Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части реализации положений Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики)"
(подготовлен Минфином России 14.05.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части реализации отдельных положений основных направлении бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации)" (далее - законопроект) подготовлен в целях реализации отдельных положений основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации.
1. О мерах по совершенствованию налогового администрирования
1.1. Уточнено понятие счета Федерального казначейства в связи с принятием Федерального закона от 27.12.2019 N 479-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей".
1.2. Изменения в статью 12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) вносятся в связи со вступившим в силу Федеральным законом от 1 мая 2019 г. N 87-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Городские округа, которые не соответствуют требованиям к доле населения, проживающего в городах и (или) иных городских населенных пунктах, и площади территории городского округа либо плотности населения на территории городского округа, которые предусмотрены статьей 11 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон 131-ФЗ), наделяются законом субъекта Российской Федерации статусом муниципального округа. В связи с этим федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации и уставы муниципальных образований приводятся в соответствие с положениями Федерального закона N 131-ФЗ.
Указанные изменения вносятся в Кодекс с одновременным внесением изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации для целей формирования бюджетов на 2021-2023 годы.
1.3. В статью 29 Кодекса вносятся изменения в части осуществления уполномоченным представителем организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, полномочий при представлении в налоговый орган деклараций (расчетов), бухгалтерской (финансовой) отчетности и иной отчетности на основании доверенности в форме электронного документа, подписанного электронной подписью доверителя, или нотариально удостоверенной доверенности.
1.4. Уточнены положения в пункте 3 статьи 46 и пункте 1 статьи 47 Кодекса.
В связи с внесенными Федеральным законом от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" изменениями в статью 46 Кодекса, устанавливающими специальный порядок взыскания задолженности в размере до 3000 руб., возникли противоречия в части применения норм статьи 47 Кодекса.
Нормы статьи 47 Кодекса могут быть применены в течение 1 года со срока, установленного в требовании об уплате налога, но после применения норм статьи 46 Кодекса.
При этом, в соответствии с новыми положениями Кодекса, срок применения положений статьи 46 Кодекса для взыскания малоценного долга, может быть увеличен до 3 лет и 2 месяцев от срока, указанного в требовании.
Внесение изменений в Кодекс позволят устранить указанные противоречия.
1.5. Увеличено пороговое значение суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов с 3 тысяч рублей до 10 тысяч рублей для обращения налоговых органов в суды с заявлением о взыскании указанных платежей с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Указанные изменения позволят сократить в среднесрочной перспективе материальные издержки, в том числе на почтовые расходы, снизить нагрузки на судебные участки мировых судей и их аппараты, сотрудников налоговых органов и судебных приставов-исполнителей, а также создать условия для повышения эффективности взыскания задолженности с физических лиц во всей цепочке взыскания (ФССП России, банки, работодатели).
1.6. В статьях 78, 79, 176, 1761, 2031 Кодекса вносятся изменения в части уточнения счета в банке, на который может быть осуществлен возврат излишне уплаченного (излишне взысканного) налога.
Указанные изменения вносятся в связи с отсутствием в Кодекса прямого указания, на какой счет в банке осуществляется возврат платежей. Так, например, налогоплательщики - иностранные организации нередко представляют реквизиты счета в банке за рубежом (счет в иностранном банке, не имеющем лицензию Банка России на совершение банковских операций). В тоже время, в соответствии со статьей 11 Кодекса банками признаются коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка Российской Федерации.
Кроме того, налогоплательщики нередко допускают как ошибки в реквизитах счета, на который необходимо осуществить возврат, так и указывают банковские реквизиты третьих лиц, что в свою очередь увеличивает срок получения денежных средств налогоплательщиком.
1.7. Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" внесены изменения в статью 83 Кодекса, исключающие особенности учета в налоговых органах организаций, получивших статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" либо участников проекта в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 N 216-ФЗ "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В связи с этим из статьи 89 Кодекса исключается положение о конкретизации налогового органа, который может принять решение о проведении выездных налоговых проверок этих организаций.
1.8. В целях оценки налоговых расходов в соответствии со статьей 1743 Бюджетного кодекса Российской Федерации в статью 102 Кодекса вносятся изменения, согласно которым доступ к указанным сведениям, составляющим налоговую тайну, поступившим от налоговых органов в федеральный орган исполнительной власти (иной орган государственной власти), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (иной государственный орган субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления, имеют должностные лица, определяемые руководителями этих организаций.
