Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Пояснительная записка к проекту Приказа МЧС России "Об утверждении Правил пользования пляжами в Российской Федерации" (подготовлен МЧС России 28.04.2020) (не действует)

Пояснительная записка к проекту Приказа МЧС России "Об утверждении Правил пользования пляжами в Российской Федерации"
(подготовлен МЧС России 28.04.2020 г.)

 

Текст проекта

 

Досье на проект

 

Проект приказа МЧС России "Об утверждении Правил пользования пляжами в Российской Федерации" (далее - проект приказа) разработан в целях установления единых обязательных требований в области обеспечения безопасности людей при осуществлении пользования пляжами на водных объектах Российской Федерации.

Государственная инспекция по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - ГИМС МЧС России) осуществляет надзор за выполнением требований по обеспечению безопасности людей и охраны жизни людей на пляжах, и организует контроль за соблюдением порядка их пользования. Наряду с этим ГИМС МЧС России осуществляет учет, ежегодное освидетельствование пляжей и выдачу разрешений на их эксплуатацию.

В соответствии с Положением о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2004 N 835, акты, регламентирующие порядок пользования пляжами, утверждаются Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Анализ деятельности в области государственного надзора за выполнением требований по обеспечению безопасности людей и охраны жизни людей на пляжах, контроля за соблюдением порядка их пользования показывает, что в отсутствии единых федеральных требований к пляжам органы государственной власти субъектов Российской Федерации вынуждены устанавливать таковые в правилах охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемых в соответствии со статьей 25 Водного кодекса. При этом, перечень указанных требований носит не системный характер, их объем может значительно варьироваться, отсутствует четкий понятийный аппарат. Кроме того, не всегда существует четкое различие требований, предъявляемых к специально оборудованным для купания местам и пляжам или местам массового отдыха населения на водных объектах, где безопасность людей при купании не обеспечивается.

Подобная практика приводит к возникновению пробелов в регламентировании вопросов пользования пляжами, вследствие чего возникают спорные вопросы между надзорными органами, правообладателями пляжей, должностными лицами и работниками организаций, обеспечивающих безопасность людей на водных объектах или организующих эксплуатацию мест массового отдыха населения на водных объектах.

Наряду с этим, отсутствие единых требований к пляжам и специально оборудованным для купания местам позволяет органам государственной власти субъектов Российской Федерации принимать решения об исключении необходимости оборудования пляжей спасательными средствами, системами оповещения, спасательными постами, что негативно сказывается на состоянии безопасности людей. Так по результатам анализа за последние 15 лет (2004 - 2018 гг.) на пляжах и в местах массового отдыха людей на водных объектах погибло свыше 14,37 тыс. человек.

Развитие внутреннего туризма в Российской Федерации, связанного с активным использованием мест рекреации на водных объектах, влечет возникновение рисков травматизма и гибели людей, что в свою очередь вызывает необходимость принятия правообладателями пляжей мер по обеспечению безопасности людей при их эксплуатации.

Установление единого порядка пользования пляжами позволит снизить вероятность возникновения указанных рисков, а также совершенствовать правовое регулирование вопросов организации и эксплуатации пляжей.

Проект приказа подготовлен с учетом сложившейся практики применения региональных правовых норм в части установления требований к пляжам, а также с учетом отдельных требований ГОСТ Р 55698-2013 "Туристские услуги. Услуги пляжей. Общие требования" и ГОСТ 32613-2014 "Туристские услуги. Услуги туризма для людей с ограниченными физическими возможностями. Общие требования".

Проект приказа предусматривает его реализацию в рамках механизма "регуляторной гильотины", при котором произойдет переход от выдачи разрешений на пользование пляжами к декларированию их правообладателями выполнения установленных обязательных требований с последующим осуществлением ГИМС МЧС России надзора за соблюдением этих требований.

При этом, механизмы декларирования выполнения установленных обязательных требований и осуществления надзора будут предусматриваться соответствующим административным регламентом ГИМС МЧС России.

Принятие проекта приказа дополнительных расходов из федерального бюджета не потребует.

Проект приказа соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениями иных международных договоров Российской Федерации.

Проект приказа не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.

 

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.