Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О старательской деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Минвостокразвития России 18.05.2020 г.)
Проект федерального закона "О старательской деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - проект федерального закона, законопроект) подготовлен во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 25 октября 2019 г. N Пр-2196 (п.2"е").
Проектом федерального закона предлагается урегулировать деятельность граждан Российской Федерации по добыче драгоценных металлов (рассыпного золота, серебра и платины) на непромышленных месторождениях на территории Дальнего Востока и сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации.
Одной из проблем, на решение которых направлен проект федерального закона, является значительная доля нелегальной добычи в общем объеме добычи драгоценных металлов. Так, например, в Магаданской области добывается порядка 46,4 тонн золота в год (по данным на 2019 г.)*(1). Вместе с тем по экспертным оценкам нелегальная добыча золота в Магаданской области может достигать 25% от легальной добычи драгоценного металла*(2). Более того, по данным исследователей нелегальную добычу в указанном размере осуществляют так называемые старатели-одиночки, а выкуп нелегально добытого сырья осуществляется по ценам гораздо ниже рыночных*(3).
Нелегальная добыча драгоценного металла существенно снижает инвестиционную привлекательность данного вида деятельности для малого бизнеса, что оказывает отрицательное влияние на экономическое развитие Магаданской области, для которой добыча золота является системообразующей отраслью экономики. Кроме того, бюджеты бюджетной системы Российской Федерации недополучают налоговые доходы в значительном объеме.
Следует также отметить, что крупные по запасам металла месторождения практически разведаны и отработаны даже в отдаленных регионах Севера и Дальнего Востока, большинство предприятий эксплуатируют средние и мелкие месторождения с годовым объемом добычи от несколько десятков до сотни килограммов. В то же время остаются практически нетронутыми россыпные месторождения, которые принято относить к категории непромышленных россыпей - ограниченных по запасам металла (от 1 до 20-30 кг) месторождений, эксплуатация которых традиционными промышленными способами, при современной конъюнктуре рынка, экономически не эффективна. Даже по самым скромным оценкам в различных регионах России насчитывается около 10 000 непромышленных россыпей.
В мире накоплен богатый опыт в области освоения непромышленных золотоносных месторождений. В зарубежной практике подобный вид деятельности широко распространен (примерами являются такие страны, как США, Австралия, Новая Зеландия, Гана) и, как правило, законодательно закреплен в качестве непромышленной добычи золота. Ее характерной особенностью является то, что она ведется в большей степени вручную с минимальным применением средств малой механизации, без организации предприятия.
Разработанный с учетом анализа мирового опыта, проект федерального закона направлен на выведение из тени граждан Российской Федерации, осуществляющих деятельность по поиску и добыче драгоценных металлов непромышленным способом, повышение доступности и привлекательности осуществления данного вида деятельности, создание новых рабочих мест, повышение значимости непромышленных месторождений для золотодобывающей отрасли и ускорение разведки и открытия новых месторождений драгоценных металлов, а также снижение нелегальной добычи и незаконного оборота драгоценных металлов.
Законопроектом вводится понятие "старательской деятельности", под которой понимается деятельность по поиску и извлечению драгоценных металлов - золота, серебра, платины и металлов платиновой группы - на старательских участках непромышленным способом, осуществляемая гражданами Российской Федерации, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей.
Старательская деятельность может осуществляться на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и территориях, относящихся к сухопутным территориям Арктической зоны Российской Федерации. При этом конкретные территории реализации законопроекта определяются решением Правительства Российской Федерации.
Для обеспечения доступности и открытости информации об осуществлении старательской деятельности, удобства оформления статуса "старателя", эффективности взаимодействия граждан с органами государственной власти и органами местного самоуправления законопроект предусматривает создание и использование специальной федеральной информационной системы старательской деятельности, доступ к которой обеспечивается посредством официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее также - информационная система).
Законопроектом предусмотрена возможность самостоятельного выбора индивидуальными предпринимателями старательских участков через информационную систему. Под старательским участком понимается земельный участок, предоставленный в установленном настоящим законом порядке для осуществления старательской деятельности. Информационная система позволит на базе картографического материала и сведений государственного кадастра недвижимости сформировать схему размещения старательского участка и направить в уполномоченный орган заявление о предоставлении такого участка в безвозмездное пользование.
Федеральная информационная система старательской деятельности обеспечивает также возможность подготовки и направления проекта договора безвозмездного пользования старательским участком в форме электронного документа, иных документов и сведений; информирования уполномоченным органом индивидуального предпринимателя о решениях, принятых в связи с заявлением о предоставлении старательского участка в безвозмездное пользование; представления в установленном настоящим Федеральным законом порядке отчетности о старательской деятельности, декларации о восстановлении старательского участка; осуществление иных функций.
Основанием для осуществления старательской деятельности является договор безвозмездного пользования старательским участком. При этом получение каких-либо дополнительных разрешений (лицензий), иных документов, подтверждающих право занятия старательской деятельностью, не требуется.
