Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности"
(подготовлен Минэкономразвития России 21.05.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отельных видов деятельности" (далее - законопроект) разработан в рамках реализации пункта 2 подраздела 2 Раздела XVI Направление "Защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности" плана мероприятий "Трансформация делового климата", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 января 2019 г. N 20-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 января 2020 г. N 19-р).
Законопроект направлен на законодательное закрепление возможности получения лицензий иностранными инвесторами.
В настоящее время Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) предусмотрено лицензирование 52 видов деятельности.
В соответствии с Законом N 99-ФЗ при получении лицензии соискатель лицензии указывает в заявлении на представление лицензии государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц.
Вместе с тем иностранные юридические лица не имеют возможности представления указанной информации.
Иностранные юридические лица осуществляют свою деятельность на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 9 июля 1999 года N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (далее - Закон N 160-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 4 Закона N 160-ФЗ иностранное юридическое лицо, цель создания и (или) деятельность которого имеют коммерческий характер и которое несет имущественную ответственность по принятым им в связи с осуществлением указанной деятельности на территории Российской Федерации обязательствам, имеет право осуществлять деятельность на территории Российской Федерации через филиал, представительство со дня их аккредитации, если иное не установлено федеральными законами. Иностранное юридическое лицо прекращает деятельность на территории Российской Федерации через филиал, представительство со дня прекращения действия аккредитации филиала, представительства.
Днем аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица признается день внесения соответствующей записи в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц (далее - реестр). Подтверждением факта аккредитации является документ о внесении соответствующей записи в реестр, выданный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, в настоящее время существует правовой пробел в части осуществления иностранными инвесторами лицензируемых видов деятельности.
Вместе с тем согласно данным реестра, размещенном на официальном сайте в сети "Интернет" ФНС России, только в период с 1 января 2015 года по 31 декабря 2019 года было аккредитовано 2 257 филиалов иностранных юридических лиц.
Законопроектом вносятся изменения в Закон N 99-ФЗ, предусматривающие, что лицензиатом, соискателем лицензии могут являться в том числе иностранные юридические лица, если возможность осуществления лицензируемого вида деятельности иностранным юридическим лицом предусмотрена положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Необходимо отметить, что функция по аккредитации филиалов, представительств иностранных юридических лиц возложена на ФНС России. Также к полномочиям ФНС России отнесено ведение в установленном порядке реестра.
В соответствии с порядком создания, эксплуатации и ведения государственного реестра аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц и представления сведений из него, утвержденным приказом ФНС России от 26 декабря 2014 г. N ММВ-7-14/683@, записи об аккредитации иностранного филиала, представительства, внесенной в реестр, присваивается номер записи об аккредитации, который указывается во всех последующих записях, вносимых в реестр в отношении иностранного филиала, представительства, а также в документах, подтверждающих аккредитацию иностранного филиала, представительства, или внесение изменений в сведения, содержащиеся в реестре, либо прекращение действия его аккредитации.
В связи с этим законопроектом предусматривается, что при получении лицензии в заявлении на представление лицензии иностранные юридические лица вместо государственного регистрационного номера записи о создании юридического лица, данных документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, указывают номер записи об аккредитации филиала иностранного юридического лица в реестре, дату внесения записи об аккредитации филиала иностранного юридического лица в реестр.
Предусмотренные законопроектом изменения направлены на формирование благоприятных условий для иностранных инвесторов, снижение административных барьеров при лицензировании отдельных видов деятельности, предусмотренных Законом N 99-ФЗ.
Предусмотренный законопроектом срок вступления его в силу (по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования) обусловлен необходимостью приведения подзаконных нормативных правовых актов в соответствие с положениями законопроекта.
Законопроект отвечает положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект содержит обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, и обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования).
Так, законопроектом определяется информация, которую иностранные юридические лица указывают в заявлении о представлении лицензии. Информация, указанная в заявлении на представление лицензии, в соответствии с действующей редакцией Закона N 99-ФЗ подлежит проверке в рамках лицензионного контроля.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных затрат из средств федерального бюджета.
В палатах Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов аналогичного содержания отсутствуют.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.