Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минэкономразвития России 02.06.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях создания максимально привлекательных налоговых условий, которые позволят существенно увеличить прямые российские и иностранные инвестиции в приоритетные отрасли экономики Российской Федерации, создать новые высокопроизводительные рабочие места, что, в свою очередь, обеспечит ускоренное социальное и экономическое развитие субъектов Российской Федерации.
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Основной законопроект) четыре типа ОЭЗ объединены в два: ОЭЗ и портовые ОЭЗ (ПОЭЗ), в связи с чем изменился подход к предоставлению налоговых льгот резидентам ОЭЗ: предоставление налоговых льгот будет осуществляться, исходя из видов экономической деятельности (ВЭД) в соответствии с отчетностью. ВЭД, возможных к осуществлению резидентами ОЭЗ на ее территории, будут разбиты на условные группы: промышленное производство; наука, технологии, инновации и информационные технологии; туризм; складская (логистическая) деятельность; строительство - ОЭЗ; и, соответственно, портовая деятельность - ПОЭЗ.
В целях создания привлекательных налоговых условий для резидентов ОЭЗ, а также приведения действующего налогового законодательства Российской Федерации в части ОЭЗ в соответствие с вносимыми Основным законопроектом изменениями Минэкономразвития России подготовлен законопроект, предусматривающий следующие поправки в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации:
1. Предоставление резидентам ОЭЗ, осуществляющим деятельность в сфере обрабатывающих производств, строительства или туризма, возможности ускоренной процедуры возмещения налога на добавленную стоимость.
2. Установление для сотрудников резидентов ОЭЗ, осуществляющих профессиональную, научную и техническую деятельность, а также деятельность в области информации и связи, налоговой ставки в размере 7 % в части налога на доходы физических лиц.
3. Предоставление возможности ускоренной амортизации - коэффициент 2 в отношении средств резидентов ОЭЗ, осуществляющих деятельность в сфере строительства, или имеющих статус резидента ПОЭЗ, а также - коэффициент 3 в отношении средств резидентов ОЭЗ, осуществляющих деятельность в сфере обрабатывающих производств, деятельность гостиниц, предприятий общественного питания или деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений.
4. Установление единой ставки по уплате налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, в размере 0 % сроком на 5 лет для резидентов ОЭЗ и ПОЭЗ, а также в размере от 0 до 13,5 %, зачисляемого бюджеты субъектов Российской Федерации, сроком на 6-10 годы.
5. Для резидентов ОЭЗ, осуществляющих деятельность гостиниц, предприятий общественного питания или деятельность в области культуры, спорта, организации досуга, установлены стандартные ставки по водному налогу с коэффициентом 0,5.
6. Для резидентов ОЭЗ, осуществляющих профессиональную, научную и техническую деятельность, деятельность в области информации и связи, деятельность гостиниц, предприятий общественного питания, в области культуры, спорта, организации досуга, установление ставки по уплате страховых взносов в совокупном размере 14 % сроком на 10 лет.
Необходимо отметить, что с 1 января 2018 года для резидентов ОЭЗ технико-внедренческого типа (ОЭЗ ТВТ) ставка по уплате страховых взносов возросла с 14 % до 28 %. При этом для резидентов ОЭЗ, работающих только в сфере информационных технологий, ставка по уплате страховых взносов в размере 14% в декабре 2017 года была продлена до 2023 года включительно. Однако вопрос о продлении льгот для резидентов, не относящихся к ИТ-сфере, в том числе новых резидентов, до настоящего времени остается актуальным и важным.
Вместе с тем резиденты ОЭЗ ТВТ также осуществляют инновационную деятельность, характер реализации проектов резидентов ОЭЗ ТВТ предполагает создание новых продуктов, разработок и технологий. Необходимо исключить неконкурентные условия для резидентов ОЭЗ ТВТ при реализации их проектов по сравнению с инструментами поддержки инновационного предпринимательства, созданными в последнее время.
Кроме того, продление льгот для резидентов поддержано всеми главами субъектов Российской Федерации (6 регионов), на территориях которых расположены ОЭЗ ТВТ: обращение Мэра Москвы Собянина С.С. от 30.06.2017 N 4-14-862/7, обращение Губернатора Московской области Воробьева А.Ю. от 13.07.2017 N Исх-69373/, обращение Президента Республики Татарстан Минниханова Р.Н. от 30.06.2017 N 01-6542, обращение Губернатора Томской области Жвачкина С.А. от 20.06.2017 N СЖ-11-1312, обращения Губернатора Санкт-Петербурга Полтавченко Г.С. от 02.07.2017 N 07-139-6980/17-0-1 и от 28.03.2018 N 7-103-2944/18-2-0.
Также по вопросу необходимости проработки вопроса продления льгот Минэкономразвития России дано 5 поручений Правительства Российской Федерации (от 31 июля 2017 г. N ДК-П13-5012, от 3 апреля 2018 г. N ДМ-П13-1849р, от 4 апреля 2018 г. N ДК-П13-1856, от 12 апреля 2018 г. N ДК-П13-2106, от 27 ноября 2018 г. N ЮБ-П7-92пр (пункт 4), от 5 февраля 2019 г. N МА-П10-16пр (пункт 5)).
Пониженная ставка по уплате страховых взносов являлась одной из ключевых и привлекательных мер государственной поддержки для потенциальных инвесторов, предлагаемой в рамках инструмента ОЭЗ ТВТ.
7. В целях приоритизации субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Северо-Кавказского федерального округа (СКФО), для резидентов ОЭЗ, созданных на территории СКФО, и осуществляющих деятельность в сфере обрабатывающих производств, деятельность в области информации и связи, профессиональную, научную и техническую деятельность, деятельность гостиниц и предприятий общественного питания, в области культуры, спорта, организации досуга, установление ставки по уплате страховых взносов в совокупном размере 14 % сроком на 10 лет.
Такая мера обеспечит вывод предприятий резидентов ОЭЗ в СКФО из теневого сектора экономики.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.