Договор безвозмездного пользования старательским участком заключается на срок до трех лет. Старательская деятельность на старательском участке прекращается в связи с истечением срока договора безвозмездного пользования старательским участком или досрочно, в том числе в случае, если количество драгоценных металлов в химически чистом виде, совокупно добытых этим индивидуальным предпринимателем на старательском участке, достигло тридцати килограммов. Прекращение старательской деятельности в указанном случае является основанием для возникновения права пользования участком недр в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. "О недрах". Порядок предоставления участка недр в пользование утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Проектом федерального закона устанавливаются основные требования к осуществлению старательской деятельности.
Так, старательская деятельность осуществляется в пределах старательского участка и на глубине, не превышающей пяти метров. Старатель самостоятельно определяет способы и методы ведения работ при осуществлении старательской деятельности, при этом не допускается:
1) применение взрывных работ;
2) снятие поверхностного слоя земли на глубину более пяти метров;
3) использование оборудования мощностью более 5 киловатт, за исключением транспортных средств, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3,5 тонн. Правительство Российской Федерации вправе дополнительно определить виды работ, оборудование, а также иные средства, применение которых при осуществлении старательской деятельности не допускается.
После прекращения договора безвозмездного пользования старательским участком индивидуальный предприниматель обязан выполнить следующие мероприятия по восстановлению старательского участка:
1) выравнивание поверхностного слоя земли;
2) вывоз мусора и ликвидация загрязнений, вызванных старательской деятельностью;
3) снос (демонтаж) некапитальных строений и сооружений, возведенных на старательском участке.
Правительство Российской Федерации устанавливает требования к мероприятиям по восстановлению старательского участка исходя из принципа разумной достаточности, под которым понимается обеспечение баланса интересов между предпринимателями, осуществляющими старательскую деятельность, и сохранением природной среды.
В целях получения достоверной, полной и актуальной информации о ходе осуществления деятельности на старательском участке старатели обязаны вести отчетность о старательской деятельности.
Требования к отчетности о старательской деятельности предполагают включение в такую отчетность информации о способах и видах работ, осуществленных старателем за отчетный период, объемах древесины, заготовленной и использованной в целях старательской деятельности, а также объеме добытой породы.
Отчетность о старательской деятельности осуществляется старателями путем направления ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, деклараций о старательской деятельности в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации с использованием информационной системы.
К декларации о старательской деятельности в обязательном порядке прилагаются материалы фото-, видеофиксации старательского участка на электронных носителях, выполненные с помощью программного обеспечения, позволяющего фиксировать и достоверно определять местоположение, дату и время соответствующей фото- или видеосъемки. Указанные материалы фото-, видеофиксации старательского участка должны быть сделаны не ранее пяти дней до истечения соответствующего отчетного периода или в последний день осуществления работ на старательском участке в соответствующем отчетном периоде.
Государственный контроль (надзор) за старательской деятельностью осуществляют уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Государственный контроль (надзор) за старательской деятельностью осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Проект федерального закона позволит создать новый вид деятельности - старательскую деятельность, существенно повысить инвестиционную привлекательность данного вида деятельности для рядовых граждан, увеличить уровень занятости в регионе (в том числе за счет развития сопутствующей сервисной инфраструктуры и услуг для нового вида деятельности), а также обеспечить дополнительные поступления в бюджеты благодаря созданию новой налоговой базы от данной деятельности. Вместе с этим ввиду прозрачной организации старательской деятельности реализация проекта федерального закона способна увеличить общую добычу золота в регионе.
При этом предлагаемый законопроектом механизм получения статуса старателя (оформления старательского участка и заключения договора безвозмездного пользования старательским участком), требования к осуществлению старательской деятельности и ведению отчетности являются наименее обременительными для граждан, что должно способствовать активизации предпринимательской деятельности граждан в данной сфере и повышению привлекательности легальной добычи и оборота драгоценных металлов.
В связи с принятием проекта федерального закона предусмотрено внесение изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в части: а) снятия запрета применения индивидуальными предпринимателями, осуществляющими добычу и реализацию полезных ископаемых, упрощенной системы налогообложения (подпункт 8 пункта 3 статьи 34612 части второй Налогового кодекса Российской Федерации); б) исключения индивидуальных предпринимателей, осуществляющих добычу полезных ископаемых в качестве старателей, из числа плательщиков налога на добычу полезных ископаемых (Глава 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации).
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация проекта федерального закона не окажет влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В проекте федерального закона содержатся положения об обязательных требованиях, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требованиях, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Анализ влияния решений, предлагаемых к принятию проектом федерального закона, на доходы и расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также экономический эффект от реализации законопроекта на примере Магаданской области содержится в финансово-экономическом обосновании к законопроекту.
-------------------------------------------
*(1) Источник: https://zolotodb.ru/article/10922
*(2) Источник: https://prodragmetally.ru/o-zolote/tipy/o-dobyche-v-magadane.html#i-3; http://www.ng.ru/economics/2016-03-31/4_gold.html
*(3) Источник: https://www.kolyma.ru/magadan/index.php?newsid=166
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.