Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" и статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Минэкономразвития России 15.05.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" и статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 10 октября 2019 г. N СА-П13-127пр (пункты 2, 3 и 4) и направлен на совершенствование законодательства в сфере функционирования свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя (далее - свободная экономическая зона)
В целях обеспечения оперативного решения на региональном уровне вопросов, связанных с приоритетным развитием отдельных отраслей экономики, законопроектом предлагается внести изменение в часть 3 статьи 12 Федерального закона от 29 ноября 2014 г. N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 377-ФЗ), предусмотрев возможность установления ограничений на осуществление отдельных видов деятельности участниками свободной экономической зоны на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Частью 3 статьи 12.1 Закона N 377-ФЗ определено понятие "модернизация объектов основных средств". Следует отметить, что ряд участников свободной экономической зоны реализует инвестиционные проекты, связанные с "модернизацией предприятия" в результате чего льготы, предоставляемые участникам свободной экономической зоны в рамках особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне, могут быть применены к результатам деятельности всего предприятия, независимо от объема капитальных вложений, осуществленных участником свободной экономической зоны, и их значимости для производственного цикла в целом.
В связи с этим законопроектом предлагается дополнить Закон N 377-ФЗ положениями, предусматривающими, что модернизация основных средств предприятия лица, намеревающегося получить статус участника свободной экономической зоны, может рассматриваться в качестве капитальных вложений, в случае если объем таких вложений составляет не менее 10 % от общей балансовой стоимости основных средств предприятия лица, намеревающегося получить статус участника свободной экономической зоны.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 29 ноября 2014 г. N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 377-ФЗ) свободная экономическая зона создана и функционирует в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Республики Крым и г. Севастополя, привлечения инвестиций в развитие действующих и создание новых производств, развития транспортной и иных инфраструктур, туризма, сельского хозяйства и санаторно-курортной сферы, а также повышения уровня и качества жизни граждан.
При этом формулировки "устойчивое социально-экономического развитие" и "повышение уровня и качества жизни граждан" предоставляют правоприменителю необоснованно широкие пределы усмотрения, а также возможность необоснованного применения исключений из общих правил при проведении оценки инвестиционной декларации лица, намеревающегося получить статус участника свободной экономической зоны, на предмет эффективности реализации инвестиционного проекта, предусмотренной частью 7.1 статьи 13 Закона N 377-ФЗ.
В свою очередь, необоснованное предоставление хозяйствующему субъекту статуса участника свободной экономической зоны, включающего в себя возможность применения налоговых льгот и иных преференций в рамках особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне, может привести к возрастанию выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, тогда как цели, предусмотренные статьей 1 Закона N 377-ФЗ фактически не будут достигаться.
В связи с этим законопроектом предлагается детализировать цели функционирования свободной экономической зоны, определив конкретные сферы экономической деятельности, в которых участником свободной экономической зоны может быть реализован инвестиционный проект.
Частью 3 статьи 13 Закона N 377-ФЗ установлены требования к минимальному объему капитальных вложений, осуществляемому участником свободной экономической зоны в первые три года реализации инвестиционного проекта. Принимая во внимание ряд объективных факторов, в том числе увеличение предельных значений дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для субъектов малого и среднего предпринимательства, изменение цен на оборудование и иные объекты основных средств, в которые участниками свободной экономической зоны осуществляются капитальные вложения, а также существенные различия в требованиях к минимальному объему капитальных вложений для участников свободной экономической зоны и субъектов (резидентов) иных преференциальных режимов, представляется целесообразным изменение указанных требований в сторону их увеличения.
В связи с этим законопроектом предлагается установить необходимость осуществления участником свободной экономической зоны капитальных вложений в первые три года реализации инвестиционного проекта в объеме не менее шестидесяти миллионов рублей, а для субъектов малого и среднего предпринимательства - не менее шести миллионов рублей.
В соответствии с частью 27 статьи 13 Закона N 377-ФЗ по соглашению сторон в договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне могут быть внесены изменения в порядке, установленном частями 2 - 17 указанной статьи.
Вместе с тем с учетом специфики отношений, связанных с проведением оценки инвестиционной декларации на предмет эффективности реализации инвестиционного проекта, положения части 7.1 статьи 13 Закона N 377-ФЗ могут быть применены только в случае рассмотрения документов первично представленных заявителем в целях заключения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне. В частности, изменения, вносимые в договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне могут носить технический характер, ввиду чего проведение оценки влияния таких изменений на эффективность реализации инвестиционного проекта не представляется возможным. Также представляется, что оценка инвестиционной декларации не подлежит проведению в отношении уже реализуемого инвестиционного проекта, поскольку это может существенным образом нарушить права и законные интересы участника экономической зоны.
В связи с этим Закон N 377-ФЗ предлагается дополнить положениями, предусматривающими, что при внесении изменений в договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне оценка инвестиционной декларации на предмет эффективности реализации инвестиционного проекта не проводится.
В целях исключения возможности возникновения выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в связи с необоснованным применением участником свободной экономической зоны особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне законопроектом предлагается предусмотреть, что юридическое лицо подлежит исключению из единого реестра участников свободной экономической зоны в случае внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо, являющееся участником свободной экономической зоны, находится в процессе ликвидации.
Предусмотренная статьей 14.2 Закона N 377-ФЗ проверка проводится в целях определения соответствия деятельности участника свободной экономической зоны требованиям Закона N 377-ФЗ. При этом, в отличии от мониторинга выполнения участником свободной экономической зоны условий договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне, Законом N 377-ФЗ прямо не предусмотрена возможность расторжения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне в судебном порядке на основании заявления высшего исполнительного органа государственной власти Республики Крым или высшего исполнительного органа государственной власти города федерального значения Севастополя в случае, если в ходе указанной проверки выявлены факты нарушения участником свободной экономической зоны требований Закона N 377-ФЗ.
В целях устранения указанной правовой неопределенности законопроектом предлагается дополнить статью 14.2 Закона N 377-ФЗ соответствующими положениями.
Законопроектом также предлагается дополнить Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 485-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" нормами, обеспечивающими возможность реализации положений статьей 14.1 и 14.2 Закона N 377-ФЗ применительно к участникам свободной экономической зоны, заключившим договор об условиях деятельности в свободной экономической зоны до 25 декабря 2018 года (введения указанных норм).
Наряду с этим законопроектом предлагается предусмотреть норму, согласно которой в случае, если в Закон N 377-ФЗ вносятся изменения, которые приводят к установлению обязательных требований, связанных с реализацией участниками свободной экономической зоны инвестиционных проектов, положения договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне должны быть приведены в соответствие с Законом N 377-ФЗ.
Принятие законопроекта будет способствовать достижению цели и задач государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2019 г. N 63.
Законопроект не содержит обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.