Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении измененийв некоторые законодательные акты Российской Федерации в части предоставления государственных услуг и исполнения функцийв сфере миграции"
(подготовлен МВД России 23.04.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части предоставления государственных услуг и исполнения функций в сфере миграции" (далее - законопроект) разработан во исполнение подпункта 4.2 пункта 4 протокола оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации от 2 октября 2019 года, утвержденного Президентом Российской Федерации 12 октября 2019 г. N Пр-2092.
Министерством внутренних дел Российской Федерации ежегодно предоставляется более 65 миллионов государственных услуг в сфере миграции, из которых порядка 27 миллионов услуг оказывается иностранным гражданам и лицам без гражданства (далее - иностранные граждане).
За 2019 год территориальными органами МВД России принято порядка 240 тысяч заявлений о выдаче разрешения на временное проживание и более 210 тысяч заявлений о выдаче вида на жительство, при этом по состоянию на 1 января 2020 года на территории Российской Федерации проживало порядка 1 миллиона 50 тысяч иностранных гражданин, имеющих действительные разрешение на временное проживание или вид на жительство.
Кроме того, в 2019 году территориальными органами МВД России выдано более 14 тысяч разрешений на привлечение и использование иностранных работников, оформлено более 126 тысяч разрешений на работу и более 1 миллиона 767 тысяч патентов.
Также за указанный период территориальными органами МВД России к рассмотрению принято более 538 тысяч заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, из которых 99 % - заявления о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке.
По состоянию на 1 января 2020 года в гражданство Российской Федерации принято 497 тысяч иностранных граждан, что на 84,8 % больше показателя аналогичного периода прошлого года (228 тысяч), а также российскими гражданами подано более 52 тысяч уведомлений о наличии у них иного гражданства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание в иностранном государстве.
При этом совершенствование миграционного законодательства способствует увеличению числа иностранных граждан, желающих жить и работать в Российской Федерации.
Так, в 2019 году принят ряд федеральных законов, предусматривающих упрощение порядка предоставления отдельным категориям иностранных граждан разрешения на временное проживание и вида на жительство, а также предоставления иностранным гражданам - квалифицированным специалистам гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке.
В настоящее время находящееся в ведении МВД России федеральное государственное унитарное предприятие - ФГУП "ПВС" МВД России (далее - Предприятие) в 44 субъектах Российской Федерации является уполномоченной организацией на оказание содействия в предоставлении государственной услуги по оформлению и выдаче патентов. Предприятие имеет филиалы в 53 субъектах Российской Федерации, которыми в 2019 году оказано 801,5 тыс. услуг в миграционной сфере, из них: 579 тыс. услуг по патентам, 222,5 тыс. услуг информационно-консультативного характера.
Предприятием в 2019 году в бюджет Российской Федерации перечислено более 245 млн. руб. в виде налогов, сборов и иных обязательных платежей, а также часть чистой прибыли в размере 80,9 млн руб.
В этой связи предлагается расширить практику привлечения к оказанию содействия в предоставлении государственных услуг в сфере миграции Предприятия, а также уполномоченных организаций субъектов Российской Федерации в регионах с численностью населения более 10 млн. человек (далее - уполномоченные организации).
Предполагается привлечение Предприятия и уполномоченных организаций к содействию в осуществлении полномочий в предоставлении государственных услуг в сфере миграции в части приема заявлений о выдаче виз, приглашений, разрешений на временное проживание, видов на жительство, разрешительных документов для осуществления трудовой деятельности, заграничного паспорта гражданина Российской Федерации, о регистрации иностранного гражданина по месту жительства, уведомлений о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, а также к оказанию содействия в фотографировании заявителей и проведении обязательной государственной дактилоскопической регистрации (получении дактилоскопической информации).
Одновременно планируется и их участие в оказании содействия в приеме заявлений о приобретении российского гражданства, уведомлений о наличии у граждан Российской Федерации иного гражданства или о прекращении у них иностранного гражданства, а также уведомлений, связанных с пребыванием (проживанием) иностранных граждан и осуществлением ими трудовой деятельности.
Реализация рассматриваемой инициативы позволит обеспечить повышение доступности и комфортности при реализации заявителями права на получение соответствующих государственных услуг, эффективнее противодействовать посредническим и нелегальным коммерческим организациям, часто использующим в своей деятельности мошеннические схемы (уменьшить их необоснованное обогащение), а также снизить нагрузку на сотрудников подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России.
С учетом изложенного, законопроектом предполагается внесение соответствующих изменений в федеральные законы от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерацией и въезда в Российскую Федерацию", от 25 июля 1998 г. N 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 128-ФЗ), от 31 мая 2020 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".
С точки зрения социально-экономических последствий принятие Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части предоставления государственных услуг и исполнения функций в сфере миграции" позволит обеспечить расширение доступности и комфортности в реализации гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства права на обращение за предоставлением государственных услуг в сфере миграции.
Законопроект не содержит обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий и иных документов, имеющих разрешительный характер.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Вступление в силу предлагаемых изменений предусмотрено по истечении девяноста дней после дня официального опубликования Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части предоставления государственных услуг и исполнения функций в сфере миграции", что обусловлено установлением разумного срока издания нормативных правовых актов, необходимых для реализации нововведений. Исключение составляют положения, связанные с осуществлением уполномоченными организациями полномочий по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам патентов, в том числе по приему заявлений и документов, необходимых для выдачи или переоформления патентов, на основании ранее заключенных соглашений, в связи с чем установлен отдельный срок вступления их в силу - с 1 января 2021 года. Также предполагается особый срок вступления в силу положений, касающихся внесения изменений в Федеральный закон N 128-ФЗ, в сто восемьдесят дней после дня официального опубликования Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части предоставления государственных услуг и исполнения функций в сфере миграции" в связи с необходимостью внесения изменений в нормативные правовые акты и подготовки материально-технической базы.
В законопроекте отсутствуют положения, влияющие на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Реализация законопроекта не потребует дополнительного финансирования, в том числе из средств федерального бюджета, а также увеличения штатной численности федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.