позволит привести законодательство Российской Федерации в соответствие с положениями 3 Рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и положениями статьи 10 Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии, конфискации доходов от преступной деятельности и финансировании терроризма (ратифицирована Федеральным законом от 26.07.2017 N 183-ФЗ), предусматривающей обязательство принятия законодательных и иных мер, обеспечивающих возможность привлечения юридических лиц к ответственности за предусмотренные Конвенцией преступления.
Создание механизма противодействия криминализации экономики и вводу "грязных" денег и имущества в официальный хозяйственный оборот путем введения соответствующей ответственности для юридического лица также направлено на решение задач, поставленных в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г. (утв. Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N 208), которой к числу основных вызовов и угроз экономической безопасности Российской Федерации отнесен высокий уровень криминализации в экономической сфере.
Кроме того, разработка федерального закона также предусмотрена пунктом 4 плана по реализации мер, необходимых для обеспечения готовности Российской Федерации к выполнению обязательств государства - участника Конвенции Совета Европы против манипулирования спортивными соревнованиями, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 г. N 2221-р.
В настоящее время уголовно-правовое воздействие за аналогичные преступные деяния, в полном объеме применяется к физическому лицу, не предусматривая меры в отношении юридического лица. При подобном подходе у юридических лиц фактически отсутствует мотивация к соблюдению закона в ситуации, когда его нарушение позволяет извлечь экономическую выгоду.
Федеральным законом предлагается установить административную ответственность юридических лиц за совершение в интересах и (или) от имени юридического лица физическим лицом сделок или финансовых операций с имуществом, приобретенных преступным путем, по аналогии с административной ответственностью, применяемой в отношении юридических лиц за причастность к коррупции (статья 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Объектом правонарушения статьи 15.27.3 выступают общественные отношения в области экономическую безопасность государства. Обязательные требования по принятию мер по недопущению вовлечения юридических лиц в совершение сделок или финансовых операций с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными преступным путем, вводятся федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в части возложения на юридических лиц обязанности принимать меры по предупреждению совершения сделок или финансовых операций с денежными средствами или иным имуществом, приобретенных преступным путем).
При этом, в группу обязательных признаков объективной стороны правонарушения, квалифицируемого по статье 15.27.3, предлагается включить заведомость осознания лицом, имеющим управленческие функции или возможность контроля того, что сделки или финансовые операции совершаются с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными преступным путем.
Принцип действия КоАП РФ за пределами территории Российской Федерации, зафиксированный в части 3 статьи 1.8 КоАП РФ, согласно которому юридическое лицо, совершившее административное правонарушение, за пределами Российской Федерации, подлежит административной ответственности в случае, если административное правонарушение направлено против интересов Российской Федерации, федеральным законом предлагается распространить и на статью 15.27.3.
Предполагается, что дела об административных правонарушениях по ст.15.27.3 будут рассматривать судьи, а составлять протоколы - должностные лица Росфинмониторинга, как органа, осуществляющего функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и органов прокуратуры Российской Федерации.
С учетом необходимого времени для сбора доказательственной базы, а также проведения процессуальных действий федеральным законом предусматривается установление по статье 15.27.3 до шести лет срока давности привлечения к административной ответственности и применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде ареста денежных средств и имущества юридического лица. Также в целях обеспечения неотвратимости наказания, федеральным законом предлагается уплату штрафа, назначенного за совершение данного правонарушения, установить не позднее 7 дней с момента вступления в законную силу постановления суда о его наложении.
Кроме того, федеральным законом в статью 4.5 КоАП РФ вносится изменение, направленное на увеличение срока давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных частью 4 статьи 15.27 КоАП РФ. Необходимость внесения данного изменения обусловлена обстоятельствами, которые объективно не позволяют в течение годичного срока давности с момента совершения правонарушения привлечь к ответственности, поскольку вменение состава поставлено в зависимость от установленного приговором суда факта легализации преступного дохода.
Федеральный закон предусматривает отложенный срок вступления в силу со дня его официального опубликования в связи с тем, что устанавливается административная ответственность за новый вид правонарушения, для ознакомления с ним юридических лиц и выработки подхода к практическому использованию.
Федеральный закон соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В связи с отсутствием ранее правового регулирования, устанавливающего ответственность юридического лица за совершение сделок или финансовых операций с денежными средствами или иным имуществом, приобретенных преступным путем, статистические данные, свидетельствующие о неэффективности действующего правового регулирования, отсутствуют.
Проектируемая норма об ответственности юридических лиц соответствует положениям Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нагрузку должностных лиц, которые будут осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, не представляется возможным оценить в связи с невозможностью прогнозировать соответствующие деяния. Организация производства по делам об административных правонарушениях по статье 15.27.3 не потребует дополнительных затрат и будет осуществлена в пределах выделенных бюджетных средств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.