Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616"
(подготовлен Минпромторгом России 09.06.2020 г.)
Минпромторг России разработал изменения, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - проект постановления).
Целесообразность разработки указанных изменений обусловлена следующими обстоятельствами.
По данным Росстата и ФТС России за 2019 год объем российского рынка медицинских масок составил около 350 млн рублей, при этом уже на текущий момент прогнозные значения на 2020 год составляют 20 млрд рублей.
До середины марта объем серийного производства медицинских масок в России составлял порядка 0,6 млн шт. в сутки; в результате ввода дополнительных производственных линий и реализации инвестиционных проектов к текущему моменту он вырос до 6 млн шт. в сутки; к началу июля 2020 г. объем серийного производства медицинских масок будет составлять 9,5 млн шт.; к 1 августа - 11 млн шт.
По информации Минздрава России нормативная среднесуточная потребность в медицинских масках на территории Российской Федерации составляет почти 6 млн шт. (письмо от 13 мая 2020 г. N 25-0/И/1-2977).
В соответствии с изложенным, объем производства медицинских масок на территории Российской Федерации за период пандемии увеличится в 10 раз и полностью покрывает внутреннюю потребность. Производителями являются профильные организации, традиционно производящие медицинские изделия (22 организации), а также перепрофилированные и новые организации (28 организаций) - всего 50 организация, к концу сентября 2020 года осуществлять производство будет еще 26 новых предприятий - итого 76 производителей медицинских масок.
При этом, в большинстве стран, где закончилась первая волна пандемии, снимаются ограничительные меры, например, в Китайской Народной Республике и части стран Европейского Союза масочный режим смягчается или отменяется совсем и, соответственно, производственные мощности, обеспечивающие внутренний рынок указанных стран, высвобождаются и переориентируются на экспорт, в том числе и на рынок Российской Федерации.
Указанные обстоятельства могут привести к потере рынка сбыта для отечественных производителей и, следовательно, к сворачиванию наращенных производственных мощностей.
В настоящее время производители медицинских масок осуществляют отгрузки в основном государственным заказчикам (34 %), в том числе в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации сферы здравоохранения, а также медицинским учреждениям напрямую (12 %) и аптекам (14 %).
Объем закупок для государственных и муниципальных нужд за I полугодие 2020 г. медицинских масок составил около 160 млн шт., что составляет около 10 % объема российского рынка медицинских масок. По оценкам экспертов более 80 %указанного спроса было удовлетворено товарами из стран Юго-Восточной Азии.
Согласно приказу ФАС России от 28 апреля 2010 г. N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" для определения уровня концентрации товарного рынка используются коэффициент рыночной концентрации (CR) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI). В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:
- высокий: при 70% <= CR3 <= 100% или 2000 <= HHI <= 10000;
- умеренный: при 45% <= CR3 < 70% или 1000 <= HHI < 2000;
- низкий: при CR3 < 45% или HHI < 1000.
Согласно данным реестра контрактов, заключенных заказчиками, Единой информационной системы в сфере закупок были рассчитаны индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) и коэффициент рыночной концентрации CR3 для рынка закупок медицинских масок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в I полугодии 2020 г. HHI составил 604, CR3 - 37 %, что свидетельствует о низкой концентрации указанного рынка, вследствие чего введение ограничения на нем является возможным.
Согласно данным реестра контрактов, заключенных заказчиками, Единой информационной системы в сфере закупок более 80 %объема соответствующих закупок медицинских масок для государственных и муниципальных нужд в 2020 г. приходится на поставщиков, не являющихся производителями, большую часть государственных контрактов на поставку отечественных медицинских масок исполняют перекупщики.
Вследствие чего, ограничение доступа товаров из иностранных государств на указанный рынок приведет только к изменению номенклатуры поставляемых перекупщиками товаров и увеличению доли продукции российского происхождения.
Аналитическая справка по объему государственных закупок медицинских масок и производственным возможностям российских производителей прилагается.
Запрет на допуск иностранных производителей медицинских масок не ведет к увеличению расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Практика объединения в один лот различных видов товаров, в том числе медицинских масок с другими видами товаров и услуг, приводит к существенному сокращению количества участников закупок, ограничению конкуренции и неэффективному расходованию бюджетных средств.
