Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О транспортной безопасности" в части совершенствования отдельных положений"
(подготовлен Минтрансом России 28.05.2020 г.)
1. Общие характеристики проекта акта
Вид - проект федерального закона.
Наименование вносимого проекта акта - проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О транспортной безопасности" в части совершенствования отдельных положений" (далее - проект федерального закона).
Федеральный орган исполнительной власти, вносящий проект федерального закона - Министерство транспорта Российской Федерации.
Основание для подготовки проекта федерального закона - законодательная инициатива.
2. Описание проблемы, на решение которой направлен проект акта, Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты от их реализации
1. По результатам правоприменительной практики реализации требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности и в целях применения дифференцированного подхода в применении указанных требований в отношении транспортных средств морского и речного транспорта с учетом специфики их применения, проектом федерального закона предлагается исключить из положений Федерального закона "О транспортной безопасности" маломерные суда морского и речного транспорта, не используемые в коммерческих целях.
Вышеуказанные изменения позволят оптимизировать расходы субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков, эксплуатирующих маломерные суда морского и речного транспорта не в коммерческих целях, на реализацию требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности.
2. В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации "Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)" от 10 декабря 2008 г. N 940 (далее - Постановление N 940) уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств N 2 и N 3 объявляются (устанавливаются) и отменяются субъектами транспортной инфраструктуры на основании:
- решения руководителей образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. N 116 Федерального оперативного штаба, оперативных штабов в субъектах Российской Федерации (уполномоченных ими должностных лиц) об изменении степени угрозы совершения носящего террористический характер акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса;
- решения Министра внутренних дел Российской Федерации либо Министра транспорта Российской Федерации (уполномоченных ими должностных лиц) об изменении степени угрозы совершения не носящего террористический характер акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса.
Вместе с тем, Постановлением N 940 не определен срок, на который объявляются (устанавливаются) уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры N 2 и N 3.
Так в частности, в настоящее время в аэропортах Московского аэроузла, международных аэропортах и аэропортах федерального значения Российской Федерации действует объявленный в январе 2011 г. приказом Минтранса России "Об объявлении уровня безопасности объектов аэропортовой инфраструктуры" от 26 января 2011 г. N 23, уровень безопасности N 2 объектов аэропортовой инфраструктуры.
Исходя из положений части 2 статьи 7 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", Правительство Российской Федерации наделено полномочиями устанавливать перечень уровней безопасности и порядок их объявления при изменении степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса.
Вместе с тем, полномочия по определению срока, на который объявляются (устанавливаются) уровни безопасности, в настоящее время не предусмотрены.
Учитывая вышеизложенное, проектом федерального закона предлагается наделить Правительство Российской Федерации полномочиями по определению срока, на который объявляются (устанавливаются) уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры N 2 и N 3.
Принятие проекта федерального закона позволит внести соответствующие изменения (дополнения) в Постановление N 940.
3. В целях осуществления субъектами транспортной инфраструктуры дополнительных мер по защите объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, проектом федерального закона предлагается предусмотреть возможность использования в качестве специальных средств служебных собак.
Исходя из задач в области обеспечения транспортной безопасности, проектом федерального закона предлагается использовать служебных собак в следующих случаях:
1) поиск и выявление оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть (специальные собаки);
2) поиск и обнаружение человека по его индивидуальному запаху (разыскные собаки);
3) осуществление защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (караульные собаки).
Аналогичные случаи использования служебных собак предусмотрены в Правилах использования служебных собак при проведении таможенного контроля, их обучения и содержания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 31 марта 2011 г. N 232.
Представляется, что привлечение служебных собак, в частности их одорологических способностей, исходя из задач в области обеспечения транспортной безопасности, существенно расширит возможности обнаружения предметов и веществ, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть и (или), которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства.
При этом Правительство Российской Федерации предлагается наделить правом издания порядка использования служебных собак при осуществлении защиты от актов незаконного вмешательства объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Порядок обучения, аттестации служебных собак, а также порядок их содержания и приобретения будут определяться Министерством транспорта Российской Федерации.
3. Оценка соответствия проекта акта Основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденным Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 29 сентября 2018 г.
Принятие Федерального закона не противоречит Основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденным Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 29 сентября 2018 г.
4. Оценка эффективности предлагаемых решений
Принятие и реализация Федерального закона не предполагают увеличения численности работников федеральных органов исполнительной власти, не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и изменения порядка финансирования федеральных органов исполнительной власти.
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" в части совершенствования отдельных положений" позволит оптимизировать финансовые и организационные затраты субъектов транспортной инфраструктуры, перевозчиков без снижения уровня защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств по видам транспорта от актов незаконного вмешательства.
5. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления
Принятие законопроекта:
не окажет влияния на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления.
не влечет за собой выделения дополнительных ассигнований из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
не влечет за собой сокращения доходной части соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
не влияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
6. Соответствие предлагаемых решений положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации
Проект федерального закона не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
7. Информация о наличии или отсутствии в проекте акта обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения
В проекте федерального закона обязательные требования отсутствуют.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.