Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 274.1 Уголовного кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минэкономразвития России 20.05.2020 г.)
Федеральным законом от 26 июля 2017 г. N 194-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации" глава 28 Уголовного кодекса Российской Федерации дополнена статьей 274.1, установившей уголовную ответственность за общественно опасные деяния, связанные с неправомерным воздействием на критическую информационную инфраструктуру Российской Федерации.
Между тем, нормы, установленные отдельными частями указанной статьи Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), не в полной мере обеспечивают уголовно-правовую защиту общественных отношений, связанных с обеспечением безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и ее бесперебойного функционирования. Это обусловлено особенностями использованного понятийного аппарата, применение которого в силу неоднозначной и субъективной трактовки может сформировать спорную правоприменительную практику на всех стадиях уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации.
Представляемым проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 274.1 Уголовного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) в целях повышений эффективности правовой защиты безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и устранения условий формирования неоднозначного правоприменения статьи 274.1 УК РФ предлагается внести изменения в ее части 1-3 с учетом положений Федерального закона "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации" (далее - Закон о КИИ), определяющих задачи системы безопасности значимого объекта критической информационной инфраструктуры (ч. 2 ст. 10 Закона о КИИ) и критерии категорирования объектов критической информационной инфраструктуры (ч. 2 ст. 7 Закона о КИИ).
Законопроект конкретизирует условия наступления ответственности по указанной статье УК РФ, а также приводит используемую в статье терминологию в соответствие с положениями Закона о КИИ.
Так, перечень способов неправомерного воздействия на критическую информационную инфраструктуру (далее - КИИ), приведенный в части первой статьи 274.1, предлагается дополнить предоставлением доступа к информации, содержащейся в КИИ, а также завершить данный перечень словами "а равно для иных неправомерных действий в отношении указанной информации". Данная поправка приводит перечень способов неправомерного воздействия на КИИ в соответствие с пунктом 1 части 2 статьи 10 Закона КИИ, согласно которому одной из основных задач системы безопасности значимого объекта критической информационной инфраструктуры является "предотвращение неправомерного доступа к информации, обрабатываемой значимым объектом критической информационной инфраструктуры, уничтожения такой информации, ее модифицирования, блокирования, копирования, предоставления и распространения, а также иных неправомерных действий в отношении такой информации".
Следует отметить, что в действующей редакции пункта 1 статьи 274.1 УК РФ данный перечень, фактически, является открытым. Таким образом, предложенные в пункт 1 статьи 274.1 УК РФ поправки имеют технический характер и предназначены для синхронизации указанных норм и унификации терминологии УК РФ и Закона о КИИ.
Одновременно предлагается внести изменения в составы преступлений, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 274.1 УК РФ. Представляется, что установленный законодателем в качестве обязательного материального признака такой элемент указанных составов преступлений как "наступление вреда" критической информационной инфраструктуре в силу многозначного понятия "вред" недостаточно конкретизирован, чем детерминирует высокую степень субъективности при его толковании и последующем применении. Одновременно негативному правоприменению может способствовать использование в диспозиции указанных норм достаточно широкого понятия "критическая информационная инфраструктура", которая согласно пункту 6 статьи 2 Закона о КИИ включает в себя все объекты критической информационной инфраструктуры, а также сети электросвязи, используемые для организации взаимодействия таких объектов.
Действующая редакция частей 2 и 3 статьи 274.1 УК РФ в силу названной широты предмета преступления и отсутствия количественных и качественных характеристик описания вреда как конститутивного признака состава преступления позволяет субъективно оценивать характер и размер вреда и, как следствие, неоднозначно толковать и применять указанные нормы, что может привести к неоправданному расширению круга лиц, подпадающих под их действие по достаточно формальным основаниям. Для исключения подобных случаев предлагается в частях 2 и 3 статьи 274.1 УК РФ, в которых характеристики "вреда" недостаточно акцентированы, а иные элементы объективной стороны деяния носят достаточно формальный характер, необходимое условие наступления уголовной ответственности - "причинение вреда" заменить на "причинение крупного ущерба".
В отличие от понятия "причинение вреда", которое допускает расширительное толкование и не имеет единой выработанной расшифровки в уголовном законодательстве, понятие "причинение крупного ущерба" точно и однозначно трактуется и широко используется в УК РФ, как связанное с причинением материально-вредных последствий и, как правило, раскрывается непосредственно в тексте соответствующей статьи или главы УК РФ. Согласно пункту 2 примечания к статье 272 УК РФ ("Неправомерный доступ к компьютерной информации") крупным ущербом в статьях главы 28 "Преступления в сфере компьютерной информации" УК РФ признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.
Таким образом, данная поправка позволит значительно снизить правовую неопределенность относительно условий наступления ответственности по частям 2 и 3 статьи 274.1 УК РФ, установив четко определенный размер имущественного вреда, причинение которого станет основанием для наступления уголовной ответственности.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, а будет осуществляться федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации за счет и в пределах средств, предусмотренных в бюджете на их текущее содержание.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.