2. По налогу на добавленную стоимость
В целях предоставления права на применение налоговой ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов налогоплательщикам, реализующим иностранным покупателям товары в виде водных биологических ресурсов, добытых в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и (или) произведенных из них товаров, а также права на налоговые вычеты, статья 147 Кодекса дополняется пунктом 3, согласно которому местом реализации данных товаров будет признаваться территория Российской Федерации, если в момент начала отгрузки и транспортировки указанные товары находятся в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
3. По акцизам
Устанавливается обязанность по опубликованию сведений о свидетельствах о регистрации организации, совершающей операции с этиловым спиртом (операции с денатурированным этиловым спиртом) в электронно-цифровой форме в информационной системе общего пользования ФНС России.
4. По налогу на доходы физических лиц
4.1. В рамках проведения синхронизации перечня выплат, произведенных работодателем в пользу работников и не подлежащих обложению страховыми взносами, с перечнем аналогичных выплат, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, уточняется перечень компенсационных и иных выплат, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц;
4.2. Устанавливаются особенности освобождения от налогообложения доходов от продажи объектов недвижимого имущества, приобретенных по договорам, связанным с долевым строительством.
5. Двойное налогообложение
5.1. Устанавливается порядок налогообложения доходов иностранных организаций - пайщиков от доверительного управления имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, по принадлежащим таким организациям инвестиционным паям пропорционально доле в праве общей собственности на имущество, составляющее такой фонд, приравняв данный вид дохода к дивидендам.
Одновременно в связи с развитием в Российской Федерацией форм осуществления коллективных инвестиций проект федерального закона определяет в качестве доходов иностранных организаций от источников в Российской Федерации доходы от реализации (в том числе погашения) инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов, относящихся не только к категориям рентных фондов и фондов недвижимости, а также к категориям комбинированных и иных фондов, более 50 процентов активов которых прямо или косвенно состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации. Указанные изменения позволяют при определении налоговой базы по доходам от реализации (в том числе погашения) инвестиционных паев таких фондов осуществлять вычет расходов из суммы доходов в порядке, установленном пунктом 4 статьи 309 Кодекса.
Указанные изменения направлены на приведение норм в соответствие со сложившейся практикой применения соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных Российской Федерацией с иностранными государствами.
5.2. Предусматривается добровольное признание физическими лицами - налоговыми резидентами Российской Федерации в качестве собственных доходов, подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, и отражение в налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц дивидендов от российских организаций, которые такие лица получат через последовательность участия, включающую иностранные организации (иностранные структуры без образования юридического лица), при выплате дивидендов такой российской организацией иностранной организации (иностранной структуре без образования юридического лица).
При этом при фактическом получении физическими лицами - налоговыми резидентами Российской Федерации вышеуказанных доходов в виде дивидендов сумма налога на доходы физических лиц с таких доходов исчисляется с учетом зачета ранее удержанной и уплаченной суммы налога на прибыль организаций у источника выплаты.
Соответственно, при фактическом получении таких доходов от долевого участия в российских организациях через последовательность участия, включающую иностранные организации (иностранные структуры без образования юридического лица), исключается двойное налогообложение.
6. По налогу на прибыль организаций
6.1. Отменяется возможность применения нулевой ставки налога на прибыль организаций в отношении дивидендов, выплачиваемых российскими организациями иностранным компаниям, фактическое право на которые имеют организации - налоговые резиденты Российской Федерации.
6.2. Уточняются правила формирования налоговой базы некоммерческих организаций с учетом проблем распределения ими расходов между уставной и платной деятельностью, а также уточняется перечень видов доходов, не подлежащих налогообложению;
6.3. Уточняется формирование показателя Д2 для определения налоговой базы по доходам, полученным от долевого участия в других организациях (из данного показателя исключаются не только дивиденды, облагаемые по ставке 0%, но также и дивиденды, не учитываемые при определении налоговой базы);
6.4. Вводится налоговая ответственность для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток в виде восстановления сумм неуплаченных налогов в случае расторжения соглашения об условиях ведения деятельности на указанных территориях по вине резидентов, по аналогии с ответственностью, установленной для других налогоплательщиков применяющих льготные налоговые режимы;
6.5. Устанавливается порядок формирования остаточной стоимости нематериальных активов по аналогии с порядком формирования остаточной стоимости основного средства;
6.6. Устанавливается самостоятельный порядок формирования резерва на выплату вознаграждения по итогам за год;
6.7. Субъекты Российской Федерации наделяются правом устанавливать инвестиционный налоговый вычет в отношении расходов на научно-исследовательские работы с целью предоставления регионам дополнительных возможностей по стимулированию инновационной деятельности;
6.8. Исключаются положения, позволяющие обходить запрет на применение нулевой ставки к прибыли от реализации акций компаний, активы которых более чем на 50 процентов представлены недвижимостью в Российской Федерации.
