Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 57 Земельного кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Росреестром 01.06.2020 г.)
Настоящий законопроект разработан во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2020 г. N 11-П по делу о проверке конституционности подпунктов 4 и 5 пункта 1 и пункта 5 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки И.С. Бутримовой (далее - Постановление), которым подпункты 4 и 5 пункта 1 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой содержащиеся в них положения о возмещении убытков в случае ограничения прав собственника земельного участка правомерными действиями органа государственной власти или органа местного самоуправления в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территорий - в системе действующего правового регулирования и с учетом их истолкования в правоприменительной практике - в силу своей неопределенности не позволяют однозначно определить условия такого возмещения.
Реализация положений подпунктов 4 и 5 пункта 1 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации - как свидетельствует правоприменительная практика - допускает возможность неоднозначной интерпретации их нормативного содержания. Такая неопределенность обусловлена, помимо прочего, отсутствием необходимой ясности в вопросе о правовой природе предусмотренного этой статьей института возмещения убытков при ограничении прав правообладателей земельных участков и, соответственно, о природе юридических оснований для компенсации, в частности, за правомерные действия органов государственной власти или органов местного самоуправления, которые носят по отношению к правообладателям земельных участков принудительный характер, несмотря на то, что законодательные предписания в сфере гарантий права собственности должны обладать максимальной степенью ясности, не допускающей противоречивого их толкования в правоприменительной практике.
В связи с этим законопроектом предлагается внесение изменений в подпункт 4 пункта 1 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации в части уточнения случаев, в связи с которыми возникающие ограничения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков подлежат возмещению.
Кроме того, законопроектом предлагается исключить подпункт 5 пункта 1 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым возмещению подлежат убытки, возникающие в связи с изменением целевого назначения земельного участка на основании ходатайства органа государственной власти или органа местного самоуправления о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую без согласования с правообладателем земельного участка.
Необходимо отметить, что сам по себе перевод земельного участка из одной категории в другую категорию не влечет изменения его вида разрешенного использования. Зачастую такой земельный участок и далее может использоваться по ранее установленному виду разрешенного использования, что, следовательно, не влечет возникновение убытков.
Более того, в соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую", перевод земельных участков из состава земель одной категории в другую осуществляется при наличии согласия правообладателей земельных участков.
В случаях, когда перевод земель и (или) земельных участков из одной категории в другую допускается без согласия правообладателей земельных участков, представляется, что в качестве защиты своих законных интересов правообладатель земельного участка вправе оспорить решение о переводе земельного участка из одной категории в другую.
Таким образом, изменения, предлагаемые законопроектом, позволят устранить обозначенную неопределенность в правоприменительной практике и установить, что возмещению в полном объеме, подлежат в том числе убытки, которые возникают в связи с ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в связи с установлением зон с особыми условиями использования территорий, сервитута, публичного сервитута, резервированием земельного участка для государственных и муниципальных нужд.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных затрат из средств федерального бюджета.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.