В части возможного увеличения временных и административных затрат на проведение закупок при введении запрета на объединение в один лот медицинских масок в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - федеральный закон о контрактной системе) при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Организатором совместного конкурса или аукциона выступает уполномоченный орган, уполномоченное учреждение в случае наделения их полномочиями в соответствии со статьей 26 федерального закона о контрактной системе либо один из заказчиков, если таким уполномоченному органу, уполномоченному учреждению либо заказчику другие заказчики передали на основании соглашения часть своих полномочий на организацию и проведение совместных конкурса или аукциона.
Проект распоряжения Правительства Российской Федерации соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Указанные в проекте постановления изменения, будут способствовать сохранению возросшей производственной мощности отечественных предприятий в рамках выхода из мероприятий по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции, а также в случае наступления второй волны коронавирусной инфекции в период подъема острых респираторных вирусных инфекций.
Анализ правоприменительной практики не проводился.
Проект постановления не повлечет дополнительных расходов средств федерального бюджета и не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В проекте постановления обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, отсутствуют.
Аналитическая справка по объему государственных закупок медицинских масок и производственным возможностям российских производителей | |||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Наименование товара, код ОКПД2 |
Объем государственных закупок в 2019 года, млн шт. |
Объем государственных закупок в I полугодии 2020 года, млн шт. |
Производитель |
Производствнные мощности, млн шт. в год |
Суммарные производственные мощности, млн шт. |
||
Медицинская маска, 32.50.50.190 |
190 |
370 |
ООО "КИТ" / ООО "Маска" |
241 |
1 642 |
||
ООО "Гекса-Нетканые Материалы" |
83 |
||||||
ООО "СпецМедЗащита" |
63 |
||||||
ООО "Фарм-Глобал" |
33 |
||||||
ООО "Клевер-Про" |
25 |
||||||
ООО "ЭВТЕКС" |
8 |
||||||
ООО "НПП "Волга Медикал" |
18 |
||||||
АО "Чистовье" |
34 |
||||||
ООО "Здравмедтех-Е" |
5 |
||||||
ООО "Локомотив" |
100 |
||||||
ООО "Ньюфарм" |
16 |
||||||
ООО "Агатмед" |
17 |
||||||
ООО "Медицина-Айрлайд" |
25 |
||||||
ИП Прибылов / ООО "Фармацевт" |
8 |
||||||
ООО "УПП "Оскольское" |
5 |
||||||
ООО Компания "Медсклад" |
5 |
||||||
ООО "НПФ "МИРАЛ" |
16 |
||||||
ООО "Коломенское УПП Универсал" |
3 |
||||||
ООО "Виробан" |
3 |
||||||
АО "ПЦ ЭкоСтиль" |
1 |
||||||
ООО "Ресид" |
7 |
||||||
ООО "Фортуна Мед" |
75 |
||||||
АО "Концерн Знак" |
268 |
||||||
ООО "ОТК" |
75 |
||||||
ООО "Реабилитик" |
32 |
||||||
ООО "Типография ФС ПРИНТ" |
38 |
||||||
ООО "ТРЕК" |
5 |
||||||
ООО "ПирроГрупп" |
0,38 |
||||||
ЗАО "Завод Труд" |
35 |
||||||
ООО "ФармМедПолис РТ" |
6 |
||||||
ФГУП "КОЭСП-2 МВД" |
4 |
||||||
ООО "Мердигер" |
1 |
||||||
ООО "ПК Стайер" / ООО "Вега" |
11 |
||||||
ООО "Парус электро" |
7 |
||||||
ООО "Гермес Технология" |
2 |
||||||
ООО "СФЕРА" |
4 |
||||||
ИП Корнилова Мария Михайловна |
4 |
||||||
ООО "ЛЕО" |
90 |
||||||
АО "Полиматиз" |
16 |
||||||
ООО "Экотен" |
3 |
||||||
ООО "Фармсервис" |
10 |
||||||
ООО "СантеДом" (ГК "Пелигрин") |
9 |
||||||
ООО "Нордтекс" |
3 |
||||||
ООО "Новые Технологии" |
85 |
||||||
ООО "ВГК Сервис" |
1 |
||||||
ООО "Аскона-Век" |
6 |
||||||
АО "Сорбент" |
16 |
||||||
ООО "Совместное предприятие "Бел-Поль" |
30 |
||||||
ООО "Техника" |
88 |
||||||
ООО "Энергострой" |
5 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.