Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Минэкономразвития России 02.06.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования механизмов создания и схемы управления особыми экономическими зонами (ОЭЗ), а также в целях упрощения порядка получения (лишения) статуса резидента ОЭЗ. Кроме того, законопроект способствуют сокращению административных барьеров путем расширения перечня разрешенных видов деятельности на территориях ОЭЗ.
В целях реализации поручения Президента Российской Федерации от 27 мая 2016 г. N Пр-1028, поручения Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 г. N ДМ-П9-8413, а также с учетом замечаний и предложений Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Счетной палаты Российской Федерации, данных по результатам проведенных проверок, и уточнения некоторых положений Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ) Минэкономразвития России подготовлен законопроект, предусматривающий следующие изменения:
1. Объединение 4-х типов ОЭЗ (промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые) в 2 типа ОЭЗ: ОЭЗ (объединить ППТ, ТВТ и ТРТ) и портовые ОЭЗ.
2. Изменение схемы управления ОЭЗ путем заключения единственного соглашения о создании и управлении ОЭЗ между Минэкономразвития России, субъектом Российской Федерации, муниципалитетом и управляющей компанией, которым в том числе предполагается определение границы ОЭЗ, обязательства по финансированию создания объектов инфраструктуры, перспективный план развития ОЭЗ, значения ключевых показателей эффективности ОЭЗ, а также полномочия всех сторон. Примерная форма соглашения о создании и управлении ОЭЗ разрабатывается Минэкономразвития России.
3. Добавление необходимости предоставления заявки с обоснованием в Минэкономразвития России при расширении границ действующих ОЭЗ путем включения новых участков, расположенных на территории другого муниципального образования, при условии загруженности более 50 процентов мощностей построенных объектов инфраструктуры ОЭЗ и (или) более 50 процентов общей площади земельных участков ОЭЗ.
4. Закрепление необходимости разработки Минэкономразвития России порядка оформления и подачи заявки на расширение ОЭЗ, а также включения в заявку на создание (расширение) ОЭЗ перспективного плана развития ОЭЗ, плана обустройства ОЭЗ и проекта планировки территории ОЭЗ.
5. Закрепление необходимости разработки Минэкономразвития России примерных форм:
- соглашения о создании и управлении ОЭЗ;
- плана обустройства ОЭЗ и прилегающей к ней территории и перечня планируемых к строительству объектов инфраструктуры ОЭЗ;
- перспективного плана развития ОЭЗ.
6. Возможность ликвидации ОЭЗ в случае признания ее деятельности неэффективной в течение трех лет подряд. При этом, первая оценка эффективности функционирования ОЭЗ проводится не ранее чем через два года после ее создания.
7. Изменение схемы финансирования создания ОЭЗ путем исключения необходимости докапитализации АО "Особые экономические зоны".
8. Расширение перечня разрешенных видов деятельности на территориях ОЭЗ.
9. Упрощение порядка получения (лишения) статуса резидента ОЭЗ путем:
- замены бизнес-планов на паспорта инвестиционных проектов, являющихся упрощенной формой бизнес-плана;
- сокращение сроков заключения соглашений о ведении деятельности в ОЭЗ до 15 рабочих дней;
- исключения Наблюдательного и Экспертного советов ОЭЗ;
- заключения соглашения о ведении деятельности напрямую с субъектом Российской Федерации или управляющей компанией в случае передачи им соответствующих полномочий.
10. Установление функции уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти по утверждению порядка ведения реестра резидентов ОЭЗ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 8 Федерального закона N 116-ФЗ уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти осуществляет ведение реестра резидентов ОЭЗ. Однако законодательством Российской Федерации об ОЭЗ не установлена функция уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти по утверждению порядка ведения реестра резидентов ОЭЗ.
11. Установление необходимости опубликования сведений о наличии не сданных в аренду земельных участков, сведений о построенных и планируемых к строительству объектах инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур ОЭЗ, сведений о загруженности построенных объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур ОЭЗ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайтах, определяемых Минэкономразвития России.
На сегодняшний день на территории ОЭЗ более 50 % земельных участков свободны и могут быть предоставлены потенциальным резидентам ОЭЗ для создания новых производств и реализации своих инвестиционных проектов.
Во всех ОЭЗ создана современная высокотехнологичная инженерная, транспортная, социальная, инновационная и иная инфраструктура, в связи с чем земельные участки, расположенные в их границах, являются привлекательными для осуществления предпринимательской деятельности.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 8 Федерального закона N 116-ФЗ за Минэкономразвития России закреплено полномочие опубликовывать не реже чем один раз в квартал в печатных и электронных средствах массовой информации сведения о наличии не сданных в аренду земельных участков. На основании соглашений об управлении ОЭЗ Минэкономразвития России передает данное полномочие управляющим компаниям ОЭЗ. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2005 г. N 1962-р управляющие компании публикуют указанную информацию в "Российской газете". Однако основными источниками информации о наличии не сданных в аренду земельных участков, исходя из сложившейся практики, являются официальные сайты управляющих компаний ОЭЗ.
12. Установление возможности выкупа резидентом ОЭЗ арендуемого земельного участка только в случае выполнения условий соглашения об осуществлении деятельности в ОЭЗ.
Согласно части 2 статьи 32 Федерального закона N 116-ФЗ на территории ОЭЗ земельные участки могут предоставляться арендаторам во временное владение и пользование исключительно на основании договора аренды.
Также в соответствии с частью 3 статьи 32 Федерального закона N 116-ФЗ может быть осуществлена продажа земельного участка арендаторам-собственникам созданных ими объектов недвижимости, которые находятся на территории указанного земельного участка. При этом резиденты ОЭЗ осуществляют покупку таких земельных участков по заниженной стоимости (например, цена покупки земельного участка для резидента ОЭЗ в г. Москве составляет 1 % от его кадастровой стоимости, в г. Санкт-Петербурге - 25 %, в Свердловской области - 7 %, в Томской области - 7,5 %).
Вместе с тем в соответствии с заключаемыми соглашениями об осуществлении деятельности в ОЭЗ резиденты ОЭЗ обязуются осуществить определенный объем капитальных вложений за определенный период.
Таким образом, предлагаемое изменение позволит рационально использовать земельные участки в границах ОЭЗ и исключить их дальнейшее недобросовестное использование.
13. В целях недопущения риска административного давления предусмотрено проведение ежегодных плановых проверок (включая налоговый и таможенный контроль) в виде совместных проверок по согласованию с Минэкономразвития России при возможности присутствия на них представителя Минэкономразвития России и (или) представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) управляющей компании.
Порядок проведения таких проверок устанавливается Правительством Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.