Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен ФАДН России 06.05.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования механизмов образования, изменения границ и упразднения территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее - ТТП, коренные малочисленные народы).
В Российской Федерации образованы 597 ТТП в 13 из 28 субъектов Российской Федерации, на территориях которых компактно проживают коренные малочисленные народы (республики Алтай, Бурятия, Карелия, Саха (Якутия) и Хакасия, Забайкальский, Красноярский, Приморский и Хабаровский края, Иркутская и Магаданская области, Ненецкий автономный округ и Ханты-Мансийский автономный округ - Югра). При этом значительная часть ТТП образованы до принятия Федерального закона от 7 мая 2001 г. N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" (далее - Закон N 49-ФЗ).
Кроме того, за истекший с момента принятия Закона N 49-ФЗ период нормативные правовые акты, регулирующие отношения в областях использования и охраны земель в Российской Федерации, лесов и водных объектов, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, рыболовства и сохранения водных биоресурсов, а также отношения недропользования и отношения в иных областях, затрагивающих сферу традиционных образа жизни и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, претерпели существенные изменения, не нашедшие отражения в Законе N 49-ФЗ.
Содержащиеся в Законе N 49-ФЗ порядки образования ТТП, определения их размеров и границ являются недостаточными в силу отсутствия четких сроков, оснований и последовательности принятия соответствующих решений. Положения Закона N 49-ФЗ содержат значительное число отсылочных норм, что не позволяет в настоящее время однозначно определить особенности правового режима ТТП, тогда как фактически правовой режим ТТП определяется правовым режимом находящихся в их границах объектов и земель.
Указанное в совокупности повлекло возникновение правовых коллизий и несоответствие отдельных положений Закона N 49-ФЗ актам отраслевого законодательства. Так, например, действующая редакция статьи 9 Закона N 49-ФЗ предполагает, что границы ТТП различных видов утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, тогда как в соответствии со статьей 97 Земельного кодекса Российской Федерации границы ТТП вне зависимости от их видов должны определяться Правительством Российской Федерации.
При этом само деление ТТП на виды (федерального, регионального и местного значения), предусмотренное статьей 5 Закона N 49-ФЗ, не получило развитие ни в данном, ни в других федеральных законах. На практике единственным критерием, позволяющим определить вид конкретной ТТП, является уровень акта, содержащий решение о ее образовании. В частности, из 597 ТТП 64 относятся к ТТП местного значения, 490 - регионального, 43 ТТП не классифицированы.
В связи с этим законопроектом конкретизируется порядок создания ТТП, уточняются критерии деления ТТП на федеральный, региональный и местный уровни, а также вводится механизм изменения границ и упразднения ТТП, аналогичный механизму их создания. В целях учета сведений о ТТП и обеспечения доступа граждан к информации о них законопроектом предусматривается ведение Единого перечня территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации (далее - Единый перечень).
Предполагаемые законопроектом изменения не повлекут упразднение ранее образованных ТТП, такие ТТП будут включены в Единый перечень с одновременной актуализацией положений о них.
Реализация законопроекта будет осуществляться в пределах установленной предельной штатной численности органов государственной власти и органов местного самоуправления, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не окажет влияния на реализацию государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Законопроект не окажет влияния на реализацию государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не содержит обязательных требований и положений, затрагивающих права субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.