Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации права на судебную защиту нарушенных избирательных прав"
(подготовлен Минюстом России 13.05.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации права на судебную защиту нарушенных избирательных прав" (далее - законопроект) направлен на реализацию Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 марта 2020 г. N 12-П (далее - Постановление).
В системе действующего правового регулирования допускается оспаривание решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата не только в судебном порядке, но и в вышестоящую избирательную комиссию. Исходя из содержания части 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), срок оспаривания исчисляется со дня принятия решения избирательной комиссии независимо от того, было ли соответствующее решение обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию. При этом десятидневный срок оспаривания не подлежит продлению и (или) восстановлению.
Изложенное приводит к тому, что гражданин, избрав досудебный способ защиты своих прав, в последующем не успевает обратиться в суд в установленные законом сроки и фактически лишается права на судебную защиту.
В Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации признал часть 4 статьи 240 КАС РФ не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования она предусматривает отказ в рассмотрении судом административного искового заявления об оспаривании решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата в связи с пропуском десятидневного срока обращения в суд в случае предварительного обжалования названного решения в вышестоящую избирательную комиссию.
В целях реализации Постановления законопроектом предлагается дополнить часть 4 статьи 240 КАС РФ абзацем, устанавливающим, что в случае обжалования решения избирательной комиссии, комиссии референдума об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в вышестоящую избирательную комиссию административное исковое заявление может быть подано в течение пяти дней со дня принятия вышестоящей избирательной комиссией решения об оставлении жалобы без удовлетворения.
Кроме того, законопроектом предусматривается внесение изменений в статью 75 и пункты 2 и 4 статьи 78 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Изменениями предлагается сократить до пяти дней срок на подачу в соответствующую избирательную комиссию жалобы на решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, а также до семи дней срок, отведенный комиссии на рассмотрение такой жалобы.
Также предлагается установить запрет на обжалование в вышестоящие комиссии решений, принятых комиссиями по жалобам на решения об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам.
Аналогичные изменения в отношении процедуры оспаривания решений окружных комиссий об отказе в регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации предлагается внести в часть 10 статьи 51 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Одновременно планируется внести изменения юридико-технического характера в часть 1 статьи 242 КАС РФ, исключив из нее ссылки на утратившие силу положения КАС РФ.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.