7. Государственная пошлина
Устанавливается государственная пошлина за выдачу лицензии на производство этилового спирта для производства фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) в связи с установлением нового вида деятельности, подлежащего лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
8. Налог на добычу полезных ископаемых
8.1. В целях совершенствования порядка оценки стоимости драгоценных камней предлагается осуществлять оценку стоимости драгоценных металлов исходя из сложившихся у налогоплательщика в соответствующем налоговом периоде (а при их отсутствии - в ближайшем из предыдущих налоговых периодов) цен реализации драгоценных камней без учета налога на добавленную стоимость, уменьшенных на расходы налогоплательщика по их доставке.
8.2. Корректируется порядок исчисления налога на добычу полезных ископаемых в отношении угля (далее - НДПИ) посредством установления к налоговым ставкам по НДПИ, исчисляемым при добыче угля, дополнительного слагаемого, учитывающего внешнеэкономическую конъюнктуру на мировых рынках угля (далее - дополнительное слагаемое).
Дополнительное слагаемое будет применяться при исчислении НДПИ в случае превышения условной экспортной цены каждого вида угля, указанного в подпункте 1.1 пункта 2 статьи 337 Кодекса, цены отсечения для каждого вида угля.
Таким образом, дополнительное слагаемое будет применяться при исчислении НДПИ в отношении угля только при благоприятной внешнеэкономической ситуации.
При этом цена отсечения в формуле дополнительного слагаемого определена таким образом, чтобы гарантировать приемлемую рентабельность продаж в угольной отрасли.
Соответственно, в случае значительного снижения цен на мировых рынках угля и, как следствие, ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры и финансово-хозяйственного состояния угольных компаний налоговая нагрузка по НДПИ не будет увеличиваться и составит порядка 1%, что будет соответствовать значению данного показателя до установления дополнительного слагаемого.
Также предлагается установление индивидуальных коэффициентов изъятия дохода от реализации угля сверх цены отсечения для каждого вида угля: антрацит - 0,4; уголь коксующийся - 0,4; уголь бурый - 0,15; уголь, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого, - 0,15.
8.3. Установление обязанности для налогоплательщиков - резидентов ТОСЭР и участников региональных инвестиционных проектов по восстановлению сумм НДПИ к уплате в случае прекращения статуса резидента ТОСЭР либо участника регионального инвестиционного проекта по основаниям, предусмотренным Кодексом.
9. Имущественные налоги
9.1. Распространяется беззаявительный порядок предоставления налоговых льгот по имущественным налогам на ветеранов боевых действий;
9.2. Расширяется перечень документов, передаваемых в налоговые органы физическими лицами через многофункциональные центы предоставления государственных и муниципальных услуг;
9.3. Совершенствуются процедуры рассмотрения налоговыми органами документов, полученных от налогоплательщиков-физических лиц и организаций;
9.4. Устанавливается порядок налогообложения уничтоженных транспортных средств, предусматривающего прекращение исчисления транспортного налога в отношении таких транспортных средств не с момента снятия транспортного средства с учета, а с 1-го числа месяца, в котором транспортное средство было уничтожено;
9.5. Определяется порядок взаимодействия налоговых органов и уполномоченных органов в целях администрирования земельного налога в отношении земель, изъятых из оборота и ограниченных в обороте, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
9.6. Устанавливается понижающий коэффициент, применяемый при исчислении налога на имущество физических лиц в отношении вновь образованных объектов недвижимости;
9.7. В целях стимулирования граждан к регистрации прав, возникших до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", предусматривается освобождение физических лиц от уплаты государственной пошлины при их обращении за совершением юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией ранее возникших прав.
10. По страховым взносам
10.1. Синхронизируется перечень выплат, произведенных работодателем в пользу работников и не подлежащих обложению страховыми взносами, содержащегося в статье 422 Кодекса, с перечнем аналогичных выплат, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, содержащегося в статье 217 Кодекса;
10.2. Дополняется перечень периодов, за которые индивидуальные предприниматели не уплачивают за себя страховые взносы, периодами содержания их под стражей и отбывания наказания в местах лишения свободы. Данное изменение предлагается в целях взаимоувязывания норм Кодекса с законодательством о страховых пенсиях, а также минимизации количества обращений индивидуальных предпринимателей в суд с заявлениями о признании отсутствия оснований для взыскания недоимки по страховым взносам.
Положения законопроекта не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не приведет к негативным социально-экономическим и финансовым последствиям.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.